Самоанализ профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы


МОУ ИРМО «Максимовская средняя общеобразовательная школа»
Самоанализ профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Чудиновой Алёны Геннадьевны
2015 год
Самоанализ профессиональной деятельности
1. Общие сведения:
Чудинова Алёна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»
Образование высшее: ИГПУ, 2000 г. по специальности
русский язык и литература.
Квалификация: учитель русского языка и литературы.
Общий стаж работы: 23 лет.
Стаж педагогической работы (по специальности): 21 лет.
в данной должности: 19 лет.
Стаж работы в данном учреждении: 15 лет
Наличие квалификационной категории: первая квалификационная категория
2010 год. Присуждена степень Магистра педагогики по направлению подготовки «Педагогика»
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, но роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы, остаётся неизменной.
Я - учитель русского языка и литературы, преподаю в сельской общеобразовательной школе. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, культурного, ответственного, нравственного, здорового человека.
Моё педагогическое кредо- учиться и учить
Сегодня одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу», ставя на главные позиции такие понятия, как культурно- нравственные ценности и здоровый образ жизни. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
В 2010 году в МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» началась реализация региональногомегапроекта «Организация и развитие системы эколого-валеологического образования, формированиеэкокультуры субъектов образовательного процесса как фактор повышения качества образовательного процесса» Выбор данной программы был обусловлен тем, что в последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Актуальность данной темы позволила мне заняться педагогическим исследованием по теме: «Экологизация предмета «Русский язык» в условиях сельской школы» Передо мной встала проблема, как, используя возможности предмета русский язык, экологизировать образовательную среду учащихся, которая будет способствовать их нравственному росту, ценностному отношению к себе и окружающей среде, а также повышению мотивации к предмету и повышению качества знаний по предмету.
Главную цель своей работы, таким образом, я вижу в создании благоприятных условий для формирования культурно- нравственных ценностей и здорового образа жизни через использование возможностей предметов русский язык и литература.
Среди конкретных задач особенно выделяю:
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
Повышение грамотности письма
Эффективное построение учебного процесса через применение современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих2. Качество условий деятельности
Администрация школы создала все условия для современного качества образования: кабинет русского языка соответствует санитарно- гигиеническим требованиям. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить эковалеопаузы. Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Дети постоянно информируются о технологии сбережения здоровья глаз. Кабинет хорошо освещен, учащиеся занимают места в соответствии с рекомендациями.Комплектование классов в ОУ строится по принципу интеграции, т.е. в одном классе обучаются учащиеся по общеобразовательной программе и программе специальных (коррекционных) учреждений. На протяжении трёх последних лет я работаю в таких классах. В связи с этим в качестве методического обеспечения, наряду с имеющимися учебно-методическими пособиями, я использую собственные разработки. Так мною созданы тематические папки с заданиями для контроля, тестами, раздаточным материалом. Собран банк уроков разных по форме, для разных возрастных групп. Учитывая, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья– это дети с неустойчивой психикой, с патологиями в здоровье, то и уроки я строю с учетом здоровьесбережения.
Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки русского языка и литературы помогают решить данную проблему, так как имеют огромный потенциал для формирования экологического воззрения школьников, позволяют расширить их кругозор.
Важнейшим средством достижения современного качества образования является использование современных педагогических технологий. Среди многообразия педагогических технологий выбираю и применяю такие технологии, как проблемное обучение, технология сотрудничества, технология личностно- ориентированного образования, информационные технологии. Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям (оздоровительные, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья). Свои уроки стараюсь строить в соответствии с особенностями внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, использую различные виды деятельности. С целью исключения перегрузок школьников, соблюдаю объём всех видов диктантов, текстов для изложений. На каждом уроке в любом классе провожу физкультминутки (2-3 раза), игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма так как, на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха, поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока.
Повышению мотивации к изучению предмета способствуют и применяемые мною формы организации обучения, основной является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы: уроки формирования новых знаний (уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки-семинары), уроки проверки знаний (зачеты, смотры знаний, конференции, викторины). Использую разные формы организации урока: индивидуальную, групповую, фронтальную, что способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока. Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока, создание ситуации успеха, которая является значимым условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. С целью проверки знаний и умений учащихся использую различные формы контроля, так, например, эффективным является компьютерное тестирование, которое позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала, экономить время, объективно оценивать. Кроме того, зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу ЕГЭ, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений. В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся через ведение индивидуальной карты самоконтроля, что помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность
В своей работе осуществляю мониторинг учебных достижений учащихся и своей педагогической деятельности.
Результаты моей педагогической деятельности
Использование современных педагогических технологий позволяют мне добиваться хороших результатов: отсутствуют неуспевающие по предмету; качество обучения за последние три года по русскому языку стабильно 43% - 49%, по литературе повысилось с 54% до 65%.
Мониторинг успеваемости и качества показал, что усилия учащихся и мои были не напрасны.
Предмет 2012-2013 уч.год2013-2014 уч.год2014-2015 уч.годУсп. Кач. Усп. Кач. Усп. Кач.
Русский 100% 43% 100% 45% 100% 49%
Литература 100% 54% 100% 61% 100% 65%
Результаты ЕГЭ показывают следующее: с 2008 года мои учащиеся выбирают для сдачи ЕГЭ литературу, и успешно сдают её. Выпускники школы Бикбова Э., Деревнина И, Деревнина Н. продолжили своё обучение в ВСГАО г. Иркутска на факультете «Филология» на бюджетной основе.
Широкое применение здоровьесберегающих технологий так же отразилось на результатах работы с учащимися. Исходя из личных наблюдений, собеседований с детьми, родителями, по результатам анкет, я сделала вывод, что проводимая работа по данному направлению имеет свои успехи.
С помощью текстов о природе мои ученики смогли ощутить ее красоту через богатство языка, пополняя тем самым свой словарный запас.
Исследовательская работа на уроках литературы помогла им выработать навык самостоятельной творческой работы, развить умение внимательно читать текст художественной литературы и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственные аргументы и суждения.
Поисковая работа научила видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного образа.
В 5-6 классах на уроках русского языка мы завели словари природы и экологические словарики. К.Паустовский писал: « Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанными»
В течение всего учебного процесса учащиеся усваивали культуру общения человека с природой. Этому способствовали тексты о природе, о животных, птицах, о бережном отношении ко всему живому, например, при изучении темы « Однородные члены предложения» можно использовать данный текст:
Тропинка.
Я живу в деревне, в одном из самых прекрасных уголков средней полосы России. Чистые, как алмаз, речки, задумчивые зеленые озера, лесные поляны, до краев наполненные солнцем, грибами и земляничкой. Но больше всего я люблю юркую лесную тропинку. Она бежит напрямик через овраги и болота. Перепрыгивает через сваленные грозой стволы деревьев, скачет на одной ножке по плоским камешкам ручья. ( В.Тельпугов)
Словарные диктанты
5 класс
Грозди фиолетовой сирени, рассвет над Байкалом, вкусная земляника, весенняя оттепель, пахучий шиповник, безбрежные просторы, беспомощный птенчик, комнатные растения, возраст дерева, жужжание пчел, шелковый листок, спелый крыжовник, ароматная акация, сберечь растение, чудесный пейзаж 6 класс
Непродолжительные ненастья, камышовые заросли, искусственные цветы, песчаный бережок, кружок юннатов, осиное гнездо, январский мороз, безграничные просторы, великолепный гербарий, коллекция цветов Многие уроки литературы проводятся с экологическим уклоном. Работая с программными произведениями, мы обязательно обращаемся к эпизодам -пейзажным зарисовкам, так они, во – первых, помогают лучше понять характер, мысли, поступки многих героев, во – вторых, мастерство каждого писателя, поэта в этом вопросе индивидуально – и это прекрасно! Учащимся нравится описание природы, времён года, времени суток у разных писателей (например, у Пушкина и Лермонтова, у Пушкина и Некрасова и т. д.)
В результате мониторинговых исследований по здоровьесбережению стало ясно, что дети в течение дня чувствуют себя намного комфортнее, не переутомляются.
За высокие профессиональные достижения, творческое отношение к делу обучения и воспитания подрастающего поколения в 2008 г награждена Почётной грамотой Управления образования администрации Иркутского района, в 2011 г. за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения награждена Почётной грамотой МО Иркутской области.
Будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины.
Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения. На первый план своей деятельности ставлю формирование здорового образа жизни у учащихся. Второе направление- это подготовка конкурентоспособного выпускникас оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличной от школьной образовательной среды, условиях.
Директор школы ________ Т.Л. Сушко