Семинар-практикум для родителей Информационно-профилактическая кампания «Детство без жестокости и насилия» в рамках областной родительской конференции «Поговори со мною мама…»


Семинар-практикум для родителей
Информационно-профилактическая кампания «Детство без жестокости и насилия» в рамках областной родительской конференции «Поговори со мною мама…»
Участники: родители всех групп
Провела: педагог-психолог Моор О.А.
Цель:  привлечение общественного внимания к проблеме жестокого и пренебрежительного обращения с детьми, формирование в обществе убеждения нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми, дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по – новому на использование наказаний и запретов, переосмыслить их.
Задачи:
познакомить родителей с видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
осветить вопрос правовой  ответственности за жестокое обращение с детьми;
содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.
Предварительная работа: проведен конкурс «Сотворчество детей и родителей», коллажи, книги, творческие работы на темы:
1 и 4 группы – «Моя читающая семья»;
2 группа – «Семейные традиции»;
3 группа – «Наша спортивная семья»;
5 группа – «Наша здоровая семья»;
6 группа – «Наша дружная семья».
Ход семинара-практикума
Вступительная часть
Добрый день, уважаемые родители!
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. По недавнему сообщению МВД РК, с начала года поступило 4000 заявлений о фактах нарушения прав детей. В Казахстане озадачены решением этой проблемы.Поэтому мы с вами сегодня и поговорим о том, что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Какие действия педагога и родителя можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть? 
Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребёнку свою любовь
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет, и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Награждение.
Вручение грамот и призов за участие в конкурсе «Сотворчество детей и родителей». Вручает директор.
I место – семья Богданова Владислава, 4 группа
II место – семья Белоусова Артема, 2 группа
III место – семья Саукова Саши, 4 группа
Упражнение «Какая я мама? Какой я папа?»
Материалы: бамага А4, ручки, скотч.
Порядок проведения: родителям предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь и вписать в очертания пальчиков пять качеств (по количеству пальцев на руке), отвечая на вопрос «Какая я мама? Какой я папа?». После чего вырезать и приклеить на дерево.
Видеоролик «Дети о родителях»
В ролике дети отвечали на вопрос «Какая у тебя мама? Какой у тебя папа?»
Упражнение «Грани возможного»
Материалы: шарфы, ширма.
Порядок проведения: приглашается один из родителей за ширму, он будет играть роль «ребенка». Психолог разбирает ситуации, заканчивают неоконченные предложения. А теперь посмотрим, что же получилось нашим «ребенком». Выходит родитель с перевязанными руками, ногами, ушами, глазами, ртом.
Название этого упражнения говорит само за себя – «Грани возможного», то есть в процессе жизни всегда присутствует незримая грань, найдя которую мы поймем, когда нужно говорить «можно», а когда «нельзя».
В начале жизни младенцу разрешается практически все – мир (ближайшее окружение) послушно прогибается под его желания, вся жизнь семьи крутится вокруг потребностей маленького человека, и это нормально. Однако всем, кроме самого младенца известно, что это – временно. Именно поэтому для детей столкновение с первыми запретами является шоком. Некоторых родителей это пугает, и они стараются избегать ситуаций, связанных с запретом. В таком случае ребенок сталкивается с запретами за пределами семьи, и это происходит более болезненно, чем могло бы быть в столкновениях с родственниками. Кроме того у таких детей формируется эгоцентрический тип личности, нереальные представления о мире – они считают, что все их желания будут обязательно исполнены.
Отсюда следует вывод, что в данном элементе воспитания, как и во многих других аспектах нашей жизни, должна быть «золотая середина». Каждый ребенок – индивидуальность, и к каждому нужен свой подход. Именно поэтому родителям необходимо изучать ребенка, проводя с ним больше времени, чтобы найти свои методы и уловки. А так как запреты неизбежны, будет лучше, если ребенок впервые встретися с ними в семье, чем в детском саду, в школе или на улице. Веды вы, уважаемые родители, являетесь эталоном для вашего ребенка.
Рефлексия. «Оценочное табло»
А сейчас дорогие гости я прошу вас оценить наш семинар-практикум. (Приклеить стикер на лепесток.)
Проводится упражнение «Моечная машина»
Интересно провел(а) время
Узнал (а) много нового
Получил (а) удовольствие, отдохнул (а)
Скучно
провел(а) время
СЕГОДНЯ Я…