Самоанализ профессиональной деятельности учителя химии и биологии Гаузер Л.А


Самоанализ профессиональной деятельности
учителя биологии, химии высшей категории КГУ «Киялинская средняя школа имени Андрея Хименко»
Гаузер Любовь Алексеевной
Гаузер Любовь Алексеевна 30.09.1961 года рождения. В 1985 году окончила Петропавловский педагогический институт им. Ушинского. Естественно-географический факультет, отделение химии и биологии.
Стаж работы 30 лет, из них 30 лет работаю в Киялинской школе.
Целью повышения своей квалификации считаю необходимость развития основных профессиональных компетенций учителя в контексте решения современных проблем модернизации школы.
Перед современной казахстанской школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
дать учащимся качественные знания по биологии, химии;
формирование у учащихся естественнонаучной функциональной грамотности;
раскрыть интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
совершенствование форм организации учебной деятельности; использование разнообразных способов передачи знаний, активных форм стимулирования и мотивации процесса познания учащихся;
освоение содержания новых методологических подходов и инновационных педагогических технологий преподавания, эффективных методик обучения;
развивать и укреплять интерес к предметам естественно - математического цикла.
Поставленные задачи определили для меня методическую тему: «Формирование функциональной грамотности учащихся через использование практико- ориентированных заданий на уроках химии и биологии и прикладных курсах»
Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему поисково-познавательных заданий, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические знания. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические и биологические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, создание учащимися компьютерных презентаций.
В нашей школе кабинет химии оснащён компьютером, мультимедийным оборудованием.Такое оборудование даёт возможность не только проводить уроки на современном уровне. Добиться качественно высокого уровня эффективности уроков в процессе обучения позволяют именно информационные технологии. В кабинете химии имеются медиатека по теоретическим разделам органической и неорганической химии, электронные учебники, тестовые задания, подготовка к ЕНТ, «1С репетитор», «Виртуальная лаборатория», коллекция химических видеоопытов.
Использование компьютерных дисков, а также ресурсов сети Интернет на уроке химии позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые нет возможности показать учащимся на уроке, узнать много новой информации, проверить свои знания и умения по составлению формул, уравнений реакций, решению задач.
Кроме того, как показывает практика, развивают интерес к изучению химии уроки-презентации. Мною разработаны презентации к различным темам уроков и по химии и по биологии.
Среди форм обучения особое место занимают прикладные курсы, которые обеспечивают учащимся углубленное изучение интересующих их тем, использование индивидуальных подходов и личностных предпочтений. В их основе - направленность всей учебной деятельности на получение нужного школьникам результата.
Мой педагогический опыт преподавания позволил мне прийти к выводу о необходимости интегрирования прикладных курсов по предметам ЕМЦ. Вместе с учителем математики и физики Гардт Натальей Федоровной мы разработали метапредметный прикладной курс «Метапредметный подход к формированию естественнонаучной грамотности математическими методами» который является интегрированным курсом. Объём данного курса 34 учебных часа для естественно-математического направления и является продолжением и углублением обязательного стандарта образования в старшей школе. Программа прикладного курса разработана с целью реализации одного из основных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, касающейся повышения конкурентоспособности образования и согласно Государственного общеобязательного стандарта образования. Введение программы прикладного курса должно способствовать достижению главной цели общего среднего образования: обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически ,духовно развитого и успешного гражданина.
Актуальность прикладного курса определяется необходимостью компетентностного подхода к изучению интегрированных учебных дисциплин необходимых при выборе инженерных профессий.
Новизна курса заключается в концентрировании внимания учащихся на применение математических методов решения расчетных и качественных задач для описания и моделирования процессов в различных сферах деятельности.
При изучении данного курса учащиеся приобретают знания по реализации метапредметных связей школьного курса предметов ЕМЦ с математическим обеспечением различных производственных технологических процессов. Задачи, предлагаемые на данном курсе, позволяют развивать функциональную грамотность учащихся в нестандартной ситуации. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Направленность данного курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение желаний учащихся получить дополнительные знания по научно-техническому, эколого-биологическому направлению.
Данный курс направлен на:
Реализацию субъективной позиции учащегося в учении и создание собственной траектории обучения.
Развитие функциональной грамотности учащихся; творческого и критического мышления; повышению интереса к предметам ЕМЦ.
Формирование компетенций, связанных с опытом применения математических знаний в практической деятельности.
Мною разработаны: авторские программы прикладных курсов по биологии:
«Основы генетики» 10 класс.
«Общие закономерности биологической науки» 11 класс.«Многообразие и эволюция органического мира» 11 класс Интегрированный прикладной курс «Метапредметный подход к формированию естественнонаучной грамотности математическими методами» 11 класс