План-конспект урока по литературе в 7 классе.Тема: Вн.чт.(экскурсия) Навечно в памяти народной

План-конспект урока по литературе в 7классе.

Тема: Внеклассное чтение ( игра-экскурсия). « Навечно в памяти народной».
Цель: учить отбирать и располагать материал для композиции, тренировать в выразительности чтения, воспитывать любовь к Родине, уважение к её прошлому и настоящему.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Великая Отечественная война закончилась весной 1945года. Смеясь и плача, многие солдаты падали на майскую траву, бросая на землю каски, и в них капали слезы мужественных защитников.
( песня « День Победы» на муз. Д.Тухманова, сл.Харитонова).
А солдат все смотрел на землю, смотрел и делал потрясающее открытие, что трава под ногами зеленая, очень зеленая! И птичий свист совсем не похож на свист пуль, и что тишина может быть такой оглушительной, как близко разорвавшийся снаряд.
В этот день бойцы палили в воздух. И не только от радости, что остались живы. Это был первый салют павшим,.. это был первый Салют Победы и первый Салют Памяти.
Прошло много лет. И каким бы противоречивым не было время, и как бы не менялась наша жизнь, этот день навечно останется для нас светлым, потому что никогда человек не приносил таких жертв во имя мира на земле. И мы ждем этот праздник, и снова будет салют, и мы знаем, что память наша жива. Она в книгах и песнях, памятниках и картинах. Вот этому-то и будет посвящен наш сегодняшний урок. И я приглашаю вас всех в галерею памяти.
Это будет не просто экскурсия, это будет игра. Нам предстоит пройти 3этапа. Это автографы войны в литературе, живописи, скульптуре.
Итак, этап 1. « Строки, опаленные войной».
Немало книг посвящено Великой Отечественной войне (1941-1945). Перечитывая лучшие, видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой исторической эпохе. Почему эта тема остается актуальной? Почему книги о войне по-прежнему интересны? Потому что в свой час, в свое время, на той Великой войне были наши деды, прадеды, и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились мы чувствовать глубоко и сильно. Это такие книги, как « А зори здесь тихие» Б.Васильева, « Сотников» и «Альпийская баллада» В.Быкова,
« Убиты под Москвой» К.Воробьева, «Сашка» В.Кондратьева и многие, многие другие.
- А каких поэтов, рассказавших нам о войне , вы знаете?

- Чтение стихов о войне учащимися, подведение итогов конкурса.

Учитель. Сколько их, известных и безызвестных, поэтов и писателей, поведавших нам о мужестве и стойкости, боли и страданиях миллионов безвинных, о радостях и слезах Победы.
Вот перед вами портреты известных писателей и поэта:
1.Александр Трифонович Твардовский.
2.Валентин Петрович Катаев.
3.Александр Александрович Фадеев.
4.Михаил Александрович Шолохов.
Вспомните и постарайтесь дать правильный ответ.
-Кто является автором повести « Сын полка»?
-Он автор трех поэм. Одна из них называется « Книга про бойца». Но большинству она известна под другим названием. Кто же её автор?
-Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. Писал очерки и корреспонденции в газету « Правда». В 1944году выпустил книгу « Ленинград в дни блокады». Кто это?
-Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего героя небольшого по объему рассказа « Судьба человека». Кто написал этот рассказ?
-По одноименному рассказу какого писателя поставлен фильм « Они сражались за Родину»?
- С 1943 по 1945год этот писатель собирал материал о молодогвардейцах и написал всем известный роман. Кто он?
Учитель. Итак, первый этап нашей игры завершился. Мы только что вспомнили литературные памятники великому подвигу и мужеству, памятники поколению, явившему пример героизма всему человечеству.
(Звучит фрагмент аудиозаписи песни « Журавли» на муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).
Этап 2. « Подвиг, застывший в камне».
Ведущий ученик. Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, созданы в десятках наших городов , тысячах сел памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Санкт-Петербурге, Волгограде, Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе, в нашем Воронеже. В создании их участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны.
Подберите к изображению памятника верную табличку с подсказкой ( на экран проецируются поочередно изображения памятников).
Учащимся раздаются таблички со словами-подсказками.
-Памятник-мемориал « Хатынь».
22марта 1943года отряд фашистских карателей ворвался в с. Хатынь в Белоруссии. 149человек, из них 76детей ,фашисты согнали в сарай, который обложили соломой и подожгли. Скульптор- С.Селиханов, архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, Я. Левин, инженер- В.Маркевич.
-Памятник Славы.
Главной фигурой является раненый солдат, лежащий на земле. Расположен памятник на пересечении Московского проспекта и улицы Хользунова. Установлен на братской могиле воинов 60-ой армии, погибших в боях за Воронеж. Открыт 24января 1967года. Скульптор - К. Сушков, архитектор- А.Г.Бузин.
-Скульптура « Родина-мать зовет».
Памятник находится в г. Волгограде на Мамаевом кургане. « Высота 102,0»- такое название этого холма было на всех военных объектах. Был воздвигнут за восемь лет- с 1959года по 1967год.Скульптура представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке у неё меч. Художник- Е.В. Вучетич, архитекторы- Белопольский Я.Б., Демин В.А.
-Ротонда.
Здание областной больницы, от которого остался остов. В годы войны кирпичное здание больницы было разрушено. После войны восстанавливать его не стали.В 1965 году этот остов приобрел значение памятника местного значения. Находится в г. Воронеже на улице Бурденко.
-Памятник-мемориал « Курган Славы».
В 1944году части Советской Армии при активном участии партизан разгромили крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободили Белоруссию от немецких захватчиков. К 25-летию этой победы на 25 км от Минска по Московскому шоссе воздвигнут памятник-мемориал « Курган Славы»(1969г.) Скульпторы: А. Бембель, А.Артимович; архитекторы: Л.Мицкевич, О.Стахович.
Учитель. Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени. Бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживет века. В бронзе, граните, камне, металле - по всей стране. Снова и снова художники разных поколений обращаются к теме войны, грандиозной народной эпопее.
А мы переходим к этапу 3. « Я кистью к памяти взываю».
Ведущий ученик. Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь до Берлина, познали на себе все тяготы войны, видели разрушенные города и села, бездорожье фронтовых дорог, переправы под огнем врага, тяжелые бои и стремление все преодолеть и победить.
Учитель. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем ответить на вопросы.
Перед вами картины художников:
П. Кривоногов « На Курской дуге».
А.Дейнека. « Оборона Севастополя».
В. Панфилов « Подвиг героев-панфиловцев».
П.Кривоногов « Победа».
- Их было 28. Врылись в землю солдаты. Прильнули к земле. Вступили в бой герои. Из 20танков подбили 14. Но снова идет на них лавина.« Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва»,- произнес политрук В.Клочков. Стойко сражались герои, и к сердцу России фашистов они не пропустили. На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев? ( «Подвиг героев-панфиловцев»).
-Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. « Пропускай немцев!»- командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам. На какой картине изображена эта битва?( «Курская дуга»).
-1941-й год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. « Черные дьяволы», « Черная смерть», «Черная туча»- так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись! На какой картине это хорошо показано?( «Оборона Севастополя»).
-Тяжелораненый политрук вылез на бруствер со связкой гранат и как только мог скоро побежал навстречу танку. Он знал, что вот-вот погибнет, но умереть нужно было не раньше, чем гранаты взорвутся под гусеницей. Он успел перед смертью подбить танк. На какой картине это видно? (« Подвиг героев-панфиловцев»).
Учитель. Всего несколько полотен художников, и мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать работы художников все вместе? Получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.
3. Подведение итогов. Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, вспомнили только малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше уходят от нас военные годы, тем дороже становится все то, что касается тех дней. Вам предстоит еще не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, преклонить голову перед сединами ветеранов. Пусть над ними и над нами всегда будет чистое, голубое небо!








15