Родительское собрание на тему Агрессивные формы поведения в подростковой среде


Агрессивные формы поведения в подростковой среде.
Каждый день мы сталкиваемся с агрессивными формами поведения подростков. В школе и дома, подростки могут разговаривать дерзко, могут оскорбить. Взрослые недоумевают, почему с ними разговаривают неуважительно. Подростки винят взрослых, взрослые подростков. В чем же дело? Что такое агрессивность?
Агрессивность - это поведение человека по отношению к другим людям, стремление причинить им нетерпимости, нанести вред.
Агрессия в человеке заложена биологически. Это механизм, позволивший человеку в очень давние времена выжить среди более приспособленных и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования общества, попала под контроль социальных норм и функций.
Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим
Формы проявления агрессии:
Вербальная – выражение негативных чувств в виде ссоры, крика, визга, а также угрозы, проклятия, ругани (гиперактивность, психическая неуравновешенность).
Экспрессивная - невербальные средства выражения (мимика, жесты, поза, интонация, надписи на партах)Физическая – нанесение телесных повреждений
Негативизм – направлена против требований, правил, законов
Подозрительность – склонность к недоверию к людям, убеждение, что окружающие намерены причинить вред.
Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, появление чувства гнева, недовольства, мнимые страдания
В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий.
Агрессивные действия выступают в качестве:
1. Средства достижения какой-либо значимой цели.
2. Способа психологической разрядки.
3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов:
познавательного (понимания ситуации);
эмоционального (гнев, отвращения, презрения, злости);
волевого (целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные).).
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение,
обычно выделяют следующие:
недостаточное развитие интеллекта;
сниженная самооценка;
низкий уровень самоконтроля;
неразвитость коммуникативных навыков;
повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни (А. И. Захаров, 1982; Г. Крайг, 2001).
Факторы формирования патологических форм агрессивного поведения
1. Дисгармоничное воспитание.
2. Безнадзорность.
3. Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка/подростка.
4. Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.
5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подростка.
6. Социальная не успешность ребенка, его непопулярность среди сверстников.
7. Врожденные физические аномалии.
8. Хронические соматические заболевания.
9. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.
10. Нарушения интеллектуального развития.
11. Неврозы и невротическое развитие.
12. Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.
13. Эмоциональные расстройства.
14. Посттравматическое стрессовое расстройство.
15. Психопатическое развитие и личностные расстройства.
16. Психотические состояния.
Причины агрессии в подростковой среде:
Возрастные особенности развития. Действительно, согласно современным исследованиям эндокринные особенности полового созревания определяют специфику эмоциональных реакций и ролевого поведения. Так у юношей установлено прямое воздействие уровня тестостерона в крови на готовность агрессивно воспринимать провокации. Поэтому у них более высокая нетерпимость, раздражительность, стремление к агресс-диструктивным действиям. Однако, после созревания все сексуальные потребности и действия определяются другими факторами (воспитанием, личным опытом и т.д.), поэтому не стоит переоценивать гормональные изменения и списывать все на них.
Влияние взаимоотношений родителей, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Опасной считается ситуация, когда родители показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим в окружающей среде (муж кричит на жену, та дает подзатыльник сыну, он пинает собаку или ищут козла отпущения). Если родители дерутся, то вероятность, что они дают детям урок норм общения. Любовь, забота, внимание со стороны взрослых оказывает защищенность, стабильность, равновесие в отношениях.
Воздействие средств массовой информации. Кровь, грязь, жестокие убийства, разборки, драки – все это в изобилии выплескивается на телезрителя ежедневно. Создаются привлекательные образы суперменов, способных решить любой вопрос. Согласно теории социального научения – это все ведет к возбуждению агрессии. Чрезмерное увлечение телепередачами с показом насилия и жестокости развивает агрессивные фантазии у подростков, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. Формируются агрессивные привычки и тормозится развитие социальных умений. Последнее отражается на плохой адаптации агрессивных подростков в группах сверстников. Зрители с высоким уровнем агрессивности интересуются видеонасилием, а малоагрессивные не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.
Образовательные учреждения. Развитие агрессии в подростковом возрасте связано и с воспитательными воздействиями, взаимодействия в различных формальных и неформальных группах, влияние педагогов (дидактогения). Вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога, который вызывает негативное психическое состояние обучающего, установлено, что вероятность агрессии возрастает при наличии средовых стрессоров: температура, шум, теснота, загрязненность воздуха, помещения и др.
Ведущие расстройства в подростковом возрасте:
аффективные расстройства или расстройства настроения (депрессия, дистимия, тревога и страхи);
расстройства влечений;
психопатическое развитие личности
Для исследования агрессивности применяются методы специализированные и вспомогательные. В школе проводились наблюдения за учащимися(на тренингах, индивид. консультациях). Проводились групповые обследования на выявление агрессивного поведения при помощи рисунчатых тесов «Кактус» и «Несуществующие животное»; тесты «Нервный ли я человек», «Неуравновешенность». В обследовании приняло участие 53 человека.
Проведенные исследования показали, что:
У юношей наиболее выражена физическая и вербальная агрессия
У девушек формируется в большей степени негативизм, подозрительность
5% обучающихся не имеют агрессивного поведения
44% имеют демонстративное поведение, которое характеризуется живостью, подвижностью, высокими притязаниями, систематическими провокациями конфликтов и при этом активно защищаются. Они лгут с невинным лицом и внутренне не осознает свою ложь.
4% не нуждаются в семейной защите
13% имеют личностную тревожность
Как корректировать агрессивные проявления.
Четкое представление о возрастных особенностей проявления агрессии
Умение выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них:
Игнорирование агрессивной тенденции и не фиксирование на ней внимания
Включение агрессивного действия в контекст игры, придав ему новый социально приемлемый смысл
Не принимать агрессию и установить запрет на подобные действия.
Обучение различным формам саморегуляцииУмение взрослых находит компромисс в конфликтах
Избегать позиций самим и стараться не допускать их у учащихся.
Обвинение всегда и во всем других и никогда себя
«Поиск мишени» - стремление выместить агрессию на невинном человеке
«Оправдание через нападение»
Приписывание своих недостатков партнеру
Самоутверждение путем унижения другого
Итак, очень важно взрослым внимательно относиться к своим проявлениям, своевременно реагировать на первые «симптомы» агрессивного поведения обучающихся. Ведь именно во взаимном контакте с подростком, полном взаимопонимании и доверии состоит искусство воспитания. В этом случае любая проблема разрешима.