Выступление на педагогическом совете на тему « Меры профилактики и предупреждения суицида в подростковой среде»


Педагогический совет
« Меры профилактики и предупреждения суицида в подростковой среде»
Участники педсовета: администрация и педагогический коллектив СПО.
Предварительная подготовка:
- подготовка материала и презентации по основным понятиям о суициде;
- изучение мер по профилактике и предупреждения подросткового суицида;
- изготовление инструкций для преподавателей СПО «Психологическая помощь в беседе с подростком».
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Цель педсовета:
1. Раскрыть основные понятия, виды, причины, признаки подросткового суицида.
2. Изучение мер по профилактике и предупреждения подросткового суицида.
Задачи:
1. Информировать участников педсовета о существующей проблеме подросткового суицида.
2. Формировать у участников педсовета понятия о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках и мотивах.
3. Организация совместной деятельности администрации, педагогов по созданию мер по профилактике и предупреждения подросткового суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в СПО и в семье».
4. Выявить основные направления по совершенствованию мер по профилактике и предупреждения подросткового суицида.
Тезис выступления.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировани и аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.
Сложный этап в становлении личности — переходный период. Основные причины, толкающие ребенка на отказ от жизни, тесно связаны с его ближайшим окружением ― семьей, родителями, друзьями, увлечениями, принадлежностью к той или иной субкультуре. Так же очень многое зависит от самого подростка, его личности, его приспособляемости к трудным жизненным ситуациям и умением с ними бороться.
В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Статистика суицида.
Российские дети заканчивают жизнь самоубийством в два, а подростки — в полтора раза чаще, чем их сверстники в других странах.
Россия по-прежнему занимает одно из первых мест в мире по частоте детских и подростковых самоубийств (в расчете на 100 тысяч лиц каждой возрастной группы). Кроме того, ежегодно каждый двенадцатый подросток совершает покушение на самоубийство, что резко повышает у него риск повторного, с большой вероятностью завершенного суицида. По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 1 100 000 человек, среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Мы не могли остаться равнодушными к данной проблеме и решили изучить суицидальное поведение подростков и меры по предотвращению.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Для профилактики данной проблемы необходимо учитывать такие особенности поведения человека, которые могут демонстрировать его желание покончить с жизнью. Обычно истинные самоубийцы стараются привести свои дела в порядок, часто заговаривают о смерти, приходят повидаться с близкими, даже если до этого мало общались. Увидев тревожные знаки, родственникам или знакомым необходимо поговорить с человеком, попытаться порекомендовать ему проконсультироваться у психолога, узнать причины, которые толкают его на данный шаг, попытаться помочь исправить ситуацию.
Категории людей, склонных к суициду.
Профессор Шнейдман вывел 4 основные категории людей, которые стремятся свести счеты с жизнью самостоятельно: Искатель смерти в попытках нанести себе вред всячески пытается довести дело до летального конца. Инициатор смерти - тоже желает умереть. Он уверен, что его постигнет страшная участь, и пытается лишь ускорить процесс. Причины этого явления кроются в подсознании. Отрицатель смерти не верит, что смерть - это конец. \ Именно таковы основные причины суицида у подростков, которые верят в загробную жизнь. Игрок со смертью. Его мучают противоречия, касающиеся возможности уйти из жизни тем или иным способом. Даже во время самоубийства человека мучают сомнения.
Выделяют следующие виды суицидов:

• неосознанный суицид – может быть причинен неосознаваемыми потребностями, которые образуют основу неосознанной сферы психики человека;
• психопатологический и аффективно-невропатический суицид – осуществляется психически больными людьми (маниакальное самоубийство, самоубийство меланхоликов, самоубийство под влиянием навязчивых идей, автоматическое или импульсивное самоубийство);
• рискованная игра и рискованная безопасность – рискованное поведение апатичных, беззаботных и легкомысленных личностей относительно к его психологической сущности;
• суицид психически здорового человека – реализуется как выбор ним смерти для достижения цели при адекватном сознании и аффективно-невротическом возбуждении, которое не достигает патологического уровня (демонстрация своего дистресса, суицид с выраженным амбивалентным отношением к смерти и надеждой на шанс или судьбу в последнем шаге, присутствие настоящего намерения убить себя).
Прежде чем внимательно рассмотреть причины суицида и как с этим явлением бороться, обратимся к типированию самоубийц.
Типы самоубийц. Психологи различают четыре типа людей, у которых могут появиться суицидальные наклонности:
эгоист ― человек, сосредоточенный на себе, выпавший из социума;
альтруист ― тот, кто наоборот слишком серьезно реагирует на происходящее в его окружении, слишком предан обществу и поэтому способен на «смерть за компанию»;
фаталист ― вера в предопределенность, отсутствие внутренней и внешней свобод, необходимых человеку для самовыражения;
аномичный самоубийца ― человек с неприятием общепринятых норм поведения и человеческих ценностей.
Имитаторы и именно эта группа широко распространена среди подростков. Имитаторы используют показной суицид как шантаж, для того, чтобы добиться своей цели. Часто взрослые, окружающие подростка, игнорируют демонстративный суицид, считая, что это все от безделья и несерьезного подхода к жизни. Родители и преподаватели не всегда понимают, что причины, толкающие подростков на такой шаг, совсем не детские глупости, над которыми можно только посмеяться.
Важно понять, что подростковый суицид намного более сложен, чем может показаться. Да, никто не спорит, что демонстративный суицид, подобно иным вариантам показного поведения, свойственен подростковому возрасту. Однако за этим могут крыться серьезные проблемы, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим.
Амбрумовой А. Г., Бородиным С. В., Михлиным А. С. (1980) была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие:

Факторами риска для психического здоровья детей служат:
1. Ожидание очередных упреков и даже унижений со стороны педагогов, находятся в постоянном психологическом напряжении.
2. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в стране совершают женщины, из которых 80% — матери.
4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка, непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
5. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.
Рекомендации преподавателям и родителям:
Образовательное учреждение – это место, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного преподавателя работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Инструкции для преподавателей СПО «Психологическая помощь в беседе с подростком».
Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:
1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
2. Обсуждайте. Открытое обсуждение проблем снимает тревожность.
3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
4. Напоминание о значимых для него людях.
5. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».
6. Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
7. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
8. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
9. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было, то есть рациональное внушение уверенности.)
Рекомендации преподавателям, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:
1. Не акцентируйте внимание группы на поведении данного подростка;
2. Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы;
3. Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них;
4. Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей;
5. Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одногруппников;
6. Постарайтесь вызвать интерес и привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;
7. При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны;
8. Если обучающийся в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям;
9. Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку;
10. Устраивайте по возможности вечера, походы в дома культуры, на природу, в кино, возлагая при этом на данного обучающегося роль вашего незаменимого помощника.
Таким образом:
Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача всех окружающих увидеть это изменение в поведении.