Статья Подростковое воровство как социально-педагогическая проблема


«Подростковое воровство» как социально-педагогическая проблема
Самыми распространёнными видами делинквентного поведения подростков, по данным правоохранительных органов РФ, являются преступления против собственности: кражи, грабежи, разбои и вымогательства составляют более 76% всех преступлений. Вместе с тем следует иметь в виду, что указанная статистика рассматривает преступные действия подростков, уже достигших возраста уголовной ответственности (14 лет), и не учитывает 100 тысяч детей, не достигших указанного возраста, но совершающих ежегодно уголовные преступления. Общее число несовершеннолетних нарушителей, признаваемых виновными в уголовных преступлениях, составляет более 300 тысяч в год.
О нарастающей динамике детской и подростковой преступности в стране свидетельствуют следующие показатели: за один только 2012 год число убийств, совершённых несовершеннолетними, увеличилось на 20,3%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — на 27,3%, изнасилований — на 6,3%, разбоев — на 6,4% [47, с. 31]. Уровень рецидивной преступности в подростковой среде составляет 76,8%, что свидетельствует о сохраняющемся высоком семейном неблагополучии.
На учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в 2012 году, дифференцирование по возрасту, состояло:
до 13 лет - 21,9%;
14-15 лет - 34,2%;
16-17 лет - 43,9%.
При этом растет удельный вес помещенных в центры временной изоляции несовершеннолетних, имеющих только одного родителя: от 36,7% в 2009 году до 42,1% в 2012 году, что свидетельствует о низкой дееспособности неполной семьи в выполнении социализирующей функции. В ряде независимых исследований выявлена также прямая связь между правонарушениями детей и криминализацией в семье: кто-то из родственников был судим или находится в тюрьме. По данным МВД России, 37% детей с отклоняющимся поведением живут сегодня в семьях, где есть ранее судимые.
По мнению Л. Строгоновой любой педагог, психолог, воспитатель, работающий с детьми, сталкивается с проблемой детского воровства, так как почти каждый ребенок в своей жизни пытался что-то украсть.
По определению Л. Строгоновой воровать - преступно присваивать, похищать чужое.
В. П. Кащенко определяет воровство как действия, направленные на присвоение чужого, преступное похищение чужого. В своей книге «Педагогическая коррекция» В.П. Кащенко рассматривает два вида воровства: бесцельное воровство (клептомания) и преднамеренное воровство.
Клептомания, как болезнь, встречается очень редко. Столкнуться с ней в реальной жизни крайне маловероятно. Из общей популяции клептоманией страдают примерно 0,05% людей. Украденные вещи им не нужны, они их просто складывают. Истинные болезненные причины спрятаны глубоко в подсознании, они обычно формируются еще в раннем детстве.
Клептомания, как саморазрушающая форма поведения опасна, прежде всего, для самого человека, страдающего этой зависимостью. Человек, периодически находится в состоянии сильнейшего стресса. Кроме того, клептоманы страдают депрессивными состояниями, так как знают свою склонность, стыдятся ее, в результате образуется тяжелый комплекс вины, а так как они и постоянно боятся наказания за совершенные кражи, у них периодически могут возникать навязчивые страхи и расстройства сна.
Если сравнивать воровство и клептоманию, можно прийти к выводу: вору интересен результат, а клептоману - процесс. В доказательство различия воровства и клептомании можно привести несколько критериев клептомании:
чувство удовлетворенности во время акта кражи или сразу после него;
воровство совершается в одиночку, без соучастников;
между эпизодами воровства из магазина или других мест клептоманы могут испытывать тревогу, уныние и чувство вины, но это не предупреждает повторения акта кражи.
Еще раз повторимся клептомания - патологическая одержимость совершать кражи, возникающие импульсивно, как приступ; а воровство - действие продуманное, направленное на приобретение материальных ценностей.
Бесцельное воровство (клептомания) часто проявляется в моменты сильных стрессов, например, утраты кого-то из родных или развода родителей. Воспитывать таких детей бесполезно, их нужно лечить, обратившись к врачу.
Корни детского воровства, на первый взгляд очень безобидного, проступают в дошкольном возрасте. Ребенок приносит чужую вещь: игрушку, конфету, книгу. Причем дети сначала этому не придают значения, так как они еще не видят особой разницы между своим и чужим. Здесь важна позиция взрослых: «Отнеси назад. Ты, наверное, ошибся. Перепутал». При этом важно объяснить, почему нельзя брать чужое, ведь ребенок зачастую различает хорошее и плохое благодаря соответствующей реакции родителей на его поступок. Идет процесс формирования самосознания, и от того, как отреагируют родители на поступок ребенка, во многом зависит, какой станет нравственная сущность его личности.
Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства среди подростков, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. Подростковый возраст наиболее проблемный во всей жизни человека. Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если ворует подросток, это уже черта характера.
Обозначим основные причины и мотивы подросткового воровства.
Возраст. У подростка не сформировано представление о том, что такое «свое» и «чужое», поэтому, не осознавая границы между «чужим» и «своим», ребенок может «брать» предметы других людей.Пробелы в воспитании. Сюда могут относиться: недостаток развития нравственных представлений – ребенку не привили разделения на такие понятия, как «свое-чужое», «хорошо - плохо»; ребенок может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, и что они кому-то принадлежат.
Реакция на психотравмирующие обстоятельства жизни. Такими событиями могут быть не только физическое или сексуальное насилие, развод родителей, конфликты, но даже эмоциональная холодность между родителями. Ребенок из такой семьи чувствует, что его не любят, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями. Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает назло вечно занятым и недовольным родителям.
Подражание взрослым. Оно свойственно детям дошкольного возраста. Дети подражают поведению взрослых, которые часто проводят время с ребенком. Может быть, в семье принято приносить полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом. И ребенок, видя это, охотно «помогает» таким нехитрым образом своей семье.
Демонстративность с целью привлечь к себе внимание. Воровство может носить демонстративный характер. Ребёнок пытается обратить на себя внимание родителей, отомстить за плохое к себе отношение или добиться чего-то очень важного для себя, но запрещенного кем-то из взрослых. Причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребёнка.
Вымогательство. Ситуация, когда более старшие подростки, например, по двору или в школе, могут вымогать деньги у другого путём угроз. В этом случае взрослые должны жестко пресекать эту ситуацию, чтобы ребёнок не оставался в положении жертвы.
Зависимость. Это одна из худших причин, когда ребёнок страдает алкогольной или наркозависимостью. В данном случае украденные деньги уходят на покупку алкоголя или наркотиков. Моральные принципы и ценности в ситуации зависимости уже не срабатывают. И в данном случае избавляться необходимо от зависимостей, тогда исчезнет и воровство. Задача родителя – построить такие отношения с ребёнком, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.
Желание владеть понравившейся вещью оказывается сильнее «голоса» совести.
Недостаточно развитые воля и нравственные представления. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого- либо. Различными угощениями, красивыми вещами он «покупает» любовь и дружбу.
Пример друзей – так называемая кража «за компанию».
В редких случаях воровство может быть совершено из чувства мести (ребёнка когда- то обидели, и таким образом он переводит ответственность за исчезнувшую вещь на своего обидчика).
К социальным причинам воровства относятся и финансовые проблемы семьи. Ребенку приходится трудно, если он одет хуже всех, а дома у него нет множества разнообразных игрушек. Большая психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях характерна для детей с развитым интеллектом.
Перечислим возможные, зависимые от семейного воспитания и семейных отношений причины подросткового воровства.
1. Пренебрежение новыми потребностями подростка, которые не позволяют чувствовать себя уверенно среди сверстников (одежда, музыкальные кассеты, билеты на концерт). Причем это не вопрос финансового положения семьи, а отношение к подростку как к маленькому, когда мама лучше знает, что ему носить и куда ходить. Подросток нуждается в учете его вкусов, даже если они не совпадают с родительскими.
2. Попытка завоевать членство в компании через свою «полезность» - наличие денег для общих потребностей. При этом нужно помочь ребенку завести хороших друзей (на отдыхе, в спортивной секции, среди детей своих знакомых).
3. Острое желание иметь какую-то вещь, даже пустяковую с точки зрения взрослых. Это спонтанное воровство – важный жизненный опыт, проживание соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это важная ступень в формировании совести и способности к отказу от своих желаний.
Таким образом, очень часто воровство – это способ привлечь внимание родителей, особенно в тех случаях, когда взрослые панически реагируют на него. Деньги или купленные на них вещи воспринимаются как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни.
В этом случае кражи свидетельствуют о том, что ребенок не получает достаточно внимания, или что отношения в семье напряженные, нарушен психологический климат. Воровство – это своеобразный протест, способ пережить острые эмоции и разрядить постоянное напряжение, вызванное отношениями родителей друг с другом или с другими детьми.
Подростку крайне важно, чтобы его слушали, чтобы его не осуждали, интересовались его проблемами и жизнью в целом (именно интересовались, а не допытывали и контролировали каждый шаг), чтобы уважали его мнение и оказывали поддержку в решении сложных для него ситуаций, а не ругали и наказывали за каждый промах и неверный шаг.
Воровство проявляется по-разному. Иногда подросток приносит домой чужие вещи и объясняет это тем, что ему подарили или «подруга дала поносить на время». А могут просто «пропадать» деньги из кошелька. Сначала мелкие суммы (чтобы не заметили), потом крупнее. Многие родители на это изначально закрывают глаза. «Прозрение» происходит потом, когда подобное начинает происходить систематически.
Психологи и педагоги отмечают, что через мелкое воровство проходят почти все дети. Происходит это по разным причинам. Мнение эксперта-психолога, автора книг «Популярная психология для тинэйджеров» и «Трудные люди» Светланы Рахмановой: «Первая из причин, по которой воруют дети, - это недостаток внимания. Воровство для них – неосознанный, негативной способ этого внимания добиться. Однако проблема воровства не только психологическая, но и социальная, так как в обществе существует значительное материальное расслоение. В то же время. если в семье с небольшим бюджетом благоприятный микроклимат и присутствует любовь к ребёнку и понимание, то, скорее всего, ребёнок избежит искушения».
Таким образом, можно обозначить связь этой проблемы с детской безнадзорностью, которая существует не только в неблагополучных семьях. Часто безнадзорными и брошенными оказываются дети из социально успешных семей. В этом случае речь не идёт об отсутствии физической заботы и удовлетворении материальных потребностей, как у беспризорных детей. Это дети психологически брошенные. Однако, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви и игнорируются как личности.
Поскольку формирование мировоззрения и правовых устоев у детей и подростков первоначально происходит в семье, истоки правового нигилизма, и большинство проявлений детской и подростковой преступности являются результатом того, что в современной культуре традиции института семьи становятся менее актуальными. В результате этого разрушается среда формирования ребёнка, который, подвергаясь разнообразным влияниям внешнего мира, оказывается неспособным выработать собственную нравственную позицию без помощи родителей. Из статистики следует, что нарушают закон чаще всего подростки из неблагополучных семей. У 80% нарушителей пьют один или оба родителя, у 42% - кто-то из родителей судим, у 20% судимы сестра или брат, у 90%- неполные семьи.
Таким образом, воровство это правонарушение, но уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетием. До совершеннолетия ребенка ставят на учет в детскую комнату милиции с последующими профилактическими беседами со стороны работников милиции или социальных педагогов. Это вполне оправданно, если ребенок с помощью воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или в группе детей. Ведь сверстники влияют на личность и социальное поведение ребенка, его ценности и систему отношений. Ребенку действительно необходимо расширение социальных контактов, создание увлечений.
Наиболее часто проблема детских краж встает в подростковом возрасте. Поэтому далее необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности детей подросткового возраста, а также причины появления детских краж в этот период.
Основные ошибки в воспитании, способные спровоцировать детское воровство:
- отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребенка наказывают, а в другой «закрывают глаза» на проступок.
- несогласованность требований взрослых ( папа разрешает, а мама запрещает).
- «двойная мораль» - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят в дом то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру.
- ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи»: ребёнок растет с мыслью «я самый лучший», он не научится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей « обратную связь» - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их ребёнка.
- контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье» продолжая совершать порицаемые взрослыми поступками, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.
В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности . Но в любом случае необходимо помнить, что появления такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.
Если же после проведённой работы, ребёнок продолжает беспричинное и постоянное воровство, берёт всё. Что «плохо лежит». Часто не помнит, когда у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берёт даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное) одним словом - ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратится за консультацией к врачу психоневрологу. Так как в подобном случае мы можем (хоть и в очень редких случаях) иметь дело с болезнью , а тогда одних воспитательных воздействий будет далеко недостаточно, необходимо соответствующее лечение.
Таким образом, можно сделать вывод, что воровство бывает бесцельное (клептомания) и преднамеренное, в социально-педагогической литературе выделяют ошибки в воспитании, которые в дальнейшем способны спровоцировать подростка на воровство. Анализ причин противоправного поведения несовершеннолетних требует изучения не только личностных качеств и свойств, но и факторов социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на формирующуюся личность, становление ее ценностно-нормативной сферы.