Развивающее занятие для подростков Самое ценное, что у меня есть…


Развивающее занятие для подростков: «Самое ценное, что у меня есть…»
Подготовила : Анюхина Ирина Антоновна, педагог- психолог МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко муниципального образования города Симферополя, Республика Крым.
Возрастная категория : 8-11 классы
Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу
Задачи:
- создать атмосферу общности и взаимопонимания,
- учить подростков выражать свои чувства с помощью литературной грамотной речи,
- помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятиях – любовь, жизнь, дружба.
Необходимые материалы и оборудование:
- магнитофон, записи песен о любви и дружбе (рекомендации: песня о дружбе из м/фильма «Тимка и Димка» - «Друг в беде не бросит»; песня В.С.Высоцкого – «Песня о друге»; песня о любви – Р.Рождественский «Любовь настала»; песня А.Фицич – «Любовь спасет мир»);
- бумага, ручки, доска, мел
Ход занятия:
С самого раннего детства мы с вами слышим слова: жизнь, любовь, дружба. У каждого человека при упоминании этих слов появляются свои мысленные ассоциации: с мамой, с соседкой по парте или мальчиком из соседнего двора, а может быть, с дедушкой или сестрой…
Давайте попробуем определиться, с чем у каждого в этой группе в первую очередь ассоциируются эти слова. Я запишу их на доске, а каждый из вас подойдет к доске и запишет под этими словами свои ассоциации, выразив их только одним словом, желательно существительным:
Жизнь Дружба Любовь
После оттого, как все учащиеся запишут свои ответы, ведущий (педагог, психолог) подводит учащихся к выводу, что во всех трех столбиках ассоциаций очень много общих слов. Совместный вывод группы о том, что жизнь человека неразрывно связана с дружбой и любовью всю жизнь.
Упражнение «Клубок»: учащимся предлагается передавать друг другу клубок ниток, оставляя намотанной на руку нить у себя. При передаче нити с клубком тому, кому он предназначен, говорят добрые слова, комплимент. Вывод – вот так все люди связаны между собой невидимыми нитями доброты, дружбы и любви на протяжении всей жизни. Учащимся предлагается подумать над проблемами:
- что произойдет, если кто-то, не отпустив нить, соберется уйти сейчас?
- когда разрываются нити? При каких условиях?
- с какими людьми эти нити связывают нас очень крепко?
Ведущий рассказывает о видах любви (смотри приложение №1). Учащиеся обсуждают, с какими видами любви согласно приведенной классификации они встречались.
Ведущий рассказывает о дружбе и ее видах (смотри приложение №2). Учащиеся делятся своим опытом в осознании видов дружбы, ее особенностях, отвечают на вопросы:
- что для вас самое важное в дружбе?
- чем вы готовы поступиться ради друга?
- что такое настоящий друг?
Ведущие рассказывает о феномене жизни (приложение №3)
После рассмотрения приведенного материала, учащимся предлагается нарисовать свой образ любви в мини-командах или написать синквейны (смотри приложение № 4) на темы: любовь, дружба, жизнь. Затем один из членов группы зачитывает для всех участников синквейны или показывает и объясняет рисунок группы.
В конце занятия психолог (учитель) подводит итог проделанной работы и просит учащихся составить синквейн на тему проведенного занятия.
Примеры ответов учащихся на моем занятии:
Жизнь.
Интересная, познавательная.
Учит, приобретает, открывает.
Жизнь – это сложная штука!
Жить!
Любовь.
Вечная, настоящая.
Огорчает, радует, меняет.
Она нас делает счастливыми!
Чувство.
Любовь.
Нежная, теплая.
Расстраивает, оживляет, поддерживает.
Самое сильное в мире чувство!
Мечта!
Жизнь.
Радостная, счастливая.
Смеяться, стремиться, надеяться…
Дарит прекрасные чувства!
Семья.
Дружба.
Ласковая, справедливая.
Учит, рассуждает, поддерживает.
Крепкие связи между людьми.
Радость
Приложение 1.
Виды любви по Платону:
Древние греки различали семь вида любви: эрос, филиа, агапэ, сторгэ, людус, мания, прагма.
Эрос  ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнегреческий язык" др.-греч. ἔρως) — это стихийная, восторженная влюблённость, телесная и духовная страсть. Это страсть больше для себя, чем для другого, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.  «Ромео и Джульетта» Шекспира — это любовь-страсть. Филиа ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнегреческий язык" др.-греч. φιλία) — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. Она обусловлена социальными связями и личным выбором. Именно филиа в учении Платона о любви было возведено на высшую ступень.
Агапэ  ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнегреческий язык" др.-греч. ἀγάπη) — альтруистическая, духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения. Это любовь к другому и ради другого. Русские литературные героини очень часто, как кур в ощип,  «влипают» в агапэ. А русским мужчинам очень нравится, когда их самоотверженно, на грани мазохизма, любят. Мировые религии называют эту любовь высшим из земных чувств человека. Иисус, естественно, любит всех людей любовью агапэ.
Сторгэ ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнегреческий язык" др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Нежная семейная любовь с годами превращается в любовь-привычку. О ней писал Пушкин: «привычка свыше нам дана, заменой счастию она.» Самый выдающийся литературный пример любви-привычки — «Старосветские помещики» Гоголя. Этот рассказ, который я считаю лучшим у Гоголя, просто воплощение бессмертной фразы Пушкина.
Филиа ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Древнегреческий язык" др.-греч. φιλία) — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. Она обусловлена социальными связями и личным выбором. Именно филиа в учении Платона о любви было возведено на высшую ступень.
«Людус» — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.
«Мания» (от греческого «мания» — болезненная страсть) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».
« HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC" \o "Прагматизм" Прагма» — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.
Виды любви:
- любовь родительская
- любовь к Родине
- любовь к себе (самовлюбленность)
- любовь к власти (властолюбие)
- любовь к славе
Приложение №2.
Что такое дружба.
О понятии дружба существует несколько представлений. Впервые о том, что такое дружба писал еще Аристотель, который пытался описать типы дружбы и дать определение этому чувству.
ДРУЖБА – один из видов личных отношений. В отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально - избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии. В отличие от поверхностного приятельства, дружба – отношение глубокое и интимное, предполагающее не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego («другим Я»). По характеру своей мотивации дружба отличается и от любовно-эротических, сексуальных чувств и отношений.
Интуитивно каждый из нас представляет дружбу как глубокое, честное чувство, предполагающее откровенность, доверие, верность. Сегодня есть 4 подхода к представлению, что такое дружба:
Знакомые.
Коллективная солидарность: в команде (свои-чужие); на войне (друзья – враги); (у социалистов – товарищи; у фашистов – камрады).Одноклассники , сотрудники и т.д.
Симпатия и дружелюбие к малознакомым людям.
По возрастным категориям дружбу можно разделить на три категории:
- детская – может распасться из-за любого пустяка
- юношеская – друзья более терпимы к недостаткам друг друга, многое могут простить
- взрослая – развивается постепенно, более устойчива.
Виды дружбы:
Творческая – взаимное обогащение, поддержка, единство взглядов.
Духовная – взаимное дополнение и обогащение мировоззрения. Каждый восхищен и очарован превосходством другого в чем-либо.
Будничная. Друзья обязательно живут рядом, оказывают друг другу услуги, перезваниваются и т.д. (врачи дружат с врачами, учителя – с учителями и т.д.)
Семейная – друг одного из членов семьи, как правило, является другом всей семьи
Приложение №3.
Жизнь
(Leben). — Уже с древнейших времён люди наглядно, чувственно постигали жизнь, усматривая ее прежде всего в том, чем мир организмов (т. е. растения, животные, люди) отличается от всей остальной действительности. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга. 1. В естественно-научно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от неорганического явления своей направленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2) настойчивым продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное; 4) ограничением, но не определением направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток, или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания).Объяснение такого поведения с причинно-механистической точки зрения невозможно; указания границы между органической и неорганической материей (см. Вирус) для этого тоже недостаточно. В настоящее время проблему живого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии или посредством предполагаемого «витального фактора» (см. Витализм). См. Биология; Гилозоизм; Материализм; Причинно-механическая картина мира; Организм. 2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как высшее проявление переживания человеческого, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок; ср. Экзистенцфилософия; Философия жизни. 3. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Поэтому современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механистическое, так и виталистическое объяснение живого, потому что оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.). 4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие и действие на протяжении всей мировой истории идей и разумного содержания, смысла в мыслях и поступках; см. История; Философия истории; Культура; Культуры философия. Особенную важность имеет здесь использование естественно - научного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений, в частности государства. 5. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, деятельность и судьба в мире, от рождения до смерти, причём в течение жизни туда попадают ещё и вопросы о смысле жизни, размышления о личном бытии, о смерти и др.
Приложение №4.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.