«Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста»


«Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического слуха, анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста»
Выполнила:
Спасенникова Светлана Владимировна
Учитель-логопед
МАДОУ города Нижневартовска
детский сад № 83 «Жемчужина»
Пояснительная записка
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым и другими. Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта
Метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Жмуровой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом.
Метод наглядного моделирования особенно эффективен для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дети учатся давать характеристику любому звуку, развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей формируется ассоциация между звучанием звука и термином.
При изучении звуков мы даем детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть.
Цель: Познакомить родителей с понятиями «Наглядное моделирование», «Фонематический слух, анализ и синтез», обосновать необходимость их развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать различные виды игр.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: «Наглядное моделирование», «Фонематический слух, анализ и синтез»
2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования моделирования при обучении грамоте дошкольников.
2. Предоставлять практический материал через Интернет-ресурс (Блог "Дошкольный логопед") для работы с детьми.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «наглядное моделирование», «Фонематический слух, анализ и синтез», а так же узнаете, почему так важен такой метод обучения детей грамоте как моделирование.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью. Приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.
Что такое фонематический слух?
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции. Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук") Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо подготовился к школе, для этого он приводит ребенка на занятия по подготовке к школе. Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово( например, возьмём слово"кот"-оно состоит из звуков:"к", "о","т").Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.) ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова(которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа". Более подробно вы сможете познакомиться в моем блоге:http://logopedpearl.blogspot.ru/2014/03/blog-post_988.html#comment-form.
Ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Дидактические игры способствуют успешному развитию фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
Дидактические игры и упражнения с применением метода наглядного моделирования позволяют решить следующие задачи:
познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
образно представить структуру слова;
научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
определять последовательность звуков в слове;
определять количество звуков в слове;
изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
Уже с первых занятий по подготовке к обучению грамоте дети знакомятся с речевыми звуками – гласными и согласными.
-Сказочные герои Гномики - звуковички, помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие.
-Светофорчики, (сигнальные карточки), обозначающие гласные и согласные звуки (красные, синие и зелёные) упражняют в дифференциации понятий «гласный» -«согласный твердый/мягкий» звук.
-Определить позицию звука в слове детям помогает птичка-синичка, символизирующая слово, а её части тела обозначают начало, середину и конец слова. В дальнейшей работе используем «схемы слова»
-При помощи символов обозначающих воздушную струю воздуха, звонкость и глухость ( колокольчики); твердость и мягкость ( молоток и пух), а так же цвета ( синий, зеленый и красный) ребята дают характеристику звукам.
-Многофункциональное пособие «Волшебные кубы» представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которых изображены символы звуков, схемы слов и предметные картинки с изучаемым звуком. Каждый куб носит свое название: «Звуковая дорожка», «Найди звук», «Назови первый звук в слове» На гранях кубов изображены символы звуков. Схемы слов, изображения колокольчиков, для обозначения глухих и звонких согласных, а также картинки с изучаемым звуком.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх. Начнём с «Волшебного куба»
Я предлагаю Вам поиграть с ребенком в игры: «Найди звук» и «Назови первый звук в слове»
В игре «Найди звук» ребенку предлагается найти определенный звук в слое. Ребенок смотрит на схему слова и определяет, где находится тот или иной звук ( начало, середина или конец слова).
В игре «Назови первый звук в слове» ребенку предлагается слово и он
определяет первый звук в слове.
Так же для закрепления изучаемого звука я предлагаю вам созданные мною интерактивные игры: «Найди звук», «Назови первый звук в слове».
Используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.
Использование наглядных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным. Таким образом, моделирование способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотно и целенаправленно. Оно не требует ни дополнительных материальных затрат, ни длительной подготовки. Положительный результат от введения предлагаемого метода наглядного моделирования , появляется в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Собранная мною картотека интерактивных презентаций и игр представлена в моем блоге « Дошкольный логопед» в разделе Медиатека. http://logopedpearl.blogspot.ru/p/blog-page_28.htmlСпасибо за внимание.
Список источников:
1. М.Н. Миронова « Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы» ,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
2. Т.А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 48 с.
3. Т.А. Ткаченко « Формирование навыков звукового анализа и синтеза» ».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.