Классный час на тему Не забудьте…Это всё правда.Всё это былопо произведению Альберта Лиханова Последние холода


«Не забудьте!..Это всё правда. Всё это было»
Сценарий классного часа по повести Альберта Лиханова «Последние холода» Подготовлен для учащихся 6-го класса, их родителей, детей минувшей войны- участников тыла.
Цели :
1.Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, наших близких во время Великой Отечественной войны.
2.Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужой беде, воспитывать в детях чувства доброты, благородства, человеческого участия.
3.Учить глубокому осмыслению прочитанного; учить выражать свои мысли, размышлять в форме аргументированного ответа на вопрос.
Задачи:
Развивать монологическую речь.
Воспитывать любовь к чтению.
Формировать уважение к памяти участников войны.
Пропагандировать среди школьников книги о войне.
5. Активизировать интерес к чтению.
6. Обучать анализу и восприятию художественного текста.
Оборудование :
Тексты повести А.Лиханова «Последние холода»
Выставка книг А.Лиханова
Словарь В.И.Даля
Фотогазета «У войны не детское лицо»
Портрет писателя
Оформление доски:
Эпиграф :
Пройдет время, и все, кто был Взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может Случиться, что новые малыши забудут Наше горе, нашу радость, наши беды! Не давайте им забыть!
Альберт Лиханов
Рассказы людей старшего поколения о своем военном детстве, оформленные в виде газеты с фотодокументами.
Предварительная подготовка к занятию
Чтение повести А.Лиханова «Последние холода» учащимися( за месяц до мероприятия)
Обзор по книгам А.Лиханова (учитель).
Выставка книг писателя (учите
Ход мероприятия
Аудиозапись голоса Левитана об объявлении войны «От советского информбюро» или песня «Священная война»
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые гости, дети минувшей войны, уважаемые родители, ученики.
Вот так чудовищно фашисты прервали мирную жизнь нашей страны 22 июня 1941 года.
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, которые предупреждали о воздушной тревоге, не видели разрушенных немцами домов, не знаем, что такое нетопленный и холодный дом, скудный паек, просто, не знаем, не мыслим, не понимаем, как это у нас нет ничего ни сегодня, ни завтра. Нет элементарных условий для жизни, нет тетрадок, нет учебников. А как безжалостна смерть. Печальные похоронки, смерть близких людей.
Великая Отечественная война является историей нашей Родины, наших родных и близких, нашей историей. Она занимает важное место в судьбе каждого из нас.
И памятью той, вероятно, Душа моя будет больна, Покамест бедой невозвратной Не станет для мира война.
А.Твардовский
Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества наших людей. От голода, болезней, бомбежек и иных тягот этого страшного времени погибло около 1 миллиона человек, жителей Ленинграда. Огромной волчьей стаей враг лежал вокруг Ленинграда, он обложил его железным кольцом и пытался задушить. Но город-фронт невозможно было задушить. Он жил единой ненавистью к врагу и горячей любовью к своему городу и стране. О несломленных ленинградцах мы прочитали вместе с ребятами в книге Ильи Миксона «Жила, была». Эта повесть о жителях непокоренного города и о девочке, простой девочке Тане Савичевой (просмотр слайдов презентации и рассказ учителя о блокадном дневнике Тани Савичевой и о ее судьбе).
Звучит отрывок из Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича).
Чтец: Сударикова Анастасия
(отрывок из поэмы Сергея Смирнова «Дневник и сердце»
На берегу Невы, В музейном зданье,Хранится очень скромный дневничок. Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.Пред ним стоят сельчане, горожане,От старца –
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье, Чтобы каждый в суть явлений вник, - Время
Возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник. Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки. И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы, Глубь подтекста,Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе.
Это смертный приговор убийцамВ тишине Нюрнбергского суда. Это - боль, которая клубится.Это - сердце, что летит сюда. Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.Встань пред миром, Савичева Таня, Со своей Немыслимой судьбой! Пусть из поколения в поколение эстафетно
Шествует она,Пусть живет, не ведая старения, И гласит
Про наши времена!
Учитель: Нам, учителям и учащимся, навсегда запомнится зимняя поездка в Санкт-Петербург в этом году. Это самый красивый город в мире, мы полюбили его. Да, было трудно представить те тяжелые испытания, что пережил этот очень величественный и прекрасный город. 900 дней длилась блокада, многие дома и здания были уничтожены бомбами и снарядами. Жители города тысячами были искалечены и убиты, умирали от голода, в городе не было дров и электричества. Вот что написала Сударикова Настя в сочинении после этой поездки, обращаясь в нем к своей бабушке (читает ученица Сударикова А.) :
В двух павильонах у входа на Пискарёвское кладбище находится музей, посвящённый подвигу жителей и защитников города, экспонируется дневник Тани Савичевой, ленинградской школьницы, пережившей ужасы зимы 1941-1942 годов.
День был снежный, морозный и неуютный. Из теплого автобуса мы вышли и пошли в музейный павильон в гости к Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. Мне стыдно, бабушка, но я о ней слышала очень мало. Экскурсовод Оксана Георгиевна нам рассказала о ней по дороге к Пискаревскому кладбищу. Поэтому к стенду о Тане я подошла, уже кое-что о ней зная. Обычная девочка. Она смотрела на меня со страничек своего дневника. Но каждая ее буква, каждая строчка дневника – это трагедия её семьи, а таких семей было очень много в блокадном Ленинграде. А этот хлеб!
Бабушка, я ничего не понимала! Разве его можно назвать хлебом? Мы привыкли к сдобам, булочкам и разным вкусностям. А здесь под стеклом лежал брусочек под названием «хлеб». Мне хотелось тут же тебе позвонить и спросить: «Бабушка, но разве можно было на него прожить целый день? До следующего дня?». Но я этого не сделала, а стояла и слушала печальную музыку, которая тихо звучала в музейном павильоне. Потом мы стояли у Вечного огня. Под ногами поскрипывал снег. Задумчивые и притихшие, мы возвращались в автобус.
Война их терпеть научила
И сделала старше в сто раз
В героев она превратилаОбычных детей, вроде нас. (Ю.Воронов)
(Музыка Дм. Шостаковича. Потом прослушивание песни «Дети войны» муз И.Фроловой, слова Т.Фроловой)
Чтецы (мальчики) 1-ый. По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
2-й. По рассказам и книжкам я знаю войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом,
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
3-ий. По рассказам и книжкам я знаю войну.
Слышу грохот орудий и раненных крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
4-й. Я не знаю войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
5-й. На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам “звёздные войны”,
Пусть нам снятся звёздные сны!
(Песня «Пусть всегда будет солнце» музыка Арк. Островского на слова Л. Ошанина)
Учитель: Дорогие наши гости, родители! Мы пригласили вас сегодня на дискуссию по книге Альберта Лиханова «Последние холода». На нашем занятии рассуждать, выражать собственное мнение о прочитанном будут дети.
Выступление учащихся:
Сообщение о творческой биографии писателя (2 человека)
1 ученик. Я расскажу вам о писателе Альберте Анатольевиче Лиханове.
Он живет и работает в Москве. Родился в небольшом городке Кирове в 1935 году. Во время войны он жил с бабушкой и мамой в тыловом городе Вятске в Сибири. Там не было военных действий. Отец был на фронте. В больнице, в лаборатории работала мама “С малых лет знал я, что где – то рядом с лабораторией боль и страдание” .
Позже он напишет: “Боже, как я благодарен судьбе за то трудное счастливое детство. Благодарен бабушке за то, что она указала мне путь к книгам”.
2 ученик. Герои лихановских произведений - дети, подростки.
Писатель Анатолий Алексин справедливо сказал об Лиханове, что его творчество «служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается».
1 ученик. Альберт Анатольевич Лиханов работал главным редактором журнала «Смена» в течение тринадцати лет. Он удостоен многих премий как у нас в России, так и за рубежом.
2 ученик. В 1987 году по его инициативе у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация.
А.А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почетного и трудного поста и сегодня.
Учитель: (берет на столе книгу А.Лиханова, открывает и читает эпиграфа к произведению)
Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, - ведь взрослые всего лишь бывшие дети.
Читая произведение, мы с вами коснулись тех выражений и понятий, которые еще нам сложны, но употреблять их мы будем.
Словарь читает Тимохина Ксеня:
Стыд- чувство сильного смущения от поступка, от вины.
- Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом
- Благородство – самоотверженность и честность
- Бескорыстие- готовность помочь, не требуя благодарности
- Чувство собственного достоинства
- Гордость - 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения
2.Чувство удовлетворения от чего-либо;
3. Высокое мнение о себе.
Самоотверженность- готовность жертвовать для блага других своими собственными интересами.
Доброжелательность - желание добра.
Беседа с учащимися
Учитель: Попробуем сначала определить тему повести «Последние холода». Попробуем сформулировать кратко.
Ответы детей:
- Это повесть о жизни детей в военные годы.
- Как трудно и голодно жилось детям в войну.
-Голод – это трагедия. Это горе. Это смерть.
--повесть о жизни небольшого вятского городка, где не было военных лет, но бродило горе-злосчастье, это повесть о голодных детях.
Учитель: А теперь, ребята, попробуем остановиться на судьбах героев нашей повести.
Как зовут наших героев? Назовите.
Расскажите о жизни Коли и его семьи.
Ученик: Я хочу рассказать о том, как жил Коля с мамой и бабушкой. «Мои дорогие мама и бабушка изо всех сил защищают меня, ограждают от окружающей жизни, хотят, чтобы я поменьше знал о нелегкой жизни, побольше был обыкновенным ребенком, без всяких горестей… Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день. Голод – это страшно».
Учитель: А что означает «надсаживались»?
Ученик: (открывает ученик словарь Даля): Надсаживались: тяжело трудились, надрывались (продолжает) Главный герой А. Лиханова, Колька, очень хочет вырасти, стать свободным и самостоятельным. Он тяжело выдыхает: « Когда ты невелик ростом, жить трудно». Наверное, детское желание повзрослеть чаще других исполнялось во время войны. Очень быстро, за несколько дней меняется Колька, потому что, по словам Лиханова, “Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нету у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр.Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем .”
Учитель: А когда Коля по-настоящему ощутил, что такое война?
Ученик: Когда ему дали талоны на бесплатное питание в школу № 8, и он там встретил желтолицего Вадика и его сестру Машу. Но сначала он усвоил первый урок столовки: надо есть быстро, «давясь, дети ели быстро свою еду, да еще прикрывали свободной рукой миски, будто кто-то выхватит их сейчас. Надо скорее съесть первое, тогда только одна тарелка останется. Её можно держать», потому что ходят «шакалы». Кого в столовке называли “шакалами”?
Почему? (Это дети, у которых нет талонов, они смогут отобрать и съесть твой обед.
Но ведь шакалы – хитрые, злобные, жадные животные. Похожи ли были эти дети на шакалов?
Учитель:
А кого в повести можно назвать настоящими шакалами? (команда Носа. Тех, кто ходил с бритвочками, ножами, кто подкарауливал людей тёмной ночью)
Учитель:
Из всей массы детей, обедавших в восьмой столовой, автор выделил двоих.
Учитель: Расскажите о судьбе Маши и Вадима
Ученики (2-3 человека )
-почему дети попали в беду? (Талоны они потеряли, мама лежит в тифозной или «тифной» больнице, папа еще в сорок первом году погиб. )
-как кормились? ( (Живут они, перебиваются, не едят; и день, и два без еды)
-что сделал для них Коля? (Они ему понравились, он пригласил их к себе домой. Колина мама накормила детей и незаметно выспросила про их жизнь. Ей понравились Вадим и Марья (так называл сестру Вадик), она похлопотала, чтобы детям снова дали карточки на питание)
-какие черты характера помогли брату и сестре выжить?(Вадим словно взрослый заботится о своей сестре. В больницу маме они пишут неправду о своей жизни, но это чтобы ее не расстраивать и думают, как хорошо будет, когда они снова будут вместе.)
-Что за человек Вадим?
- Хороший сын и брат, но так ли он безупречен с другими людьми? Всегда ли он поступает правильно? Разве нельзя было по-другому? Почему не попросил о помощи?
Почему все же удавалось спасти детей от голодной смерти в эти уж очень тяжкие для всех годы ?
Ученик: Детей подкармливали.
Как это происходило?
Ученики:
- дополнительное питание в столовых;
- помогали учителя в школе;
-бойцы от себя отрывали;
-на рынке женщины закрывали глаза на мелких воришек;
-делились жмыхом рабочие маслозавода.
Учитель: Хорошо, значит, держались все вместе.
Коля, герой повести, в своих рассуждениях часто упоминает слово «стыд», «стыдно»: «Ведь это, небось стыдно, просить. И противно – доедать за другими». Давайте послушаем разговор Коли и Марьи.
( Марья: «Мне Вадима жалко… Знаешь, как ему тяжело? – сказала Марья и вздохнула.- Он по ночам стонет, понимаешь? Как больной Я сперва пугалась, будила его, но потом перестала. Вечером я долго уснуть не могу, от голода в животе сосет, ну а утром от голода же проснуться не могу. И Вадька беспокоится, потому что боится, я на первый урок просплю. И вот он так волю собирает, что от всякого звука просыпается. Боится, чтобы первый гудок не пропустить. И потом трясет меня (улыбнулась): - Когда он трясет, мне снится, будто я на коне скачу...
- А в столовке! – воскликнула Машка.- Знаешь, какая стыдоба поначалу! Я вообще к столам ходить не хотела. Раза два в обморок падала. Прямо там. И Вадька мне каждую крошку тащит. Как воробей…Потом уже не стыдно…Голод убивает всякий стыд»)
Учитель:
Как вы думаете, стыдно просить? А когда по - настоящему бывает стыдно?
Давайте прочитаем эпизод книги (со слов Коли - Вадь, сказал я, решившись наконец спросить о том, что меня мучило. - А тебе ту девчонку не жалко? У которой хлеб отнял? Он опять по-взрослому поглядел на меня сверху вниз. Прошел несколько шагов молча. Мне уже показалось, он оскорбился. Но не такой Вадька был человек. Просто он взвешивал слова.
-Понимаешь, сказал он мне, помолчав, - я не думаю об этом. Стараюсь не думать. Иначе мы с Машкой пропадем. Что тогда будет с мамой? Опять он умолк.
-А потом, этой девчонке остается обед. Она не помрет с голоду. Я ее как бы поделиться прошу, понимаешь? Только против ее воли. Силой.
- Вообще, говорил Вадька, - когда не ел хотя бы сутки, все остальное уже не помнишь. Всякие там правила.
- Ну, а если, - задал я новую задачу, - у той девчонки был бы только тот кусок? Отнял бы?
Вадька хмыкнул.
Я может и шакал, ответил он, - но не скотина.»
Учитель: Почему расстроился Вадим после стычки с «шакалом», отнявшим еду у Марьи в столовой?
(Вадим испугался, что сам превратится в зверя, способного убивать из-за еды)
Вадим и Марья не стали поднимать еду с пола, которую уронил парень. Почему?
«Выходит, когда голод отступает, человек становится другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?» Трудные вопросы задает себе Коля. Вы могли бы на них ответить?
Ученики (отвечают)
Учитель: (подытоживает) Да, вот видите, мы будто побывали в том тяжелом времени. Война не щадила ни старых, ни малых. Она ломала характеры людей. Одних ожесточала, а других, наоборот, закаляла, делала стойкими, сильными и внимательными к чужой беде.
Учитель: как вы считаете, что сделало подростка Вадима взрослым?
( На него свалилось самая главная забота – забота о младшей сестре. Надо было думать, чем сегодня, чем завтра ее накормить.)
Учитель: И наш Коля постепенно становится взрослым? Вспомните еще один эпизоды взросления. Когда человек взрослеет?
Ученик: Человек взрослеет, когда совершает поступки. Наш герой совершил таких поступков несколько.
1. Коля решил отдать свою куртку Вадиму.
2. Он несет письмо Вадима и Марьи в тифозный барак, где лежит в больнице их мама, хотя до этих событий эти больничные места он обходил стороной, здесь сам пошел передать письмо в больничный барак.)
Учитель:
Да, вы правы, ребята, ребенок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя.
--Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло?
Ученики: выслушиваются разные мнения. (Подтверждение текстом.)
«Не вышло у меня дружбы с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. Я заходил к ним домой, и они приходили к нам, бабушка угощала, чем могла. Но чаще всего мы встречались в столовке – и у Марьи, и у Вадика теперь были талоны на дополнительное питание, да и новые карточки они тоже получили… Случалось, к нам подсаживались мальчишка или девчонка, просили дрожащими, тихими, униженными голосами: «Оставь! Оставь чуточку!» И они оставляли. Теперь оставляли они. Ни Нос, ни тот тыквенный пацан никогда не приближались к нам, хотя я их видел в восьмой столовке.»
Учитель: Да, вначале они очень хорошо подружились. Голод и болезни можно пережить, если быть вместе. Закончилась война. Победа. Все радуются. А что узнает Коля?
Ученик: Коля узнает, что умерла их мама. А дружбы не получилось настоящей потому, что «Просто я жил в одном мире, а (он) Вадим существовал в другом».
Учитель: Растаял снег. Пришла весна и в душу людей. А последние ли холода были в жизни Вадима и Маши? Впереди детский дом. А хочется верить, что они перенесут все испытания, вырастут настоящими людьми. Ведь столько горя они уже перенесли!
А какой завет дала Анна Николаевна, учительница своим ученикам, Коле?
Ученик (читает:)
«Ну вот, - сказала негромко Анна Николаевна,- война кончилась. Вы застали ее детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну.
- Знаете, проговорила учительница, - немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда была война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны.- Она помолчала. – И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете?»
Учитель: Повесть автобиографична. Донес ли писатель завет своей учительницы?
Зачем нам помнить про те тяжелые времена? У нас всего вдоволь, хорошей одежды, всякой еды, много разнообразных развлечений. И наконец, наши близкие рядом. Все хорошо.
Ученик:
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
(Воронов Ю.П.)
Учитель:
- Война, страдания – это наша история. Мы должны знать ее страницы. А страницы истории - это не только победа 9 Мая 1945 года, это поражения, страдания, голод.
Ученик (с книгой А.Лиханова в руках читает строчки из повести):
«Да, войны кончаются рано или поздно.Но голодуха отступает медленнее, чем враг.И слезы долго не высыхают.И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним.Не забыли бы вы, новые люди.Не забудьте! Это всё правда. Все это было»
- Есть вам, ребята еще что-то добавить?
Ученики:
- Эти события учат нас бережно относиться к старшему поколению.
- Учат помогать друг другу в беде.
Учитель: Спасибо вам, ребята. Все правильно вы говорили. Эту трудную правду войны, пережитое детьми пронесли наши люди, наши близкие. Пронес и Альберт Лиханов. И в сегодняшних своих произведениях «Смётки», «Сломанная кукла» он продолжает говорить о детях, которым и сегодня нелегко живется (показывает книги А.Лиханова). Вот как говорит о сегодняшних наших подростках Альберт Лиханов. Говорит с грустью. Послушайте: «А наш подростковый мир рассыпается, потому что главная духовная идея в том, чтобы быть успешным. Это слово отвратительное. Успешный – это индивидуалистический термин, он ребенка толкает к тому, чтобы добиться успеха любой ценой, оттолкнуть, отвергнуть товарищество. Что такое мальчишество без товарищества? Это просто нонсенс, такого не бывает. И у девочек тоже всегда дружба стоила дорогого. Сегодня это ничего не стоит. Я отношусь к детям войны и все помню: от объявления войны и до победы. Вся моя литература фактически посвящена этому. Мое поколение не воевало, но мы были всегда с Родиной. Пусть это покажется кому-то выспренным, но это так. Нас воспитывала война, воспитала, как мне кажется, людьми своего Отечества».
Учитель: У нас сегодня в гостях наши дорогие бабушки, а еще в гости к нам пришла Татьяна Егоровна, это прабабушка нашей одноклассницы Сони Кутявиной. Мы сегодня услышим рассказ о том нелегком времени.
Рассказ Шипуноной Т.Е.
Во время войны всем жилось трудно. Война принесла много разрушений. Кто-то работал в тылу, а кто-то служил. Ощущался недостаток пищи и воды. Это было тяжелое время! Многие погибали семьями, не выдерживали, у некоторых забирали детей в детские дома. Их нечем было кормить. Родилась 24 января 1932 года в селе Кужново Мордовского района Тамбовской области. Когда началась война, мне было 9 лет. До войны я жила вместе с матерью , братьями Василием и Иваном. В семье было 9 человек детей, но на начало войны осталось трое, остальные умерли от разных болезней. Тогда медицины не было, поэтому многие болезни не могли вылечит Я во время войны работала на колхозных полях в деревне ,,Звягино".Трудилась вместе с мамой и братом Иваном. Старший брат и отец ушли на фронт. Брат в 17 лет ушел добровольцем, а отца призвали. В школе учителями были мужчины, но когда учителей забрали на фронт, стали преподавать уборщицы. Школа работала две недели, потом ее закрыли. И всех детей отправили учиться в соседнюю деревню, куда был эвакуирован детский дом из Ленинграда. С этого момента в село Кужново в здание школы стали привозить раненых. Зимой я носила воду и топила печь в школе, а мальчишки рубили и носили дрова. А еще успевали писать за раненых письма, они очень тосковали и переживали за своих родных, а когда поправлялись, то снова отправлялись на фронт. Заканчивалась длинная зима. Начиналась весна. Весной помогали сажать картошку на колхозных полях, а летом выходили в поле на прополку, жали серпами пшеницу и помогали взрослым заготавливать сено. Женщины косили , а дети сгребали сено после того, как оно высохнет. Высохшее сено увозили на волочагах.
Когда пришла весточка, что брат пропал без вести, мы с матерью не поверили. Позже обнаружилось, что старший брат похоронен в Смоленской области. Мы с матерью не могли приехать и навестить могилу брата. Мне уже 82 года, но я ничего, ребята, не забыла о тех страшных временах.
(Ученики дарят гостям цветы. Благодарят.)
Ученик:
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы,
На чёлках детских седые полосы.
Какая разница, где был под немцами –
В Дахау, Лидице или Освенциме,
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали…
Дети войны – и боль отчаянна!
О сколько надо им минут молчания…
Учитель: Почтим минутой молчания всех погибших и умерших в годы войны.
Учитель: (итог)
На сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти самые главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события полувековой давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость своих предков. Вот так и происходит ваше взросление, дети!
Использованная учителем литература:
Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие.-Воронеж:ТЦ «Учитель».2003.-С. 66-71
Конец формы