Конспект внеклассного мероприятия «Курение или здоровье – выбирайте сами»

Конспект внеклассного мероприятия
с использованием информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: химия, внеклассное мероприятие обобщения изученного материала с исследованием.
Тема: Курение или здоровье – выбирайте сами.
Продолжительность: 1 урок – 45 минут.
Класс: 9
Технологии: обьяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация эксперимента, сообщение учащихся); применение информационно – коммуникационных технологий: презентации Power Point, фрагмент опытов и видеофильма.
.
Конспект внеклассного мероприятия «Курение или здоровье – выбирайте сами»

Цель: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на мероприятии для формирования ценностных отношений учащихся и выбора ими жизненных позиций в условиях прогрессирующего курения;
познакомить с причинами появления человеческих пороков, закрепить знания о негативном воздействии их на организм человека.
План мероприятия:
Цели и причины проведения мероприятия.
Статистические данные – слайд
Причина курения - презентация
История табакокурения. (презентация)
Вред курения – выступления учащихся.
Принцип курения – беседа с презентацией
О чем предупреждает Минздрав?
Лучше один раз увидеть – видеоопыты
Видеофильм
Дискуссия «Курить или не курить»
Тренинг
Релаксация


Материалы и оборудование:
Плакаты с изречениями великих людей: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Оноре де Бальзак), «От курения тупеешь» (Иоганн Гете).
Плакаты с рисунками о вреде курения.
Прибор для демонстрации
Мультимедийный проектор, компьютер.
Анкетирование по вопросам перед внеклассным мероприятием.
Вопросы анкетирования:
1. Курите ли вы?
1) да 2) нет 3) балуюсь 4) иногда
2. Есть ли у вас дома курящие люди?
1) да 2)нет
3. Считаете ли вы, что табакокурение вредит вашему здоровью?
1) да 2)нет 3)не задумывался (ась)
4. Вы начали курить по своему желанию?
1) да 2) нет 3) заставили
5. Что заставило вас начать курить?
1) одиночество 2) предательство 3) не хотелось отличаться от остальных 4) заставили взрослые
6. Вам нравится курить?
1) да 2)нет
7. В каком возрасте вы начали курить?
1) в младших классах 2) в средних классах 3) в старших классах


Ход внеклассного мероприятия:

Цели и причины проведения мероприятия.
По данным статистики каждые 13 секунд по причине курения умирает 1 человек, за час – 270 человек.
Мною было проведено анкетирование, в котором принимали участие учащиеся 9 -11 классов нашей школы в возрасте 15 – 17 лет. Всего в анкетировании приняло участие – 35 человек.


Слайд 1.
Данные анкетирования показали, что:
Курят – 9 % из числа опрошенных
Не курят – 94 % учащихся
Начали курить в старшем возрасте
Курильщики в семье – 65% из числа опрошенных
Осознают опасность курения – 100 % учащихся
Причина курения: не хотелось отличаться от остальных – 9%
В связи с этим я решила провести мероприятие под названием « Курение или Здоровье – выбирайте сами». Каковы же цели нашего занятия?
Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня твердо уяснили, в чем вред курения, почему люди не могут бросить курить. И самое главное, чтобы у каждого из вас выработалась своя взрослая позиция, независимая от мнения ваших друзей. Чтобы вы четко для себя решили: «ДА» или «НЕТ».
С чего же начать? Конечно же, с самого начала.

Презентация «Причины курения»
Рассмотрение причин курения по презентации.

История табакокурения с презентацией

Курение табака возникло еще в глубокой древности. Так в Египте при раскопках могил фараонов были найдены глиняные курительные трубки. А когда реставраторы восстанавливали мумию египетского фараона Рамзеса II, который жил в 18 веке до н.э., они нашли в его желудке следы табака. На старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображениями курящих людей.
Но история приобщения европейцев к курению началась так: 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!». Флотилия Колумба достигла острова Гуанахани. В числе подарков местные жители преподнесли Колумбу сухие листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Жители острова угощали Колумба и его спутников в знак приветствия, уважения и дружбы. Отказ от курения воспринимался как враждебное, недружеское отношение.
Первые попытки курения вызывали сильнейший кашель, слезы, головокружении, у некоторых пропадал сон и аппетит. Однако, постепенно, они стали привыкать к табаку. Привычка курить укоренялась.
В России Михаил Федорович Романов запретил курение. Курильщиков в 1раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во 2 раз - отрезали нос или уши.
Распространение курения в России получило в период царствования Петра Первого. Хотя, введя курение, Петр Первый одним из первых и пострадал от него самым жестоким образом. К концу 18 века не было ни одной страны, куда бы ни проник табак. Развивалась новая отрасль промышленности – табачная.
В настоящее время во всем мире курят сотни миллионов людей мужчин и женщин разных национальностей, возрастов, образования и социального положения. Курят, не задумываясь о последствиях, растворяя свое здоровье в табачном дыме.

Вред курения.
Выступления учащихся.
Краткое изложение сообщений учащихся.

Дыхательная система первой встречается с табачным дымом и фильтрует его. Органы дыхания наш постоянный фильтр, через который каждую минуту проходит около 10 л воздуха и 8 л крови. Табачный дым один из основных загрязнителей атмосферного воздуха, особенно в закрытых помещениях. Поэтому он считается одним из основных факторов, способствующих развитию заболевания легких, эмфиземы, бронхита, бронхиальной астмы, рака легких и др.
Табак пособник язвы
Для человека, пристрастившегося к табаку, выкурить сигарету все равно, что утолить жажду или пообедать. Заядлому курильщику обед покажется неполным, если после еды он не закурит. Хроническое отравление никотином вызывает расстройство деятельности вегетативной нервной системы, следствием чего является нарушение нормального функционирования желудочно-кишечного тракта. Каждый раз после выкуренной сигареты в желудке возникают симптомы гастрита.
Облитерирующий эндартериит
Облитерирующий эндартериит поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Решающая роль в его возникновении принадлежит никотину. В устах народа такая патология отмечена выражением «ноги курильщика». Суть заболевания заключается в сужении и заражении просвета артерий (облитерация), нарушении питания тканей них омертвении (гангрена). В начальной стадии болезнь проявляется такими симптомами, как зябкость ног, побледнение кожи, чувство онемения в пальцах. Затем наступает так называемая перемежающаяся хромота, которая возникает из-за недостаточного кровоснабжения ног. Именно тогда уже четко определяется отсутствие биения пульса на артериях, которое проходит на тыльной поверхности стопы от передней части голеностопного сустава к большому пальцу.
«Сердечно-сосудистые болезни играют ведущую роль в заболеваемости и смертности населения, особенно в экономически развитых странах. Причины их роста различны, но одним из важнейших факторов является курение, которое в связи с этим называют фактором риска. Это значит, что риск заболеть и умереть от болезни сердца и сосудов (гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт) выше, если человек курит
Под влиянием постоянного поступления в организм табачных ядов происходят неблагоприятные изменения в зрительном нерве и в сетчатке глаз. Глаза злостного курильщика слезятся, краснеют, края век припухают. Иногда возникает полная потеря зрения («табачная слепота»). Нередко нарушается нормальное цветоощущение- Это может повлиять на профессиональную трудоспособность, например, у шоферов, которые обязаны отчетливо различать красный, желтый, и зеленый цвета.
Особенно вредит курение людям, страдающим повышенным внутриглазным давлением (глаукома). Вредно действует курение также и на орган слуха. Острота слуха у курильщиков понижена. Воспалительный процесс распространяется на слуховой нерв. Происходит утолщение барабанной перепонки и снижение подвижности слуховых косточек. Это хорошо знают музыканты.
Курение и эндокринная система.
Никотин отрицательно влияет на гипофиз, щитовидную и околощитовидную железы, надпочечники. Выкуривание 1020 сигарет в день усиливает функцию щитовидной железы: повышается обмен веществ, учащается сердцебиение. Установлено, что курение табака пагубно влияет на деятельность половых желез. У мужчин никотин угнетает половые центры, расположенные в крестцовом отделе спинного мозга.
Аллергия (от греч. аллос другой и ергон действие). Аллергия повышенная чувствительность организма, на фоне которой ухудшается, осложняется и затягивается течение ряда заболеваний и в результате которой могут возникнуть новые болезни. Вещества, вызывающие аллергию, называются аллергенами. Табак, так же как и многие другие растительные вещества, может быть аллергеном и способен играть значительную роль в развитии ряда аллергических заболеваний: бронхиальной астмы, отека Квинке, дерматитов, мигрени, аллергических проявлений со стороны желудочно-кишечного тракта и некоторых других.
Учитель: «Человек затянулся сигаретой. Как только синяя струйка дыма потянулась вверх, вам показалось, что мысли как бы прояснились, возникло приятное ощущение бодрости. А что же на самом деле происходит в организме курильщиков?

Поговорим о принципе курения.
Презентация «Принцип курения»

Человек затягивается сигаретой. Первыми в контакт вступает рот и носоглотка. Проходя через сигарету, дым от тлеющего табака хоть и успевает охладиться, но не столько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма около 55-60 градусов. Чтобы дым поступил в легкие, курильщик приоткрывает рот и заглатывает порцию холодного воздуха, температура которого на 40 градусов ниже температуры дыма. Такие перепады ведут к разрушению эмали, на ней появляются трещины, зубы разрушаются.
Слизистые оболочки рта и носоглотки тоже подвергаются действию дыма. Под действием температуры и токсических веществ капилляры слизистых воспаляются и расширяются, следовательно выделяется слюна, которую курильщик постоянно сплевывает, а часть проглатывает. Вредные вещества со слюной попадают в желудок и вызывают со временем язву и рак желудка.
В гортани, бронхах и легких слизистые еще нежнее и уязвимее, следовательно появляется кашель, осиплый голос.
Итак, при каждой затяжке нарушается усвоение кислорода организмом, следовательно, процесс дыхания не выполняет своих функций.

Учитель: «Почему никотин – наркотик?»
Ответ учащихся:
Никотин - один из сильнейших растительных ядов. Никотин легко проникает в кровь и накапливается в органах. В малых дозах никотин сначала повышает возбудимость головного мозга, а потом ее угнетает. Это происходит из-за разрушения сосудов сразу после первой затяжки. К мозгу приливает кровь, поэтому появляется ощущение бодрости и просветления головы. Однако, через 10-15 минут происходит мощное сужение сосудов, состояние ухудшается и человек снова стремится закурить. Происходит привыкание. Поэтому никотин относится к НАРКОТИКАМ. Никотин ядовит для всех живых существ.
А, кстати, о чем предупреждают врачи?

О чем предупреждает Минздрав? Статистические данные

По данным медицинской статистики среди курильщиков резко возрастает подверженность различным заболеваниям. Так, стенокардия встречается у курильщиков в 12 раз чаще, чем у некурящих. Инфаркт миокарда - в 13 раз чаще, рак легкого – в 20 раз чаще. От внезапной остановки сердца курильщики умирают в 5 раз чаще.

Учитель: Говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поэтому я предлагаю пронаблюдать, что происходит, при выкуривании только одной сигареты.

Видеофрагмент демонстрации опытов «Обнаружение в табачном дыме никотина» и «Опыта с растениями»
Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нем наличие смол, никотина.
Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть смол никотина, образующихся при курении. Эти вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Видеофильм «О вреде курения»

Вывод. Вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом.

Учитель: Давайте разделимся на 2 команды и проведем дискуссию. «Россия курила и будет курить» - утверждает одна команда, а вторая – «Россия не будет курить».

Учитель: В заключение проведем тренинг «Закури сигарету». Учитель бросает мяч ученику предлагая закурить, ученик отказывается, аргументируя фактами вреда курения. Каждый задает вопрос и получает ответ.

Рефлексия. Звучит тихая музыка.

Учитель благодарит учащихся за активное обсуждение вопросов внеклассного мероприятия.


15