Классное родительское собрание Профилактика девиантного поведения подростков.


Классное родительское собрание.
Профилактика девиантного поведения подростков.
Форма проведения – лекция с элементами беседы.
Цель: определение методов предупреждения девиантного поведения подростков.
Задачи:
Определить особенности подросткового возраста.
Дать характеристику девиантного поведения.
Осуществить диагностику детско-родительских отношений и склонности к девиантному поведению.
Предложить родителям рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.
Ход собрания (лекция классного руководителя):
Проблема: осознание подростком качеств своей личности, чётко выраженное стремление к самоутверждению, стремление определить своё место в жизни и среде окружающих людей нередко сопровождается девиантным поведением.
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.
Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.
В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
В подростковом возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством- третьего для него не существует, подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным… а если он вынужден признать, что хоть что-нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение определяется биологическими и социальными факторами.
Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.
Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.
Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение подростка».
Родители самостоятельно анализируют результаты анкеты (если по четырём или более пунктам есть положительные ответы, можно говорить о склонности подростка к отклоняющемуся поведению).
Характеристика семей, вызывающих асоциальное поведение:
семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное
поведение;
семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;
семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка;
семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Тест для родителей «Стратегия семейного воспитания». Родители самостоятельно анализируют результаты теста.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы хотите видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Анализ родителями анкет своих детей.
Как правильно общаться с подростком?
Каждый родитель в праве сам выбирать стиль общения со своим ребенком. Так, одна категория родителей не принуждает ребенка к каким-либо действиям во время разговора, а другая – уверена, что добиться результата от общения можно исключительно путем применения разного рода требований к ребенку. В первом варианте между родителями и детьми складываются дружеские взаимоотношения, так как общение родителей со своими детьми основывается на советах, просьбах, шутках. А во втором случае формируется приказной характер общения, выражающийся в строгом тоне, излишней резкости и грубости, непрекращающихся требованиях и постоянном запугивании. Стиль общения родителей со своими детьми оказывает непосредственное влияние на формирование нравственного воспитания ребенка.
Общение, которое формируется на основе взаимоуважения, доверия позволяет развивать у детей чувство максимальной самостоятельности, чувство собственного достоинства и доброжелательность к окружающим людям. Приказной стиль развивает у детей привычку подчиняться окружающим, не проявлять собственную инициативу, наблюдается скрытость, а порой и жестокость.
Отрицательные эффекты от воспитания в пределах семьи могут быть не только результатом сложных отношений между членами семьи, но и при неравномерном разрастании доброжелательных эмоциональных контактов. Необходимо найти «золотую середину» при общении родителей с детьми, не стоит одаривать своих детей родительской любовью в неограниченном количестве, так как это может привести к эгоизму со стороны детей. В то же время не стоит быть слишком грубыми по отношению к ним.    Функция общения заключается в том, что общающиеся стороны могут получать и давать оценки другой стороне. Но основе полученных оценок человек способен в наилучшей степени познавать себя и формировать личную самооценку. Следует помнить, что оценки предъявляемые родителями, учителями, воспитателями очень сильно влияют на самооценку личности ребенка.  В первую очередь на формирование отношения к себе играет общение ребенка со своими родителями. Очень важно обеспечить такое общение родителей с детьми, которое не будет мешать ребенку, а напротив, будет позволять производить адекватную оценку способностей и возможностей личности. Родителям не стоит быть сильно критичными в плане морального и физического воспитания.
Помните, каждый ребенок уникален – не стоит его приравнивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Правильный стиль общения является залогом успешного становления личности. Будем же к подростку внимательны и добры.
Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение».
Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
Побеги из дома
Грубость, сквернословие
Употребление алкоголя, пьянство
Курение
Раннее начало половой жизни
Хулиганство
Унижение других
Воровство
Неподчинение, критика взрослых
Ношение «вызывающей» одежды
Отрицательное отношение к учёбе
Драки, нанесение телесных повреждений
Употребление наркотиков
Что-то ещё
Какие из них Вы считаете наиболее распространёнными среди сверстников ваших детей (назовите соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
Сколько, примерно, времени в день Ваш ребёнок (или Ваши дети) предоставлен самому себе?
Не более 1 часа
2-3 часа
4-5 часов
6-8 часов
Более 8 часов
Затрудняюсь ответить
Что обычно делает Ваш ребёнок в свободное от учёбы время?
Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняюшегося от нормы поведения?
Стремление получить сильные впечатления
Заболевания ребёнка
К какому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у Вашего ребёнка появились проблемы в поведении?
Классному руководителю
Школьному психологу
Социальному педагогу
Психотерапевту
Инспектору по делам несовершеннолетних
Врачам
Справились бы самостоятельно
К кому-то ещё
Затрудняюсь ответить
Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребёнок может попасть в плохую компанию?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Если Вы опасаетесь, что вызывает Ваши опасения?

Анкета для учащихся.
Как ты проводишь свободное от уроков время:
А. провожу с друзьями на улице
Б. участвую в вечеринках и дискотеках
В. занимаюсь в спортивных секциях и кружках
2. Назовите любимый жанр кино и литературы:
А. боевики
Б. детективы
В. триллеры
Г. мистика
Д. эротика
Е. фантастика
3.Помощь в разрешении трудных ситуаций будешь искать у
А. родителей
Б. друзей
В. классного руководителя
4. Какие виды насилия ты испытывал:
А. избиение
Б. издевательства
В. оскорбление
Г. вымогательство денег и вещей
Д. другие виды насилия
Е. не испытывал насилия
5. От кого исходит насилие:
А. от чужих ребят
Б. от одноклассников
В. от взрослых
Г. от родителей
Д. от учителей
Е. ни от кого
6. О своей беде ты готов рассказать:
А. друзьям
Б. родителям
В. учителям
Г. правоохранительным органам
Д. никому не скажу

Тест «Стратегия семейного воспитания».
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырёх предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.
Чем, по Вашему мнению, в большой мере определяется характера человека – наследственностью или изменчивостью?
А. преимущественно воспитанием
Б. сочетанием врождённых задатков и условий среды
В. главным образом врождёнными задатками
Г. ни тем, ни другим, а жизненным опытом
Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности
Б. абсолютно с этим согласен
В. готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традщиционной роли родителей как воспитателей своих детей
Г. затрудняюсь ответить, не задумывался об этом
Какие из суждений о воспитании Вы находите наиболее удачными?
А. «Если вам нечего сказатьребёнку, скажите ему, чтобы он пошёл умываться». (Эдгар Хоу).
Б. «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». (Эрнст Легуве).
В. «Детям нужны не поучения, а примеры». (Жозеф Жубер).
Г. « Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному». (Томас Фуллер).
Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит
Б. считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять интерес, возникающий у детей к этим вопросам
В. когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности.
Г. конечно, в первую очередь, это должны сделать родители
Как Вы обычно поступаете, когда требуется ребёнку дать деньги на карманные расходы?
А. если просит, можно и дать
Б. лучше всего регулярно выдавать определённую сумму на конкретные цели и конкретные расходы
В. целесообразно выдавать некоторую сумму на определённый срок (на неделю, на месяц), чтобы ребёнок сам учился планировать свои расходы
Г. некоторую сумму выделяем на определённый срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребёнка обидел одноклассник?
А. огорчусь, постараюсь утешить ребёнка
Б. отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика
В. дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие
Г. посоветую ребёнку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях
Как Вы отнесётесь к сквернословию Вашего ребёнка?
А. постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято
Б. сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребёнка впредь надо оградить
В. подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы
Г. ребёнок имеет право выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе
Ваш ребёнок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберётся компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустите Вы его?
а. ни в коем случае. Такие сборища до добра не доведут. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших
б. возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надёжных ребят
в. он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоится
г. не вижу причины запрещать
Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок Вас солгал?
А. постараюсь «вывести его на чистую воду» и пристыдить
Б. если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения
В. расстроюсь
Г. попробую разобраться, что его побудило солгать
Считаете ли Вы, что подаёте ребёнку достойный пример?
А. безусловно
Б. стараюсь
В. надеюсь
Г. не знаю
Обработка результатов.
Стиль поведения Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Авторитетный б в в г в г а б г б
Авторитарный а а г в б б б а а а
Либеральный в б б б а а г в в в
Индифферентный г г а а г в в г б г
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы хотите видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересмотреть свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребёнку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребёнка, считаете простительным его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребёнку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!