Планирование по музыке 2 кл Л.В. Школяр, В.О. Усачёва «Школа 2100»

Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 59

Рассмотрено Согласовано Утверждено
методическим объединением заместитель директора директор МАОУ СОШ №59
учителей начальных классов _________________________ ________

Протокол № ___________ зам.директора по УВР Приказ № _______________
от « _____» ______________г « _____» _______________г от «____» _________г
____________________________
Ф.И.О.руководителя ШМО




Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
2 класс



Разработчики:



г. Челябинск Информационная карта рабочей программы

Система обучения
«Школа 2100»

Тип педагогической программы
Учебная программа

Вид Программы
Рабочая учебная программа

Уровень Программы
Рабочая учебная программа уровня 2-го класса МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска

Наименование Программы
Рабочая программа предмета «Музыка»

Ведущие принципы построения Программы
Принцип ориентации программы на обучающихся
Принцип системности программы
Принцип непрерывности курса обучения

Назначение Программы
-Для обучающихся и родителей (законных представителей) 2-х классов МАОУ СОШ № 59 г.Челябинска данная Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по предмету «Музыка» и права на гарантию качества получаемых услуг.
-Для педагогического коллектива МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска данная Программа определяет приоритеты в содержании образования по музыке во -м классе и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе.
- Для муниципального органа управления образованием данная Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объёма гарантированных учебных услуг по музыке во 2-х классах МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска.

Сроки освоения Программы

Продолжительность реализации программы – 34 учебных недели.
Объем учебного времени - 34 часа

Режим учебных занятий
1 час в неделю

Виды и формы контроля

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в форме устного опроса, тестирования /16 и 33 урок/ и урока-концерта в конце года.

Разработчик Программы










МУЗЫКА

Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Музыка 2 класс» составлена на основе авторской программы «Музыка» Л.В.Школяр, В.О.Усачева (Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами и инструктивно – методическими материалами:

Сборник нормативных документов. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации./ Составитель: Днепров Э. Д.; Аркадьев А. Г. – М.: «Дрофа», 2004 г. – 63 с.

Программа «Музыка» Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)


Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

Областной базисный учебный план Челябинской области: Приказ МОиН Челябинской области № 01-269 от 06.05.2009

Приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 2012 г.».

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году: Приложение 21 к письму МОиН Челябинской области № 24/5135 от10.07.12

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 31 июля 2009 г., №103/3404

Годового календарного графика школы на 2012-2013 учебный год.

Учебный план МАОУ СОШ №59 на 2012/2013 учебный год

Приказ по МАОУ СОШ №59 «Об утверждении структуры рабочей программы» № 323-ш, от 13.09.2012 г.














Основные цели и задачи предмета

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Цель обучения музыке:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высоко-художественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.   
 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
Овладение способами музыкальной  деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание, игра на элементарных музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение, импровизация);
Освоение эмоционально-целостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной компетенций.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане МАОУ СОШ №59. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах). Национально-региональный компонент реализуется в соответствии с ОБУП. На изучение НРК отводится 8 часов /в соответствии с письмом Министерства образования и науки Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году /.




ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса музыки.





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие худо- жественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
– музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки; – учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов уни- версальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов: – создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике; – используются средства изобразительного ряда, способствую- щие одномоментному восприятию явлений в их единстве и много- образии. Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путе- шествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире. К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду- ального) музицирования. Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:
Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематика 2–4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.
Название разделов программы:
«Три кита» в музыке - песня, танец, марш - 9 часов
О чём говорит музыка - 7 часов
Куда ведут нас «Три кита - 10 часов
Что такое музыкальная речь – 8 часов

Учебник 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности. Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.



НРК представлено следующими темами:


№ урока
Тема урока
Тема НРК

1
1
Музыка вокруг нас
Песни о Челябинске.

2
5
Разнообразие танцевальной музыки.
Танцы народов Урала /ансамбль танцев «Урал»/

3
8
Слушать, слышать, размышлять.
Песни уральских композиторов – детям.

4
11
Что выражает музыка?
«Красота родной земли в сочинениях уральских композиторов»

5
14
Что изображает музыка?
«Ночь гуляет по дорожкам» (колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой)

6
16
Урок – обобщения по темам: «Три кита в музыке, «О чем говорит музыка?»
«Проводы зимы в уральских селеньях»

7
19
Куда ведет нас танец?
Театр оперы и балета им. Глинки.

8
26
Мелодия  - душа музыки.
«А мы на уроке играем» Е. Поплянова












Календарно – тематическое планирование по музыке 2 класс «Школа 2100» 2012-2013 гг.

дата
Тема урока
Решаемые проблемы (цели)
Характеристика деятельности учащихся




·

Слушание музыки
Информационная компетентность
Разучивание песен

«Три кита» в музыке - песня, танец, марш - 9 часов

1.

Музыка вокруг нас
НРК: Песни о Челябинске.
Цель: Создать условия для знакомства учащихся с основными музыкальными жанрами.
«Марш» С. Прокофьев, «Итальянская полька» С. Рахманинаов, «Колыбельная» («Котенька-коток») А.Лядова, сл. нар. «Во поле береза стояла», «Песня о школе» Д.Кабалевского.
Освоение трёх основных жанров музыки; воспитание уважения к композитору, слушателю, исполнителю.
Улыбка.
Голубой вагон.
Песенка о дружбе.

2.

«Если марш дадут музыканты»

Цель: Создать условия для  понимания основных характеристик марша, как музыкального жанра  Познакомить с жизненными ситуациями, где звучит марш.
«Встречный марш» Чернецкий, «Футбольный марш» Блантер, «Марш деревянных солдатиков» Чайковский. «Песня о школе» Д.Кабалевского, «Наташка-первоклашка» Чичков
Прививать интерес к уроку музыки; познакомить с жанром  марша; воспитывать уважение к школе, к жизни школы; вырабатывать навыки пения в ансамбле, не выделяясь из общего звучания.
На берегу большой реки

3.

Разнообразие маршевой музыки.
Цель: Создать условия для овладения элементарными понятиями о средствах муз. выразит. на примере трех вариантов маршей.
«Три варианта марша» Кабалевский, «Марш» Шостакович, «Песня о школе» Д.Кабалевского, «Уж, как шла лиса», «Песенка кота Леопольда» муз. Савельева.
Расширить и углубить знания детей о марше.
Песня о друге.

4.

Танец.
Цель: Создать условия для  понимания основных характеристик  танца . Первое знакомство с П. И. Чайковским.
«Вальс» из балета «Спящая красавица», «Итальянская полька» С. Рахманинаова в ансамбле с учителем. «Песенка кота Леопольда» муз. Савельева, «Веселый музыкант» Филиппенко.
Познакомиться с жанром танца, обстоятельствами, при которых звучит танцевальная музыка.
Песня о друге.

5.

Разнообразие танцевальной музыки.
НРК: Танцы народов Урала /ансамбль танцев «Урал»/
Цель: Создать условия для овладения способами отличия танцевальной музыки от другой  музыки.
«Вальс-шутка» Шостакович, «Танец бегемота» Кабалевский, «Камаринская» рус. нар. исп. в ансамбле с учит. «Песенка кота Леопольда» муз. Савельева, «Веселый музыкант» Филиппенко, «Первый класс» попевка.
Научиться отличать танец среди разной музыки; продолжить изучение и расширить знания о жанре «танец».
Смешной человечек

6.

Песня.
Цель: Создать условия для понимания  того, что песня всегда мелодия, а мелодия - важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе, и танцевальной и маршевой.          
«Колыбельная.» музыка Гладкова. «Сурок.» Бетховена. «Ария» Моцарта «Первый класс» - попевка. «Песенка кота Леопольда» «Детство» «Веселый музыкант» музыка Филиппенко.
Знакомство с жанром «песня»; разучить песню «Сурок».
Смешной человечек

7.

Страна музыкальных волшебников.
Цель: Создать условия для овладения способами отличия трёх простейших музыкальных жанров.   
«Полька» П. И. Чайковский «Менуэт» Баха «Веселый музыкант» «Песня о школе» Кабалевский.
Обобщить тему «Три» «кита» в музыке».
Исполнение песен

8.

Слушать, слышать, размышлять.
НРК Песни уральских композиторов - детям
Цель:Создать условия, что бы ученик мог  не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней.
«Танец с кубками» Чайковского, «Камаринская» исп. в ансамбле с учителем. «Песня о школе», «Веселый музыкант», «Первый класс», «Детство», «Песенка кота Леопольда» 
Научить различать характер музыки.
Исполнение песен

9.

«Три кита» в музыке,  песня, танец, марш.
Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.
Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного осеннего материала.
Определить качество усвоенного материала
Исполнение песен

О чём говорит музыка - 7 часов

10.

Умеет ли разговаривать музыка?
Цель:Создать условия, что бы  учащиеся глубже и тоньше почувствововали жизнь, познали внутренний мир человека. Первое знакомство с Л. Бетховеном
«Веселая грустная» Бетховена. «Марш» Бетховена. «В нашем классе» попевка. «Перепелочка» б. н. п. «Веселый музыкант», «Журавушка» муз. Зарецской.
Научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора.
Новогодние песни

11.

Что выражает музыка?
НРК: – «Красота родной земли в сочинениях уральских композиторов»


Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся  почувствовали в произведениях, которые они исполняют,  различные настроения и чувства.
«Веселая грустная» Бетховен, «Грустный дождик» Кабалевский, «Звонкий звонок» попевка, «Перепелочка» б. н. п., «Журавушка» муз. Зарецской.
Научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора.
Новогодние песни

12.

Музыка – зеркало человеческих характеров.
Цель:Создать условия для понимания учащиемеся, как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу, мужество, нежность, мягкость, серьезность и веселость.
«Три подружки», «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Монтер», «Упрямый братишка» Кабалевский, «Упрямец» муз. Свиридова, «Перепелочка» б. н. п., «Журавушка» муз. Зарецской, «Светлый дождь» муз. Туманина. 
Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера .
Новогодние песни

13.

Что изображает музыка?
Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся смогли увидеть изобразительные моменты в музыке.
«Попутная песня» Глинка, «Труба и барабан», «Монтер»Кабалевский, «Карусель», «Светлый дождь» муз. Туманина, «Полюшко» Книппер, «Носорог» Арсеев, «Клоуны» Кабалевский, «Мы  шагаем», «Светлый дождь» муз. Туманина, «Веселый колокольчик» Никита.
Научиться лучше слушать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении.
Новогодние песни

14.

Что изображает музыка? НРК «Ночь гуляет по дорожкам»
Цель: Создать условия для того, чтобы сами ученики смогли создать изобразительные моменты в музыке(на разных муз. инструментах)
«Попутная песня» Глинка, «Труба и барабан», «Монтер»Кабалевский, «Карусель», «Светлый дождь» муз. Туманина, «Полюшко» Книппер, «Носорог» Арсеев, «Клоуны» Кабалевский, «Мы  шагаем», «Светлый дождь» муз. Туманина, «Веселый колокольчик» Никита.
Научиться лучше слушать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении.
Новогодние песни

15.

Картины природы в музыке.
Цель:Создать условия для знакомства ребят с изобразительными моментами в музыке.
«Утро в лесу», «Вечер» Сламонов,  имитация природных шумов в хоровых упражнениях, «Светлый дождь» муз. Туманина, «Веселый колокольчик» Никита, «Зеленый мир» муз. Парухаладзе.»
Усвоить средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр).
Новогодние песни

16.

Урок – обобщения по темам: «Три кита в музыке, «О чем говорит музыка?»
НРК: «Проводы зимы в уральских селеньях»

Тест.

Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.
Игра «Угадай мелодию.» - контрольное исполнение пройденного  материала
Усвоение знаний учащихся по пройденным темам
Новогодние песни

Куда ведут нас «Три кита - 10 часов

17.

Куда ведет нас песня?
Цель: Создать условия для знакомства с оперным жанром
«Муха-цокотуха» опера Красева, «Волк и семеро козлят» из оперы Коваля (тема мамы козы),  «Уж как по мосту-мосточку» р .н. п.,  тема Всезнайки, Болтушки из оперы «Волк  и семеро козлят».
Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с оперой.
Песенка о маме

18.

Куда ведет нас песня?
Цель: Создать условия для знакомства с оперным жанром
«Муха-цокотуха» опера Красева, «Волк и семеро козлят» из оперы Коваля (тема мамы козы),  «Уж как по мосту-мосточку» р .н. п.,  тема Всезнайки, Болтушки из оперы «Волк  и семеро козлят».
Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с оперой.
Песенка о маме

19.

Куда ведет нас танец? НРК Театр оперы и балета им. Глинки.
Цель: Создать условия для знакомства  с балетным жанром
«Неополитанский танец», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» Чайковский, «Уж как по мосту-мосточку» р н. п. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьев, «Самая хорошая» Иванникова
Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с балетом.
Солнечная капель

20.

Симфоническая музыка
Цель: Создать условия для знакомства  детей с группами инструментов симфонического оркестра.
«Во поле береза стояла» р. н. п., финал симфонии № 4 Чайковский, «Самая хорошая» Иванникова.
Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с симфонией.
Солнечная капель

21.

Концерт.
Цель: Создать условия для знакомства  с концертом как  муз. жанром. 
«Наш Край.» Кабалевский. Концерт № 3 (фрагмент Кабалевского)
Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с концертом.
Исполнение песен

22.

Куда ведет нас «марш»?
Цель: Создать условия  для. накопление эмоционально слухового опыта.
«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Бизе, «Марш», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковский. Вальс «Полночь» из балета «Золушка» Прокофьев. «Уж как по мосту мосточку » хор из оперы «Евгений Онегин» Чайковский. 
Научить слышать звучание марша в опере, балете; выявлять различный характер марша.
Здравствуйте, мамы планеты «Земля»

23.

Куда ведет нас «марш»?
Цель: Создать условия  для. накопление эмоционально слухового опыта.
Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Бизе, «Марш», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковский. Вальс «Полночь» из балета «Золушка» Прокофьев. «Уж как по мосту мосточку » хор из оперы «Евгений Онегин» Чайковский. 
Научить слышать звучание марша в опере, балете; выявлять различный характер марша.
Здравствуйте, мамы планеты «Земля»

24.

Куда ведут нас «Три  кита»?
Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала. Проверка знаний о сложных муз жанрах.
Мини постановка оперы «Волк и семеро козлят» Музыкальный калейдоскоп.
Научить слышать звучание марша в опере, балете; выявлять различный характер марша.
«Мир похож на цветной луг»

25.

Куда ведут нас «Три  кита»?
Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала.  Проверка знаний о сложных муз жанрах.
Мини постановка оперы «Волк и семеро козлят» Музыкальный калейдоскоп.
Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.
Исполнение песен

26.

Мелодия  - душа музыки. НРК «А мы на уроке играем» Е. Поплянова
Цель: Создать условия для знакомства с главным средством муз. выразительности.
«Сурок» Бетховен, «Крокодил и Чебурашка» И.Арсеева, «Зайчик дразнит медвежонка» Кабалевский
Усвоение основного средства музыкальной выразительности (мелодия).
Исполнение песен

Что такое музыкальная речь – 8 часов

27.

Музыкальная речь как выразитель образного содержания музыки. Мелодия, гармония, виды темпа, динамика.
Цель: Создать условия  для. накопление эмоционально слухового опыта.
«Веселая, грустная » Бетховен, «Кот в сапогах и белая кошечка» Чайковский, «Крокодил и Чебурашка», «Карусель».

Усвоение следующих средств музыкальной выразительности: гармония, виды темпа, динамика.
Гимн Знайки и его друзей

28.

Музыкальные формы.
Цель: Создать условия  для.  знакомства с простейшими муз. формами: I – частная II – частная III – частная.
«Первая утрата» Шуман, «Веселая, грустная » Бетховен, «Игра в гостей» Кабалевский, «Вроде вальса» Мясковский.«Детский альбом» Чайковский,  «Первая утрата» Шуман.
Усвоение простейших музыкальных форм: I - частная II – частная III - частная
Гимн Знайки и его друзей

29.

Музыкальные формы. Закрепление.
Цель: упражнять в различении трёх  муз. форм I – частная II – частная III – частная.
«Первая утрата» Шуман, «Веселая, грустная » Бетховен, «Игра в гостей» Кабалевский, «Вроде вальса» Мясковский.«Детский альбом» Чайковский,  «Первая утрата» Шуман.
Усвоение простейших музыкальных форм: I - частная II – частная III - частная
Мир, в котором мы живем

30.

Тембр – элемент музыкальной речи.
Цель:Создать условия для понимания  важности тембра как выразительного средства в музыке.
Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев.
Усвоить важность тембра как средства музыкальной выразительности.
Мир, в котором мы живем

31.

Тембр голоса
Цель: Создать условия что бы учащиеся могли  различать окраску звука.
Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев,  «Песенка о гамме» Савельев.

Умение проследить соответствие музыкальных инструментов музыкальным образам симфонической сказке.
Песенка друзей

32.

Обобщающий урок.
Цель: Создать условия, что бы учащиеся могли воспринимать музыку не как набор звуков, а слышать в ней отражение мыслей и чувств, переживать богатство её образов.
Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев
Умение хорошо узнавать три жанра (трёх  «китов») в музыке (песня, марш, танец), знание основ музыкального искусства, построение первого этажа своих музыкальных знаний, опыта и музыкальной культуры.
Песенка друзей

33.

Готовимся к заключительному уроку – концерту.
Тест.
Систематизировать знания и умения детей.
Музыка по желанию
Умение хорошо узнавать три жанра (трёх  «китов») в музыке (песня, марш, танец), знание основ музыкального искусства, построение первого этажа
Исполнение песен

34.

Урок - концерт
Дать возможность проявить полученные знания, умения, навыки в творческом исполнении.
Музыка по желанию
Умение хорошо узнавать три жанра (трёх  «китов») в музыке (песня, марш, танец), знание основ музыкального искусства, построение первого этажа
Исполнение песен











ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ « МУЗЫКА 2 КЛАСС « ШКОЛА 2100 » :
Программа
Учебники
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
НРК

Сборник нормативных документов. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации./ Составитель: Днепров Э. Д.; Аркадьев А. Г. – М.: «Дрофа», 2004 г. – 63 с.


Усачёва В.О., Л.В. Школяр, Программа «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)

Усачева В.О., Школяр Л.В., «Музыка.Учебник.2 класс» – М. : Баласс, 2012 г. – 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Усачева В.О., Школяр Л.В., О. В. Кузьмина Музыкальное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2010.

Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 2 класс. – М. : Баласс, 2011. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).


«Ночь гуляет по дорожкам» /Ноты/: колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой: для голоса и фортепьяно. – Челябинск, 2009. – 64 с. ил. –ноты.

«Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения среднего Урала» / Составление, нотация, вступительная статья и комментарии Т. И. Калужниковой. – Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора, Банк культурной информации, 2002г. – 197 с. ил. –ноты.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Д


Примерная программа начального общего образования по музыке
Д
Усачёва В.О., Л.В. Школяр, Программа «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)


Программы по музыке
Д


Хрестоматии с нотным материалом
Д
Усачёва В.О., Кузнецов Д.В., Кабалевская М.Д. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 2 класс. – М. : Баласс, 2011. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Сборники песен и хоров
Д


Методические пособия
Д
Критская Е. Д. « Уроки музыки 1 – 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2012 г.


Методические журналы по искусству
Д


Учебно – методические комплекты к программе по музыке. Учебники по музыке
К
Усачева В.О., Школяр Л.В. «Музыка 2 класс» учебник – М. «Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

Рабочие блокноты (творческие тетради)
К
Усачева В.О., Школяр Л.В., О. В. Кузьмина Музыкальное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2010.

Учебные пособия по электронному музицированию
Ф


Книги о музыке и музыкантах. Научно – популярная литература по искусству.
Д


Справочные пособия, энциклопедии
Д


Печатные пособия

Таблицы, схемы
Д
На электронных носителях

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России
Д


Портреты композиторов
Д


Портреты исполнителей
Д


Атласы музыкальных инструментов
Д


Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы
Д


Дидактический раздаточный материал
К


Карточки с признаками характера звучания
К


Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкательных средств
К


Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности
К


Театральный реквизит (костюмы, декорации)
К


Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке
Д


Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке
Д
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детские электронные книги и презентации - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) http://window.edu.ru


Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы
Д
текстовый редактор,
редактор создания презентаций

Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования
Д


Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности:
редактор нотной грамоты,
система обработки звука
Д


Экранно – звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Д
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс.» (СД, mp 3.) Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.,


Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Д


Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей
Д
Мультимедийное приложение к «Урокам музыки 1 – 8 классы» / авт.-сост. Л. Золина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Мультимедийное пособие для учителя музыки общеобразовательных школ по программе Е. Д. Критской «Уроки музыки в школе без проблем» диск 1, диск 2


Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов
Д


Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
Д


Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов
Д


Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов
Д


Слайды, диапозитивы
Д


Учебно – практическое оборудование

Музыкальные инструменты
Пианино
Баян
Клавишный синтезатор

Д


Детские клавишные синтезаторы
К


Комплект детских музыкальных инструментов
Д


Комплект знаков нотного письма на магнитной основе
Д


Расходные материалы:
нотная бумага;
цветные фломастеры;
цветные мелки

К
Д
Д


Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)
К


Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля
К


Персональный компьютер
Д


Медиапроектор
Д



Д – демонстрационный экземпляр,
К – полный комплект,
Ф – комплект для фронтальной работы











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Критская Е. Д. « Уроки музыки 1 – 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2012 г.
Критская Е. Д. Методика работы с учебниками « Музыка: 1 – 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2002 г.
Музыка. 1 класс. Поурочные планы по программе Е. Д. Критской. / Сост. Улашенко Н. Б. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 2008 г.
«Музыка. Начальные классы.» Программы общеобразовательных учреждений. Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Москва: Просвещение, 2007г.
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс.» Пособие для учителя. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., М. : Просвещение,2010 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. /сост. Е. С. Савинов , Москва: Просвещение, 2010г.
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П Сергеевой, Е. Д. Критской. 1 – 4 классы. – 64 с. – М.: «Просвещение», 2012.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Л. Золина. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 176 с.
Школяр Л.В, Усачева В.О. (Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)
«Ночь гуляет по дорожкам» /Ноты/: колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой: для голоса и фортепьяно. – Челябинск, 2009. 64 с.












ПРИЛОЖЕНИЕ
Итоговый тест 2 класс
1 полугодие

Тема раздела: ««Три кита» в музыке - песня, танец, марш »

Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это

а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш

Выберите верное утверждение:

а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

3. Выберите верное утверждение:

а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

Найдите лишнее:

Народные инструменты – это

а) флейта
б) гусли
в) дудка


Симфонические инструменты – это

а) флейта
б) гусли
в) арфа

Найдите лишнее:

Народные праздники – это

а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября






Итоговый тест 2 класс
2 полугодие
Тема раздела: «Что такое музыкальная речь »

Приведи в соответствие (соедини стрелками):

Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова

Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:

а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными

3. Найди лишнее:

Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это

а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

4. Найди лишнее: (подчеркни)

Духовые народные инструменты – это

а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка

Назовите композитора песни «Болтунья»:
а) Д.Б. Кабалевский
б) С.Прокофьев

Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш
б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец
в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня
15