Урок математики в 4 классе по теме: «Закрепление и проверка знаний, умений, навыков умножения и деления на числа оканчивающиеся 0. Решение задач.»

Урок математики в 4 классе по теме:
«Закрепление и проверка знаний, умений, навыков умножения и деления на числа оканчивающиеся 0. Решение задач.»
Учитель высшей категории
Жидкова Светлана Николаевна
Тип урока: обобщающее повторение.
Цели урока:
Обучающая: - закрепить навык умножения и деления на числа оканчивающиеся 0;
- закреплять умения решать задачи.
Развивающая: развивать память, внимание, мышление.
Воспитательная: - добиваться понимания необходимости самостоятельной работы для достижения какого либо результата;
- познакомить с пословицей, как жанром народной мудрости.
Оборудование: - карточки с примерами, задачами для индивидуальной работы;
- алфавит с цифрами:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


- учебник М.И.Моро «Математика» 4 класс М «Просвещение» 2003г, 2 часть.
- плакаты, приготовленные детьми с пословицами и иллюстрациями к ним.

Ход урока.
І. Организационный момент: сообщить тему и цели урока.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Подготовка к основному этапу.
Устный счёт. Фронтальная работа. Обучающиеся считают выражения, каждый ответ соответствует букве алфавита. Результат: должно получится слово: ПОСЛОВИЦА.
6800:400+80*0 17 п
960:60*(50:50) 16 о
80:20*5-10:10 19 с
(3000+900):300 13 л
80*90:600+200:50 16 о
100:50+100:100 3 в
600:120*(400:200) 10 и
(960:80)*(200:100) 24 ц
6000:2000- 840:420 1 а
Пословица – это жанр народного творчества, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни, о людях. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. А.С.Пушкин писал: « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!». Знаменитый Владимир Даль выделил для своих пословиц 170 рубрик: пословицы о предметах веры, о судьбе, терпении, надежде о счастье, о богатстве и бедности, скупости и бережливости и многое другое. Эта тематика столь же обширная, как и жизнь народа. Вы тоже подготовили подборки пословиц с иллюстрациями по темам. (обратить внимание детей на выставленные плакаты).
Сегодня на уроке всё будет связано с пословицами.
VІ. Закрепление знаний и способа действий.
VІІ. Контроль и самопроверка знаний.
Всем раздаются карточки для самостоятельной работы. Ребята решают выражения и собирают пословицы.
Задание для сильных учеников.

1- крас (470+440):70*(100:100)
2- речь 390*2:30
3 – на 190*30:100
5 – ло
6 – пос
7 – вицей.



Ответ: Красна речь пословицей.

Задание для средних учеников.
Карточка №1
1 – ница 420*20:100
2 – делам (513-500)*40:10
3 – помощ 30*90:100+800:200
4 – вица
8 – посло
9 – всем



Ответ: Пословица всем делам помощница.
Карточка №2.

1 – не 9600:200
2 – словица 80*80:200
3 –по 100:2+600:600
4 – ста 5400:90+810:90
5 – век
6 – сло
8 – рая
9 – мится



Ответ: Старая пословица век не сломится.
Задание для слабых учеников.

1 – ром 600: 20+80:10
2 – вится 2000:20-29:1
3 – посло 60*70:100
4 – мол
7 – не да
8 – вица



Ответ: Пословица не даром молвится.


VІІІ. Контроль и самопроверка знаний.
Устно решаются задачи, записываются только ответы. Результат: должна получиться пословица: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
0 –учиться
2 – стыдно
4 – не
8 – знать
1) Два лыжника вышли одновременно в противоположных направлениях. На каком расстоянии они окажутся через два часа, если один идёт со скоростью 11 км/ч, другой 10 км/ч.? (42: не стыдно)
2) Одна восьмая расстояния составляет 6 км. Чему равно всё расстояние? (48: не знать)
3) Длина прямоугольника 2 дм, ширина 12 см. Найдите площадь прямоугольника. (240: стыдно не учиться).
Самостоятельная работа: Задачи на выбор. Самопроверка: должна получиться пословица.
А) задача на пропорциональное деление.
1 – ная В первый день купили 4 одинаковых стула, во
2 – сто второй 5 таких же стульев. За все стулья
4 – рона заплатили 108 рублей. Сколько рублей заплатили
6 –чужая в первый и во второй дни?
8 – мать
9 – род
0 –мачеха



Решение:
1) 4+5=9 род
2) 108:9=12 ная сто
3) 12*4=48 рона мать
4) 12*5=60 чужая мачеха.
Ответ: Родная сторона мать, чужая – мачеха.



Б) задача на встречное движение.
Два туриста на байдарках вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 2 часа. Какое расстояние они проплыли, если первый плыл со скоростью 12км/ч, а второй 15 км/ч?

Если решаешь в 2 действия, то:
2 – один
4 - загинешь
5 – каши
7 – и у
Если решаешь в 3 действия, то:
0 – а
2 – не
3 – службу
4- в
54 – дружбу



Решение
12+15=27 один и у
27*2=54 каши загинешь
Ответ: Один и у каши загинешь.
12*2=24 не в
15*2=30 службу, а
24+30=54 в дружбу.
Ответ: Не в службу, а в дружбу.



В) задача на нахождение 4 пропорционального.

0 – не видать
5 – много спать
8 – добра
Для круглосуточной работы на 10 комбайнах надо подготовить 16 комбайнёров. Сколько комбайнёров необходимо подготовить для круглосуточной работы на 50 комбайнах?


Решение:
50:10=5 много спать
16*5=80 добра не видать.
Ответ: Много спать добра не видать.

Работа с учебником: с 33 № 8
1 вариант: 1 и 2 столбик
2 вариант: 3 и 4 столбик

718 – нечего
38- до вечера
78 – коли делать
217 – Долог день
87 – саночки возить
908 – кататься
487 – Любишь
115 – люби и


Домашнее задание: с 33 № 8 поменяться вариантами (карточки для самоконтроля раздаются на следующем уроке)




Дополнительное задание: дополни слово в пословице. Решив правильно выражение, ответ и является словом, которое пропущено.
Карточка № 1



1) Каков корабль, таково и
64.050:70



815 – движение 915 – плавание 715 – путешествие

2) Золотые ручки не испортят
49.680: 60




828 – мучки 818 – тесто 838 – пирога






Карточка № 2

Как аукнется, так и
97.920:80





1.324 –скажется 1.224 – откликнется 1.234 - ответится

Отольются кошке мышкины
200.320:40





5.008 – слёзки 508 – беды 58 – несчастья







Карточка № 3.
Один в поле не
60.120:20




306 – пахарь 36 – работник 3.006 –воин

Ученье свет, а неученье
320.560: 80





407 – беда 4.007 – тьма 47 – недоразумение


Подведение итогов. И так мы сегодня с вами чему научились? Что нового узнали?
Заключение: Пословицы помогают нам представить в каждой из них тех, кто судит, рядит, спорит, вышучивает, насмехается, балагурит, печалится, скорбит, радуется, бранится – представить множественность случаев из жизненных сцен. Пословицы являлись в разгаре беседы, когда надо было подкрепить мысль метким замечанием, наблюдением, заключением, выявить самую суть сказанного. Пословицы переходили из века в век и несомненно ещё пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт. Такими пословицы пришли в речь наших современников и такими от нас перейдут к другим людям. Долгий век пословицы продолжается.











15