Занятие Береги глаз как алмаз

ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН»








ЗАНЯТИЕ
с применением здоровьесберегающих технологий «Береги глаз как алмаз»








Подготовила социальный педагог Ширалиева Е.А.








Занятие
«Береги глаз как алмаз»
Цели: учить заботиться о сохранении зрения; - познакомить со строением глаза; - выяснить причины ухудшения зрения; - развивать мышление, память, расширять кругозор детей; - воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Ход занятия
I. Вступительное слово.
мы очень часто в своих беседах затрагиваем тему здоровья. Мы учились с вами ухаживать за своим телом, чистить зубы... Общее название всех наших занятий звучит так: «Твое здоровье в твоих руках».
– Как вы это понимаете? (ответы.)
Тема нашего сегодняшнего занятия «Береги глаз как алмаз». (Словарная работа: что такое алмаз? Это драгоценный камень.)
А вот зачем же беречь наши глаза как драгоценный камень, мы и должны узнать на сегодняшнем занятии.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать. Какой вывод можно сделать из сказанного мною? (Зрение нужно беречь!)
Да, и цель нашего занятия – выяснить, отчего ухудшается зрение; научиться заботиться о сохранении хорошего зрения.
Настроимся на рабочий лад, вспомним наше любимое правило: каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре – четко, ясно говорим и тихонечко сидим.
II. Рассказ о строении глаза.
Для начала мы немножко познакомимся со строением глаза. Вы все знаете, как устроен фотоаппарат. (Показываю). Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нем открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Примерно так же устроен наш глаз. Посредине круглое цветное пятнышко, у одних оно коричневое, у других – синее, зеленоватое. Это радужная оболочка. А посредине видна черная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие, оно называется зрачком. Именно через него лучи света попадают внутрь глаза и как бы рисуют в нашем мозгу изображение того, на что направлен глаз.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечет со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, ее тотчас слизнет непрерывно мигающее веко.
Ну, если уж природа заботится о нас, то мы и сами должны заботиться о своем здоровье.
III. Обсуждение проблемы «Почему портится зрение».
– Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей.)
Обобщаем. (Вывешивается таблицей.)
Причины ухудшения зрения
1. Работа при плохом освещении.
2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.
3. Чтение лежа.
4. Длительный просмотр телепередач.
Мы выяснили причины, узнали от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения.
1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева.
2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).
3. Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.
4. Телевизор. (Рассказывает ученик.)
1) Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков).
2) Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м.
3) Место для сидения должно быть удобным.
4) Изображение на экране должно быть четким.
IV. Практическое упражнение.
Глазам нужен отдых. Попробуйте подряд два часа пилить дрова. Это даже и тренированному человеку трудно. Каждый знает: чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать. И на практической части нашего занятия мы сегодня узнаем, как же можно дать отдохнуть глазам. Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи.
1. упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Затем открыть на такое же время (6–8 р.).
2. упражнение (стоя). Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).

·3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.
б) смотреть на конец пальца 3–5 с.
в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.
г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)
4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
Игра «Что это»?
Двум воспитанникам завязываются глаза, дается какой-то предмет. Они должны описать предмет и по мере возможности угадать. Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Доказано, что 80% всей информации человек получает через зрение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
Глаза – окна души
«Глаза – окна души», – говорил Леонардо да Винчи. И правда, по глазам можно узнать о чувствах, душевном состоянии человека, его характере, желаниях, мыслях, поступках. Не зря говорят: « косо смотрит», « смотрит сверху вниз», « глаза на лоб лезут», «смотрит другими глазами», «глаза разбегаются». Сколько оттенков душевного состояния можно прочитать по глазам! Вот почему художники, изображая человека, уделяют им столько внимания. Вот и вы попробуйте изобразить глаза.
Свободное рисование (5 минут).
Проверим вашу зрительную  память. Наше зрение способно запоминать. Проведем такие упражнения на зрительную память.
а)  На доске  несколько слов (цифр), запомните их, затем стирают их. А теперь перечислите их в нужной последовательности.
б)  У меня на руках цветные карандаши.  Убираю их. А теперь перечислите,  какого цвета карандаши я только что держала
Знакомство с правилами
– Читай, пиши только  при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. – Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска. – Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь. – Не читай лежа. – Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро. – Если долго читаешь, пишешь, рисуешь через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20. – Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часов. Садись от экрана телевизора не ближе, чем на 2-3 метра. – Не три глаза руками, так можно занести в них соринку или опасные бактерии. – Пользуйся чистым носовым платком.
Разучивание гимнастики для глаз
Для повышения остроты зрения и снятия напряжения с глаз разучим упражнения. Упражнения для глаз выполняются по направлениям вверх- вниз, вправо- влево, по диагонали, круговые движения.
V. Итог занятия.
– Какую цель мы ставили?
– Чему научились, что нового узнали?
1. Узнали, как устроен глаз.
2. Выяснили причины ухудшения зрения.
3. Научились заботиться о сохранении зрения.
4. Научились делать гимнастику для глаз.
На занятии мы тоже усердно работали, и после занятия нам нужен отдых. И еще одно упражнение, для того чтобы снять усталость, расслабиться. Я говорю, а вы делаете.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем, ...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и
Красиво сесть!





























Заголовок 115