Обмен опытом Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования

Чайковская Александра Викторовна
учитель-логопед МБОУ «Ясненская СОШ № 7»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня посредством наглядного моделирования
В жизни человека речь выполняет важные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Речь проходит сложный, последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей с нарушениями речи неуклонно растет. Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте (Л. С. Волкова).
Отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперировать языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи (В. К. Воробьева, И. Т. Власенко).
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах, предложениях их взаимозаменяет. Отмечаются нарушения воспроизведения слоговой структуры слов.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко дети с ОНР заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению (В. П. Глухов). Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Несмотря на различную природу нарушений речи, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Отмечается более позднее появление речи; речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения падает. Многие авторы (С. Н. Шаховская, Л. В. Мелихова, др.) обращают внимание на затруднения, проявляющиеся в развернутой речи, к ним относят «скудность высказывания», «стремление избежать развернутой речи», трудности построения фразы при пересказе, неумение одновременно следить за формой речи и ее содержанием, неуверенность и затрудненность выражения мысли в связной форме. Е. Г. Корицкая, Т. А. Шимкович, указывая на значительные трудности детей с ОНР в овладении последовательным, развернутым рассказыванием, отмечают, что эти трудности значительно увеличиваются по мере возрастания самостоятельной речи и при отсутствии опоры на заданный сюжет. Еще более ощутимыми они становятся при задании сократить подробное повествование до одной-двух фраз, а также при задании выделить в рассказе главную мысль. Анализируя процедуру составления рассказа по серии сюжетных картинок, авторы отмечают сложности в определении логической последовательности изложения, обусловленные неумением детей расположить картинки в нужном порядке. Сам рассказ в этом случае сводится к перечислению предметов или действий, изображенных на картинках. При пересказе сказки или небольшого рассказа обнаруживаются неполное понимание прочитанного текста, нарушение последовательности в передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности повтора слов. Сложным или почти недоступным для детей с ОНР III уровня оказывается самостоятельное описание игрушки или знакомого предмета, оно ограничивается чаще всего называнием отдельного признака предмета, на котором застревает ребенок или перескакиванием с одной мысли на другую. Речь при этом становится более аграмматичной, усугубляются трудности лексического характера. В спонтанной речи, при свободном рассказывании, которое оказывается более доступным, нежели описание предмета, дети используют преимущественно простые предложения. Самостоятельное рассказывание характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова (чаще всего подлежащего), нарушением порядка слов в предложении, незаконченностью предложений, ошибками в употреблении слов (В. К. Воробьева).
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из перспективных направлений коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является использование метода наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним (Т. Н. Смышляева). Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.
Модельные представления позволяют ребенку с ОНР выделять в образном плане те свойства действительности, которые существенны для решения задачи. Модель, схема фиксируют соотношения частей в предмете, предметов между собой или последовательность основных действий, ведущих к достижению цели. Использование модели ориентирует ребенка на понимание структуры мира, что, в свою очередь, раскрывает перед ним объективную «логику» строения предметов, действий, событий. Построив модельное представление, ребенок тем самым открывает для себя эту «логику».
Моделирование состоит из следующих этапов: усвоение и анализ сенсорного материала, перевод его на знаково-символический язык, работа с моделью.
В научно-педагогической литературе Л. А. Венгер и О. М. Дьяченко рассматривали моделирование как процесс применения наглядных моделей.
По видам модели различаются:
1. предметная модель – это набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа (например, кошка; кошка с котятами; кошка ест; кошка спит и т. д.);
2. предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений (например, кошка; тарелка; человек). И предметная, и предметно-схематическая модели предлагают определить порядок изложения;
3. схематическая модель помогает удержать в памяти последовательность (план) рассказа.
Наглядность моделей позволяет ребенку удержать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее.
Представленные в моделях функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а. следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное и логическое мышление. Модели стимулируют внимание детей с ОНР, помогают развивать восприятие, творческое воображение, волевые качества, активизируют речь, способствуют повышению поисковой активности.
Таким образом, определим актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ОНР, это:
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми с ОНР III уровня;
- применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
- использование наглядного моделирования в коррекционной работе активизирует познавательную деятельность детей;
- метод наглядного моделирования мы можем использовать на всех этапах коррекционной работы.
Цель метода наглядного моделирования – предоставление детям возможности усваивать знания об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, формирование умения воспроизводить, передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.

В работе по развитию речи старших дошкольников с ОНР III уровня я широко использую возможности наглядных моделей. Применяю модели артикуляции звуков В. М. Акименко, методику составления описательного рассказа Т. А. Ткаченко, методики пересказа текста цепной организации В. К. Воробьевой, сама создаю мнемотаблицы, символы, модели, опорные схемы:
Артикуляционная гимнастика.
В работе по формированию правильных артикуляционных укладов тех или иных звуков применяю картинки-символы артикуляционных упражнений (приложение 1, слайд 8). Дети положительно реагируют на изображение человечка (другого персонажа), быстро запоминают название упражнения, с желанием выполняют гимнастику. Каждую картинку-символ сопровождаю коротким стихотворением (например, упражнение «Грибок» -
«Один-два-три-четыре-пять,
В лес идем мы погулять!
Ванечка по лесу шел
И большой грибок нашел!»)
Формирование навыков фонематического анализа, синтеза. Слоговой анализ. Работа над предложением.
На данном этапе работы использую символы для обозначения характеристики звука (согласный, твердый, звонкий, т. д. – приложение 1, слайд 9). Использую пеналы (приложение 1, слайды 9, 10), в которых находятся кружки красного цвета (обозначаем гласный звук), синего цвета (согласный твердый), зеленого цвета (согласный мягкий), оранжевые прямоугольники (используем во время слогового анализа слов), синие прямоугольники, квадраты (используем при составлении схемы предложения). Для проведения звукового анализа сделала карточки (приложение 1, слайд 10) – количество квадратов под картинкой соответствует количеству звуков в слове, прямо на карточке дети выкладывают звуковую схему слова. В работе по определению позиции звука в слове очень хорошо помогает следующее пособие (приложение 1, слайд 11). Карточка разделена на три квадрата: первый квадрат - начало слова, второй квадрат – середина, третий – конец слова, красная черта на карточке обозначает начало слова; звездочкой дети обозначают позицию заданного звука в слове. В работе над предложением использую следующие схемы (приложение 1, слайд 12, 13). Прямоугольник с «ножками» обозначает слово-действие, звездочка – предмет. В работе над предложением использую игру «Живое предложение», где в качестве слов выступают дети (пример: предложение «Ярко светит солнце». Словом «ярко» будет Саша, словом «светит» Катя, словом «солнце» Юра. Дети-слова выходят, встают по порядку, остальные дети «читают» предложение и дают «словам» задания. «Словечко «солнце» присядет два раза» и т. д.). На этапе знакомства с игрой дети могут держать в руках картинки-символы (солнце, прямоугольник с «ножками»), затем игра проводится без символов.
Лексико-грамматические категории.
На данном этапе работы использую схемы, пиктограммы, символы, соответствующие словарю прилагательных, глаголов по определенной лексической теме, использую схемы предлогов (приложение 1, слайд 14).
Связная речь.
С помощью плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок, с детьми можно пересказывать тексты, заучивать стихи. Картинно-графический материал должен создаваться на глазах детей, в момент знакомства детей с текстом, в виде рисунков, схематических изображений.
В работе по формированию навыков связной речи использую опорные схемы для составления описательных рассказов. Прежде, чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде (приложение 1, слайд 15).
Автоматизация звуков.
В работе по автоматизации звуков применяю мнемотаблицы, в которых в виде схемы кодируется содержание текста, в результате чего ребенок видит опору и вспоминает, воспроизводит сказку, текст, стихотворение (приложение 1, слайды 16, 17).
Подводя итог вышесказанному, отметим, что использование наглядных моделей позволяет учителю-логопеду целенаправленно развивать речь детей, повышает эффективность коррекционного процесса.














Литература:
1. Воробьева В. К. Методики развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ: Астрель, 2006.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии.-СПб.: Лань, 2003.
3. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология – 1994.-№2.
4.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. В. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург.: Литур, 2000.
5. Логопедия/под ред. Л. С. Волковой.- М. Владос, 2006.
6. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР//Дошкольное воспитание – 2004.- №6.
Омельченко Л. В. Речевые тренинги по автоматизации свистящих звуков.-Учитель, 2013.
7. Смышляева Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников//Логопед. – 2005.-№1.
8. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание.-1990.-№10.
9. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.-М.: Министерство образования РСФСР, 1993.