Нарастание кризисных явлений в обществе в советском обществе в 1965-1985 гг.

Конспект урока
Класс: 11
Тема: Нарастание кризисных явлений в обществе в советском обществе в 1965-1985 гг.
Цель урока: продолжить формирование исторического сознания, критического стиля мышления школьников через осмысление противоречий в Советском обществе 1965-1985гг.
Программное содержание: Хозяйственная реформа, кризис директивной экономики, структура населения и социальная политика властей
Основные образовательные результаты: По окончанию изученной темы учащиеся:
- дают краткую характеристику процессов, проходящих в СССР 1965-1985;
- раскрывают основные понятия;
- называют важнейших исторических деятелей того периода;
- имеют представление о директивной экономике;
- характеризуют взаимоотношения партийного руководства и социальных групп;
- определяют роль Брежнева в кризисе;
- называют основные даты
- показывают на карте основные географические местоположения;
- находят противоречие между экстенсивными способами развития экономики и колоссальными масштабами развития промышленности.
- высказывает свое мнение по проблеме социальных противоречий.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: традиционный
Педагогическая технология: технология развития критического мышления
Основные понятия: хозяйственная реформа, теневая экономика, коррупция, ротация, агропромышленная интеграция, бригадный подряд.
Основные даты: 1965-1985
Имена исторических деятелей: Л.И.Брежнев, А.А.Громыко, Н.С.Хрущов,
Географические названия: Москва, Ставрополь, Крым, Сибирь, Дальний Восток,
План изучения нового материала:
1. Хозяйственная реформа,
2. кризис директивной экономики,
3. структура населения и социальная политика властей
Оборудование урока: портрет Брежнева, мультимедийная презентация.
Оформление доски: по центру - тема урока, главный вопрос урока,
справа – основные даты, понятия,
слева – презентация.
Мизансцена урока: традиционная.
Домашнее задание: §35.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I.Организационный момент
Приветствие
Проверка отсутствующих
Проверка готовности к уроку
Психологический настрой на урок

Приветствуют стоя
Староста или дежурный
Учебник, атлас, тетради


II. Стадия «ВЫЗОВ»
Аналитическая беседа:
Итак, изучение нашей сегодняшней новой темы напрямую связано с предыдущим периодом. Как вы считаете, какую тему мы будем изучать? Верно, она относится к политике Брежнева. Тема нашего урока: Нарастание кризисных явлений в обществе в советском обществе в 1965-1985 гг.
Смотря на тему, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
-На какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему урока?
-В чем значимость темы урока?
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо ответить на главный вопрос, в чем причины и каковы проявления системного кризиса советской модели экономики?
Давайте вспомним, какая политика в сфере номенклатуры предшествовала шестидесятым годам. Для этого обратимся к документу.
Работа с документом в учебнике. Анализ документа.вопросы?
13 EMBED PBrush 1415
Составление логических цепочек
Ликвидация разделения партийного аппарата по производственному принципу




Парт аппарат контролирует все, без ответственности за что либо




Отмена ротации




Принцип нестабильности партийных работников

Какой вывод мы можем сделать? Верно, что проводилась нестабильная политика
Вывод: Итак, для решения главного вопроса нам необходимо рассмотреть реформу 1965 года.
Прослушаем доклад и составим кластер.
Экономическая реформа 1965 г. в СССР реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 19651970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
Распределение прибыли предприятий до и после реформы
Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.
Составление кластера на доске



Упразднение совнархозов



Списаны долги с колхозов и совхозов



Сокращение обязательных плановых показателей


Реформа 1965



Не затрагивала директивную экономику




Попытки внедрить наукоемкие производства

Повышение финансирования аграрного сектора


Вывод:
Реформа не была достаточно продумана. Носила поверхностный характер. Она не отвечала всем требованиям экономики. Что могло привести к ухудшению ситуации.



Фронтально






Запись в тетрадь по ходу обсуждения









Чтение документа, анализ











Составление логических цепочек.

Запись в тетрадь по ходу работы. Запись одним учащимся на доске




Устно. Фронтально


Один ученик у доски

Активное слушание с пометками для себя.


Что именно они пишут в тетрадь?





























































Запись в тетрадь самостоятельно
Один ученик у доски


Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (15 мин.).
Давайте разделимся на три группы.(три ряда)
Каждая группа прочтет текст с маркерами и заполнит таблицу. «V»- то, что вы читаете соответствует тому, что вы уже знали. «-» то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, «+» то, что вы читаете является новым, «?»- то, что вы читаете вам непонятно.
1 группа. С 278-281 Прочитаете текст и составите сообщение о причинах кризиса директивной экономики
2 группа. С 278-281 Прочитайте текс и составьте краткую характеристику директивной экономики.
3 группа. С 281-283 Прочитайте текст и дайте краткую характеристику социальной обстановке и социальной политике.
Беседа с классом по вопросам:
- Что из того, что вы прочитали вам уже было знакомо?
-С чем вы были не согласны?
-На какие тонкие вопросы мы можем ответить?
Какую новую информацию вы получили? Какую информацию вы не поняли?
В чем состоит трудность?
Чтение текста и заполнение таблицы

«V»
«-»
«+»
«?»








Групповая работа



Отчет о проделанной работе

Ответы на вопросы фронтально.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»
Прекрасно. Благодаря полученной информации мы можем наконец ответить на вопрос нашего урока в чем причины и каковы проявления системного кризиса советской модели экономики?
Предлагаю составить небольшую таблицу:
Причины кризиса
Проявление кризиса




Рефлексия:
- Что мы теперь знаем о данном историческом явлении?
- Как изменилось наши взгляды? Почему?
- Как и где мы теперь можем применить наши знания?
- какие уроки мы можем вынести из истории?

фронтально



Заполнение таблицы на доске и в тетрадях

Ответы на вопросы

V.Домашнее задание (2-3 мин.)
1. Прочитать § 35 учебника;
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос №3 С. 284
Записывают Д/З в дневник

VI.Итоги урока
Рефлексия

Само оценивание
Оценивание


Фронтально.






Само оценивание












Приложение 1
Правило написания кластера
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.
Для создания кластера нужно:
1) Ознакомиться с текстом;
2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.
3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;
4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.
6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.
7) В итоге появляется запись- структура, которая отражае
Root Entry