Классный часНужна ли современному человеку совесть?

Классный час «НУЖНА ЛИ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ СОВЕСТЬ?»


Цель: Формирование нравственных качеств у детей.

Задачи:
Расширить знания детей о понятии «совесть».
Развивать коммуникативные качества.
Воспитывать культуру поведения.
Форма проведения: классный час

Оборудование: листы с определением слова «совесть», листы с пословицами и поговорками о совести и стыде.
Выполнил: воспитатель первой квалификационной категории Комаров А.В.

Ход мероприятия

Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам прочитаю стихотворение, ваша задача внимательно слушать, после прочтения мы с вами определим тему нашего занятия. Воспитатель (читает начало стихотворения):
Однажды предрассветною порой                                         Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите в человеке?..
Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?
Ответы детей: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др.
Воспитатель (продолжает чтение стихотворения):
– Конечно, разум – первый мне ответил.                                 С ним каждый путь и правилен и светел.  – Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: – Воля на пути, Которой нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, – заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза) Невелика моя об этом повесть,                                               Но главное у человека – совесть!
Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И как вы уже поняли наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
Основная часть. Как вы понимаете значение этого слова?
(Свободные высказывания детей) Давайте обратимся к словарям.
В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания детей).
В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».
В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле.
Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете? (высказывания детей)
Обсуждение пословиц.
1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
2. От человека утаишь, от совести не утаишь
3. Волосом сед, а совести нет.
4. Платье черненько, да совесть беленька.
5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.
7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.
8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.
9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
10. Есть слезы - есть и совесть.
11. Говори по делу, живи по совести.
Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.
У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом».
 А что значит – поступать по совести? (ответы детей)
Можно ли развивать свою совесть? (ответы детей)
Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.
Подведение итогов. Вот и заканчивается наше мероприятие. Как называлось наше мероприятие? Что особенно вам запомнилось? Что нового вы узнали?






«НУЖНА ЛИ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ СОВЕСТЬ?»

«Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми ».
Словарь С.И.Ожегова

«Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине».
Словарь В.И.Даля
Пословицы и поговорки о совести и стыде

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
2. От человека утаишь, от совести не утаишь
3. Волосом сед, а совести нет.
4. Платье черненько, да совесть беленька.
5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.
7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.
8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.
9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
10. Есть слезы - есть и совесть.
11. Говори по делу, живи по совести.

15