Методическая разработка урока (план-конспект) по химии на тему Алюминий (9 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Алюминий»
(Тема урока).
1.
ФИО (полностью)
Абакумова Ирина Владимировна

2.
Место работы
МКОУ СШ №1 г.Дубовки

3.
Должность
Учитель химии и биологии

4.
Предмет
химия

5.
Класс
9

6.
Тема и номер урока
в теме
Алюминий
№ 13

7.
Базовый учебник
Учебник О.С.Габриеляна Химия-9


8. Цель урока: сформировать новые знания и умения по теме «Алюминий»
9. Задачи:
сформировать новые знания и умения по теме «Алюминий»
ввести понятия переходный элемент, амфотерные соединения;
рассмотреть примеры соединений алюминия (оксид алюминия и гидроксид алюминия);
содействовать развитию познавательного интереса, внимания, логического мышления
Предметные результаты:
Знать:
определение понятий переходный элемент и амфотерные соединения;
физические свойства алюминия;
химические свойства алюминия (на примере взаимодействия с простыми веществами, кислотами);
природные соединения алюминия;
способы получения алюминия;
области применения алюминия.
Уметь:
характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома;
составлять и записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства алюминия, способы получения.
10. Тип урока: формирование новых знаний и умений.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к интернету, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Дидактические средства: ресурсы ЦК ЭОР и ФЦИОР.
13. Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название ис-
пользуемых ЭОР (с указанием по- рядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учи-теля
(с указанием дей-ствий ЭОР, напри-мер, демострация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)

1
2
3
4
5
6

1
Актуализация
знаний учащихся, полученных ими по теме «Положение металлов в ПСХЭ Д.И.
Менделеева. Общие физические и химические свойства металлов.
Ресурс №1
«Свойства алюминия»


Учитель проверяет, знания учащихся, изученного материала на предыдущих уроках, используя слайды с ресурса №1
Учащиеся, используя схему с ресурса №1, отвечают на поставленные вопросы (текущий контроль в форме фронтального опроса).



5

2
Формирование новых знаний:
Алюминий и его соединения:


Алюминий – простое вещество. Физические свойства алюминия







Химические свойства алюминия















Примене-ние и получение алюминия





















Соединения алюминия



















Ресурс № 2
«Взаимодействие алюминия с кислородом воздуха и парами воды»














Ресурс № 3
«Алюминий в природе»




Ресурс №4
«Промышленное получение алюминия»






Ресурс № 5
«Физические свойства оксида алюминия. Оксид алюминия в природе»














Ресурс №6
«Свойства гидроксида
алюминия»





Учитель,
рассказывая материал, демонстрирует слайды различных ресурсов и детально разбирает каждый.

При изучении Al как простого вещества, учитель знакомит с физическими свойствами алюминия.







При изучении
химических свойств Al, учитель вводит понятие амфотерные свойства (химическая
двойственность).
Знакомит с химическими свойствами алюминия, демонстрируя видеофрагменты.








Учитель вводит понятие алюмотермия, используя схему с ресурса №3







Учитель знакомит с промышленными способами получения алюминия, демонстрируя слайды с ресурса №4







Учитель рассказывает о важнейших соединениях алюминия в природе и хозяйственной деятельности человека, знакомит с их свойствами, используя слайды с ресурса №5








Учитель знакомит с химическими свойствами соединений алюминия, демонстрируя видеофрагменты с ресурса №6
Учащиеся записывают основные понятия, уравнения химических реакций, активно участвуя в изучении нового материала, приводя примеры и отвечая на заданные вопросы.





Учащиеся заполняют лабораторный журнал
















Учащиеся приводят примеры известных им областей применения алюминия.





Учащиеся смотрят слайды, демонстрирующие промышленное получение алюминия.






Учащиеся смотрят слайды и приводят примеры соединений алюминия, на основе знаний полученных на других предметах.








Учащиеся смотрят фрагменты и записывают уравнения химических реакций
















20

3
Закрепление знаний
Ресурс № 7
«Применение и получение алюминия»

Учитель предлагает нескольким учащимся поочередно выйти к интерактивной доске и ответить на вопросы онлайн-теста по теме «Получение и применение алюминия».
Учащиеся выходят и вводят ответы на вопросы представленные в интерактивном тесте у интерактивной доски.





7

4
Контроль изученного материала
Ресурс № 8
«Алюминий и его соединения»


Учитель для контроля изученного материала, предлагает каждому ученику на компьютерах пройти онлайн-тестирование по теме «Алюминий и его соединения» и ответить на вопросы, тем самым проверяет знания полученные на уроке.
Учащиеся садятся за компьютеры и отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.


5-6

5
Домашнее задание

Учитель определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы (параграф из учебника, вопросы и задания после параграфа);
инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.
Ученики, согласно уровню усвоения новых знаний и умений, самостоятельно выбирают вопросы и задания после параграфа и записывают домашнее задание.
1-2












Приложение к плану-конспекту урока
«Алюминий»
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕРЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.

ре-сур-са в уро-ке


Название
ресурса


Тип, вид ресурса
Форма предъ-
явления ин- формации (ил- люстрация, презентация, видеофрагмен-ты, тест, модель и т.д.)


Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР

1
«Свойства алюминия»

Информационный ресурс
слайд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
«Взаимодействие алюминия с кислородом воздуха и парами воды»

Практический
видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
«Алюминий в природе»

Информационный
видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
«Промышленное получение алюминия»

Информационный
видеофрагмент

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5
«Физические свойства оксида алюминия. Оксид алюминия в природе»

Информационный
слайд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6

«Свойства гидроксида
алюминия»

Практический
видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


7
«Применение и получение алюминия»

Диагностический
Тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


8
«Алюминий и его соединения»

Диагностический
Тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



15