Сценарий мероприятия Праздник вежливых ребят


Праздник вежливых ребят
Соловьева Олеся Витальевна, учитель начальных классов
Разделы: Внеклассная работа
Данный праздник помогает сформировать у учеников этическую культуру, т.е. образ жизни ориентирующий растущего человека на нравственные ценности.
Целью мероприятия является воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах, формирование внутренней культуры ученика младших классов.
Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, вежливому обращению друг с другом. Овладевают нормами вежливого обращения со старшими, заботе о младших.
Известно, что воспитанность – качество личности, которое проявляется, прежде всего, в повседневном поведении человека, в его уважительном отношении к другим людям.
Проработка повседневных правил поведения осуществляется в игровой и занимательной форме: сюжетно-ролевые игры «Я приду к тебе в гости», «Хороший ли я хозяин», решение задач по культуре поведения, разыгрывание сценки «Волшебное слово» по рассказу В.Осеевой. Веселые стихи Г. Остера «Вредные советы» вызовут у детей смех – здоровую реакцию на такие «советы».
Учащиеся - не пассивные зрители: они анализируют ситуации, участвуют в решении нравственных конфликтов, вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения.
В детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважения к другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, обществу, Родине, труду, природе, к самому себе.
Тема: Правила поведения.
Цель: воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте), формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста (культура поведения, этика, этикет, вежливость, тактичность, уважение к старшим, забота о младших, воспитанность).Оборудование:
На доске большой плакат: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Плакаты на стенах:«Пообещал что-то сделать – сделай. Не можешь – не обещай».«Уважая человека, уважаешь себя».
Декорация к сценке «Волшебное слово» В. Осеева.
Фонограмма песен В. Шаинского «Улыбка» и Б. Савельева «Настоящий друг».
Ход мероприятия
Ведущий:
– Ребята! Сегодня у нас «Праздник вежливых ребят». Мы с вами уже говорили о том, что есть правила определяющие поведение человека в повседневной жизни и общении с другими людьми. Эти правила называются этикетом.
Многие правила этикета возникли еще в глубокой древности. Наиболее разумные, удобные и красивые из них, помогающие проявить уважение, доброе отношение к людям, человечество пронесло через века. Такие правила превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек соблюдает всегда. Не случайно многие пословицы и поговорки отражают эти правила. Задумайтесь над такими изречениями: (на доске плакат)
«Пообещал что-то сделать – сделай. Не можешь – не обещай». «Уважая человека, уважаешь себя».
Вы закончите школу и другие учебные заведения, получите профессию, будете трудиться на работе. Но прежде всего вы должны вырасти хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
Сегодня мы будем говорить об одном очень важном слове, давайте попробуем угадать, что это за слово. СЛАЙД №2
О чём же мы будем говорить сегодня? Что такое вежливость? Какие цели поставим перед собой, что нам нужно вспомнить и чему ещё научиться? СЛАЙД №3
1)Друзья, вот вам на всякий случай Слайд №4 Стихи о школьнике одном.Его зовут…а впрочем,Мы лучше здесь его не назовём.
2)“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -Произносить он не привык,Простого слова “извините”Не одолел его язык.
3)Ему бывает часто леньСказать при встрече: “Добрый день”.Казалось бы, простое слово,А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”Он вместо “здравствуй” говорит.
4)А вместо слова “до свидания”Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:“Ну я пошёл, пока, всего…”
5)Не скажет он друзьям по школе СЛАЙД №5Алёша, Вася, Ваня, Оля.Своих друзей зовет он только
Алешка, Васька, Ванька, Олька.
6)Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
7)Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нём,
А мы…Мы скажем вам: «Спасибо».
СЛАЙД №6
Дети читают стихотворение «Попробуй-ка сам» С. Погореловского.
1-й ученик:
Стать добрым волшебникомНу-ка попробуй!Тут хитростиВовсе не нужно особой:Понять и исполнить желанье другого –Одно удовольствие, честное слово.
2-й ученик:
На клумбе цветокЕго листья повисли.Грустит он… О чем?Угадай его мысли?Он хочет напиться.Эй, дождик, полей!И дождик струитсяИз лейки твоей.
3-й ученик:
А что же сестренкаСкучает в сторонке?Волшебное что-нибудьСделай сестренке!И ты обернулсяРетивым конем –Галопом сестренкаПомчалась на нем!
4-й ученик:
Хоть мама ещеНе вернулась с работы,Нетрудно узнатьЕе дома – заботы«Вернусь –Хорошо бы пошить, почитать,Да надоС уборкой возиться опять.»5-й ученик:
И совершаешьВеселое чудо:Ковер засверкал,Засияла посуда!И ахнула мама,Вернувшись домой.– Да это как в сказке!Волшебник ты мой!
6-й ученик:
Стать добрым волшебникомНу-ка попробуй!Тут хитростиВовсе не нужно особой:Понять и исполнить желанье другого –Одно удовольствие, честное слово.
Ведущий:
А теперь, ребята, давайте все вместе решим такие задачки.
СЛАЙДЫ №7, 8, 9
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД №10
Ведущий:
А какие вежливые слова вы знаете?
Слова извинения СЛАЙД №11,
благодарности, просьбы СЛАЙД №12,
приветствия СЛАЙД №13.
СЛАЙД №14
Игра «Доскажи словечко» СЛАЙД №15
Дядя Саша огорчён. Рассказал он вот о чём: "Настя ходит в первый класс, Но давно уже от Насти Я не слышу слова…….(здравствуйте) А слово-то какое - Очень дорогое! Встретил Витю я, соседа, Встреча грустная была: На меня он, как торпеда, Налетел из-за угла. Но представьте: зря от Вити Ждал я слова …..(извините) А слово-то какое - Очень дорогое! Он про внучку говорил: "Экая досада! Я портфель ей подарил, Вижу: очень рада! Но нельзя ж молчать как рыба. Ну сказала бы….(спасибо) Слово-то какое - Очень дорогое! 
Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома - Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче ….(здравствуй) Вылез Крот на белый свет И сказал Ежу … (привет) Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать …(пожалуйста) Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас - будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны) Будьте ….(добры) Порвал Воробей Паутинные нити. Чирикнул смущенно: Ну ….(извините) Если встретилась компания, не поспешно, не заранее, А в минуту расставания Всем скажите: ... (до свидания) Когда я что-то подарю, Мне говорят:...(благодарю) Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить:...(Спасибо) Ведущий: Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания.
Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
А вот какая история произошла с одной девочкой из стихотворения А. Барто «В театре».
Когда мне былоВосемь лет,Я пошлаСмотреть балет.Мы пошли с подругой Любой,Мы в театре сняли шубы,Сняли теплые платки.Нам в театре в раздевалкиДали в руки номерки.Наконец-то я в балете!Я забыла все на свете!Даже три помножить на триЯ сейчас бы не смогла.Наконец-то я в балете!Как я этого ждала!Я сейчас увижу феюВ белом шарфе и венке.Я сижу, дышать не смею,Номерок держу в руке.Фея кружится по сцене –Я на сцену не гляжу.Обыскала все колени –Номерка не нахожу.Может, онПод стулом где-то?Мне теперь не до балета!Все сильнее играют трубы,Пляшут гости на балу,А мы с моей подругой ЛюбойИщем номер на полу.Укатился он куда-то…Я в девятый ряд ползу.Удивляются ребята:– Кто там ползает внизу? –По сцене бабочка порхала –Я не видала ничего:Я номерок везде искалаИ, наконец, нашла его.Но тут как раз зажегся свет,И все ушли из зала.– Мне очень нравиться балет, –Ребятам я сказала.
Ведущий: – Правильно ли вели себя девочки в театре? Почему?
Давайте лечиться от невежливости. СЛАЙД №16
Еще одна задачка по культуре поведения: СЛАЙД №17
«Лена сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
– Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя все-таки себя вести, – заметила старушка.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь: «Пожалуйста, буду сидеть спокойно».
Можно ли сказать Леночкино «пожалуйста» волшебным?
СЛАЙД №18
Послушайте стихотворение О. Григорьева «Гостеприимство» (ученик читает стихотворение).
Встаньте с этого дивана,А не то там будет яма,Не ходите по ковру –Вы протрете в нем дыру.И не трогайте кровать –Простынь можете помять.И не надо шкаф мой трогать –У вас слишком острый ноготь.И не надо книги брать –Их вы можете порвать.И не стойте на пути…Ах, не лучше ль вам уйти?
– Понравился вам хозяин? Почему? Каким должен быть хозяин?
Недавно ученые с удивлением открыли, сто на свете бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезные советы: «Умывайтесь по утрам!» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а «Вредные советы», по совету Г. Остера, вести себя именно так.
Если к папе или к мамеТетя взрослая пришлаИ ведет какой-то важныйИ серьезный разговор,Нужно сзади незаметноК ней подкрасться, а потомГромко крикнуть прямо в ухо:«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»И когда со стула тетяС перепугу упадетИ прольет себе на платьеЧай, компот или кисель,То, наверно, очень громкоБудет мама хохотать,И, гордясь своим ребенкомПапа руку вам пожмет,За плечо возьмет вас папаИ куда-то поведет.Там, наверно, очень долгоПапа будет вас хвалить.Ведущий: Ну вот, ребята, мы поговорили с вами о правилах и вежливых словах, которые необходимо помнить и выполнять ежедневно.
Давайте ещё раз разделим слова на группы. СЛАЙД №19, 20.
А теперь повторим общее правило общения. СЛАЙД №21
В отношении к другому всегда будь:
вежлив
уважителен
внимателен
доброжелателен.
Не позволяй себе смеяться над неловкостью и недостатком другого человека
Не стесняйся уступить другому.
Не стремись возвысить себя над другими.
Я надеюсь, что вы будете выполнять эти правила.
А самое главное, ребята, пусть эта фраза будет девизом вашей жизни СЛАЙД №22
«Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.И если кому-то, кому-то поможетТвоя доброта, улыбка твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!
(Исполняется песня Б. Савельева «Настоящий друг» )