Презентация по литературному чтению Совершенствование навыка чтения у младших школьников.



«Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»

Мартынцева Наталия Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Большедолженковская
средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области

2016 г.
Слайд 1.
Тема: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания».
Слайд 2.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Слайд 3.
Почему это сейчас особо актуальная проблема?
Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Во–вторых, в классах много так называемых “детей риска”. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.
Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, т.к. громкое чтение как средство извлечения информации нереально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству уч-ся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести уч-ся к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для уч-ся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эту проблему совершенствования навыка чтения.
Слайд 4.
Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают азбуку. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (25–35 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 2–го класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.
Слайд 5.
Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Слайд 6.
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? - Этот вопрос интересовал меня с первых дней педагогической деятельности. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью». Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.
Слайд 7.
Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержании и структуры.


Слайд 8.
Упражнения по совершенствованию техники чтения разделила на группы:
1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. К ним относятся:
- артикуляционная гимнастика для губ, языка;
- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;
- упражнения в чётком (орфографическом) произношении предложений;
- пальчиковая гимнастика. Деятельность наших рук – жестовая речь. От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита и речь.
2 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения. Сюда входят:
- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
- чтение текста через слово.
3 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей в разных условиях восприятия. В эту группу входят упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча: - чтение за диктором;
- чтение в парах;
- групповое чтение;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;
- жужжащее чтение;
- зрительные и слуховые диктанты;
- упражнение “чтение-спринт”;
- на разграничение детьми чтения молча и вслух - упр. “Губы”;
- для развития смысловой догадки – упр. “Угадай”;
- для развития скорости чтения – упр. “Финиш”.
4 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях. К ним относятся:
- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога.
5 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста. К ним относятся:
- словарная работа;
- чтение строчек наоборот по буквам, слогам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов.
6 группа.Очень любят дети игровые упражнения следующего плана:
Прочитай предложение с заданной интонацией, задания интеллектуального характера
(анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады).
Данные упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.
Слайд 9.
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.
Также приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым творческим заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, что не заметил при первом чтении. Виды работы над текстом можно систематизировать, отпечатав их на листке под соответствующим номером.
Огромную роль в совершенствовании техники чтения учащихся играет живое слово учителя. Элемент подражания учителю при обучении неизбежен, но подражание может быть только на первых порах. Важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. И здесь ведётся большая работа по выработке выразительного чтения.
Конечно, огромную роль в совершенствовании чтения играет анализ произведений; не работа по содержанию произведения, а глубокий анализ каждого произведения, начиная с 1 класса. Чтобы облегчить подготовку к анализу произведения, учащимся можно предложить опоры-схемы для анализа рассказа, басни, сказки, лирического стихотворения. А также опору-схему для создания устного или письменного описания литературного героя.
Слайд 10.
В работе по совершенствованию навыков чтения используются так же следующие упражнения:
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.
Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.

Упражнения, способствующие четкости произношения.
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением. Дома тренироваться перед зеркалом.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
Выдох со счетом.
Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка...
(и т. д. до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Речевая разминка.
Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.
Чтение сочетаний гласных и согласных.
Работа с таблицей согласных.
Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
б к з с т р м н в з р ш л н хж л п ф х ч ш б р п т с т к л
м н д г м к т ф т р м г н ж з
Чтение блоков.
Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.
Чтение слов с общим корнем.
Чтение слов с разным корнем, нос одинаковыми окончаниями.
Чтение вслух непонятных слов из текста.
Установочное чтение.
Для выработки правильности чтения используется приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.
Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.
Зрительные диктанты (по И.Т. Федоренко).
В каждом наборе имеется 6 предложений, но не менее эффективно использовать наборы по 5 предложений, так как дети в 1-2 классе еще быстро утомляются и для них это большая по объему работа. Особенность предложений из наборов такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца.
На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.
Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.
Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.
Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести – восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Слайд 11.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.
Упражнение «Губы».
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подавалась всё реже, и, наконец, совсем отменялась.
Упражнение «Угадай».
Упражнение «Угадай» усваивается в двух вариантах:
Учитель раздаёт карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. Затем эти предложения прочитывают дети самостоятельно.
Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.
Упражнение «Финиш».
Учитель называет по учебнику слово (или группу слов) до которого дети должны как можно быстрее «про себя» дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывали ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимание, нужно обязательно задать вопросы по содержанию прочитанной части текста.
Упражнение «Буксир».
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот текст «про себя» стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Упражнение «Молния».
Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.
«Чтение с остановками».
Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения.
Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.
Слайд 12.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию навыка чтения, т. е. достижению ожидаемых результатов.
Данные наблюдений свидетельствуют о том, что у учащихся:
- увеличился объем зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
- отрабатывается навык антиципаций;
- улучшается устойчивость внимания;
- почти не имеют место регрессии;
- увеличился словарный запас;
- развивается артикуляционный аппарат.
Результаты диагностики говорят следующее:
у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;
- совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами;
уровень понимания текста – высокий;
чтение выразительное;
уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на:
- общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения;
- на повышение качества успеваемости;
на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.
Заключение.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.
Слайд 13.
Литература:
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н - М.: Педагогика, 1997 2. Айгишева А.В. Банк заданий к урокам чтения // Нач. школа -2004г.- №12 - с. 80-82. 3. Артоболевский В.Г. Художественное чтение.- М.: Просвещение,1978 4.Бесчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.//Нач. школа - 2000 г. № 9,с:76-80
5. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика,1987 6. Горбуша Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 1981г.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор.1996
8. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: 1991 9.Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда, 1994 10. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. - М.: Педагогика, 1980 11. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969
12. Львов М.Р., Рамзаева Т.Т., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.:Просвещение,1987
13. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971,с. 201 14. Методика обучения динамическому чтению. Сост. Постоловский И.З. и др.- Одесса: изд. ОБЛИУУ,1994
15. Начальное образование России. Инновации и практика. - М.: Новая школа, 1994 16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 1972
17. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста./ Под редакцией Зверева И.Д., Пышкало А.М.- М.: Педагогика, 1986
18. Обучаем по системе Л.В. Занкова 3 класс. Авторы: Аргинская И.И. и др. - М.: Просвещение,1994
19. Оморокова И.И., Постоловский И.З., Рапопорт И.А. Преодоление трудностей. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990
20. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.:1997 21. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе// Нач. школа - 1999, №10,с. 55-61
22. Речь. Речь. Речь./ Под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 1990 23.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982 24. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под ред. Соловейчик М.С. - М.: Просвещение, 1993
25. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1991