КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Родительские собрания нужны:
– для быстрого получения разнообразной информации о детях;
– как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
– для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
– как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
– как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
– творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
– собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
Подготовка собрания:
определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
уточнить регламент, продумать ход собрания;
разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собр
· продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
продумать выставочный или информационный материал;
определить, каких специалистов можно пригласить;
продумать свой внешний вид; это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
1. Недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу». Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.
2. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
3. Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Приемы успешного проведения родительского собрания:
1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
3. Называть родителей по имени-отчеству, а не «Катина мама», «Сережин папа» и т. д.
4. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса.
5. Использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы.
6. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
7. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.).
8. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
9. Необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.
15