Авторская программа хореографической студии Радуга

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ильинская общеобразовательная школа
Алексеевского района
Белгородской области





Авторская программа
хореографической студии «Радуга»
педагога-психолога
Хреновой Елены Николаевны
(первая квалификационная категория)
















2014 год Введение.

Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. Свидетельство тому- наскальные рисунки с изображением танцующих фигур ,созданные предположительно в период неолита (8-5 тыс.лет до н.э.).
До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца, песни, или музыки, неоспоримо одно -появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определённой последовательностей телодвижений. Эти ритмические телодвижения могли нести в себе различное содержание, что послужило впоследствии поводом к созданию множества теорий о происхождении танца (его предшественниками называли игру ,магические или религиозные ритуалы ,эротические инстинкты и т.п).Любая из теорий имеет право на существование, также как не может считаться единственно верной. Их внимательное изучение подтверждает вывод- во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека, его гармоничном эстетическом и физическом развитии.
Уже на первом этапе своего существования танец пытался в обобщённой форме отображать действительность, отбирать наиболее типические её черты, придавать им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила раскраска лица , имитирующая кровь, а первыми опытами актёрской выразительности- подражание различным животным. Всё это довелось увидеть исследователям в начале ХХ столетия у индейцев Бразилии и некоторых индейских племён Северной Америки.
Что же такое танец? Как овладеть этим искусством? Очень многие люди, особенно дети, задают себе эти вопросы, увидев на сцене или по телевизору народный, бальный или эстрадный танец .
Танцевальное искусство таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания оно сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю- танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному .
Классический танец – азбука хореографического искусства.
Предмет «классический танец» по праву считается главным в процессе подготовки хореографов любого профиля. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъёмлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырёхсот лет. Экзерсис основанный на, классическом танце давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.
Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце - от джаз - модерна до хип - хопа- одно остаётся неизменным: классический экзерсис является стержнем , на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично формирует тело , активно исправляет физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку.
Народно-характерный танец. С давних времён народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых- людей самых разных возрастов и профессий. Рождённые народом , сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают , завораживают , воспитывают , заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы , рождённые талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.
Бальный танец. Первые бальные танцы возникают в 12 веке, в эпоху средневекового Ренессанса- расцвета рыцарской культуры. Люди с увлечением танцевали в праздничные дни и накануне праздников. Вельможи нередко заимствовали у народа развлечения: водили хороводы, где требовалось важная осанка, медленная поступь, умения исполнять приветствия, поклоны, реверансы. Со временем усложнились танцевальная лексика и композиции, что привело к необходимости длительного обучения танцу; в 17 веке выпускают самоучители по танцам. 19 век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады, в которых принимает участие не только знать, но и городское население. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, в них учителя- профессионалы обучали бальному танцу. Особым признанием пользовались учителя-французы: ведь именно их родина считалась законодательницей бальных танцев.
Эстрадный танец. С тех пор как эстрада определилась в самостоятельный вид искусства, танец стал одним из основных её слагаемых. Временами он приобретал значение главенствующего жанра на эстраде. Танец никогда не был в забвении- давние традиции русской хореографии , опирающиеся на великолепную школу, помогали поддерживать профессиональный уровень эстрадного танца.




















Пояснительная записка.

Среди множеств форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Благодаря танцам , происходит активное общение сверстников, ведь из всех видов увлечений танец раскрывает непосредственность и искренность эмоционального порыва, что так немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира окружающих людей.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развевать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.




Актуальность программы.

Программа направлена на изучение и сохранение танцевального наследия, она рассматривает их как часть современной жизни. Данная программа актуальна тем, что предполагает изучение не только традиционных видов хореографии и знакомство с танцевальной культурой, но и знакомство с историей возникновения и развития танца.
Новизна программы в том, что она построена на интеграции различных видов танцевально – хореографического искусства, тем самым, позволяя подросткам самоопределиться и самореализоваться.
Цель: овладеть навыками импровизационного и композиционного развития танца в единстве индивидуального и ансамблевого мастерства исполнения, формировать индивидуальную культуру танца каждого ребёнка.
Задачи:
-развитие общей физической подготовки ( силы, выносливости, ловкости);
-развитие танцевальных данных ( выворотности, гибкости, устойчивости и координации),изучение танцевальных элементов;
-развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;
-воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Программа рассчитана для учащихся в возрасте от 6 до 16 лет.
Количество учеников в группе 27 человек.


Срок реализации программы 4 года.








Год обучения
Колличество занятий в неделю
Длительность занятий
Всего часов за неделю
Всего часов в год

1
3
2
6
204

2
3
2
6
204

3
3
2
6
204

4
3
2
6
204










Запланированная работа по программе предъявляет повышенные требования к охране жизни и здоровья учащихся. Занятия могут проводиться в танцевальном или спортивном зале. Наличие специальных станков в зале необязательно, но желательно. Хорошо чтобы одна из стен зала была оборудована зеркалами, но при этом педагогу следует во время занятий периодически менять направления движения учащихся, с тем чтобы, поворачиваясь, то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущения. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать своё тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сценической площадке.
Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо чётко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае учащиеся воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Данная программа состоит из четырёх этапов, объединённых в единое целое. Каждый этап соответствует возрастной группе и году обучения.









1.Первый год обучения
На начальном этапе обучения дети получают основные знания о хореографическом искусстве, общие знания о народном и классическом танце , изучают позиции рук и ног, осваивают постановку корпуса и головы. Постигают азы искусства бального танца.

К концу первого года обучения ученики должны знать:
-историю возникновения танца;
-азы народного и бального танцев;
-позиции рук и ног;
-постановку корпуса и головы.
Должны уметь:
-выполнять движения с помощью педагога;
-исполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением;
-красиво и правильно стоять по линиям и держать круг.

























2. Второй год обучения.
На этом этапе обучения вводятся усложнённые элементы народного танца. Идёт углубленное изучение историко-бытовых бальных танцев. Продолжается работа над постановкой корпуса, положением рук, выворотностью ног в позициях.
К концу второго года обучения должны знать:
-технику исполнения движений народного танца;
-технику исполнения историко-бытовых бальных танцев.
Должны уметь:

-исполнять усложнённые элементы народного танца;
-исполнять композиции бальных танцев.





























3. Третий год обучения.

Третий курс обучения включает в себя закрепление азбуки классического танца. Продолжается изучение и совершенствование русского народного танца. Включаются элементы латиноамериканских и европейских бальных танцев.
К концу третьего года обучения ученики должны знать:
-основы классического танца;
-основы русского народного танца;
-элементы латиноамериканского танца;
-элементы европейского танца.
Должны уметь:
-исполнять композиции латиноамериканских танцев;
-исполнять композиции европейских танцев;
-исполнять композиции русских народных танцев;
-анализировать свою деятельность.

























4. Четвертый год обучения.
На этом этапе обучения подводится итог предыдущей работы. Вводятся элементы эстрадного танца. Закрепляется пройденный материал и продолжается работа над чистотой исполнения движений, свободой и выразительностью более сложных танцевальных элементов.
К концу четвёртого года обучения ученики должны знать:
-основные элементы эстрадного танца;
-технику исполнения европейского танца;
-технику исполнения латиноамериканского танца.

Должны уметь:
-исполнять композиции эстрадного танца;
-исполнять усложнённые элементы народного танца;
-исполнять усложнённые элементы европейского танца;
-исполнять усложнённые элементы латиноамериканского танца






















Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, движений, которые предстоит выполнить ученикам, постепенное знакомство с различными видами хореографии.
Для того, чтобы освоить курс программы необходимо быть серьёзным, эмоционально восприимчивым, обладать терпением и иметь огромное желание научиться всем видам танцевального искусства.
Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие ( знакомство с правилами исполнения движений, эмоциональной окраской различных типов танца, усвоение технических элементов танца, синхронизацией исполнения, способность работать под музыкальное сопровождение), беседа с просмотром видеоматериала, выступление на творческих мероприятиях, конкурсах ( праздники, чаепития с учениками других творческих объединений, прогулки на природе).

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная ( ученику даётся самостоятельная работа с учётом его возможностей), фронтальная ( работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определённой работы), коллективное исполнение постановки танца.
Формы итоговой аттестации
Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся по итогам изучения каждой темы проводятся показательные выступления, творческие отчёты.































Материально-техническое обеспечение программы.
-Технические средства обучения: магнитофон, аудио и видеозаписи различных видов танцев, диски с записями музыкальных произведений.



























Название раздела
1 год
2 год
3 год
4 год

Классический танец
30 часов
12 часов
20 часов
20 часов

Народный танец
50 часов
46 часов
40 часов
20 часов

Историко-бытовой танец
50 часов
50 часов



Латиноамериканский танец


20 часов
20 часов

Западно-вропейский танец


20 часов
20 часов

Эстрадный танец



20 часов

Постановочная работа
74 часа
96 часа
104 часа
104 часа

Итого
204 часа
204 часа
204 часа
204 часа

Учебный план.


























Содержание программы первого года обучения.


1.Классический танец.

1.1.Введение.
Теория: истоки возникновения танца.
Форма проведения занятия: беседа.
Формы подведения итогов: Собеседование со студентами.
1.2Основные элементы классического танца.
1.2.1.Основные позиции рук и ног.
Практическая работа:
Позиции ног в танце-1 2,3,6
Форма проведения занятия- комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
1.2.2.Основные позиции ног и рук.
Практическая работа:
Позиции ног в танце-4,5.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
1.2.3.Позиции рук.
Позиции рук в танце-1,2,3.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
1.2.4.Упражнения для рук.
Практическая работа: упражнения для рук
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа

2. Народный танец.
2.1.Основные элементы народного танца.
Практическая работа:

2.1.1.Позиции ног в танце.
Позиции ног в танце-1 2,3,4,5,6.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.2.Позиции рук в танце.
Практическая работа:
Позиции рук в танце-1,2.3,4,5,6,7.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.2.Положения рук, кисти рук, корпуса и головы.
Практическая работа.
2.2.1.Положения рук кисти рук.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.2.2Положения корпуса.
Практическая работа – положения корпуса.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.2.3.Положения головы.
Практическая работа – положения головы.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.3.Русские народные движения.
2.3.1.Изучение движения «кавырялочка».
Практическая работа-изучение движения «кавырялочка
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.3.2.Изучение движения «ёлочка», «гармошечка»
Практическая работа-изучение движения «ёлочка», «гармошечка»
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.3.3. Изучение движения «моталочка»
Практическая работа-изучение движения «моталочка»
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.3.4. Изучение движения «верёвочка»
Практическая работа-изучение движения «верёвочка»
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.3.5. Изучение не усложнённых дробей
Практическая работа-изучение не усложнённых дробей.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3. Основные элементы историко-бытовых танцев.
3.1.Изучение основных элементов танца «Полька»
3.1.1.Изучение основного шага.
Практическая работа-изучение основного шага.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.1.2.Изучение движений в паре
Практическая работа-изучение движений в паре
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.2.Изучение основных элементов танца «Падеграс».
3.2.1Изучение основного шага.
Практическая работа-изучение основного шага.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.2.1. Изучение движений в паре.
Практическая работа-изучение движений в паре
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.3.Изучение основных элементов танца «Вальс».
3.3.1. 1Изучение основного шага.
Практическая работа-изучение основного шага.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
3.3.2. . Изучение движений в паре.
Практическая работа-изучение движений в паре
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
Раздел 4.Постановочная работа. Изучение русских народных этюдов.
4.1.Иучение этюдов для двух исполнителей.
4.1.1.Изучение 1-ой части этюда.
Практическая работа- изучение 1-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.1.2.Изучение 2-ой части этюда.
Практическая работа- изучение 2-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.1.3.Изучение 3-ей части этюда.
Практическая работа- изучение 3-ей части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.1.4.Изучение 4-ой части этюда.
Практическая работа- изучение 4-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.2.Изучение мелкогрупповых этюдов.
4.2.1. .Изучение 1-ой части этюда.
Практическая работа- изучение 1-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.2.2. Изучение 2-ой части этюда
Практическая работа- изучение 2-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.2.3. Изучение 3-ей части этюда
Практическая работа- изучение 3-ей части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.2.4. .Изучение 4-ой части этюда.
Практическая работа- изучение 4-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.3. Изучение групповых (массовых) этюдов.
4.3.1. Изучение 1-ой части этюда.
Практическая работа- изучение 1-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.3.2. . Изучение 2-ой части этюда
Практическая работа- изучение 2-ой части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.3.3. . Изучение 3-ей части этюда.
Практическая работа- изучение 3-ей части этюда.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа





Содержание программы второго года обучения.

1.Классический танец.
1.1.Изучение классических поз на середине зала.
1.1.1. . Изучение большой позы круазе.
Практическая работа- . изучение 1-го комплекса движений
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
1.1.2. Изучение большой позы эфасэ
Практическая работа- изучение 2-го комплекса движений
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
1.1.3.Изучение большой позы экате
Практическая работа- изучение 3-его комплекса движений
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.Народный танец.
2.1.Изучение русских народных движений.
2.1.1.Изучение движений «присядка».
Практическая работа- изучение движения
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.2.Изучение упражнения «ползунок».
Практическая работа- «ползунок»
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.3.Изучения тройной дроби
Практическая работа- изучение упражнения
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.4. Изучение движения «Ключ» 1
Практическая работа- изучение упражнения
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.5.Изучение движения «Ключ»2
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.Историко-бытовые танцы.
3.1.Изучение основных элементов танца «Вальс Гавот»
3.1.1.Изучение основного шага.
Практическая работа- изучение основного шага.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.1.2.Изучение движений в паре.
Практическая работа- изучение движений в паре.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.2. Изучение основных элементов танца «Фигурный вальс»».
3.2.1. .Изучение основного шага.
Практическая работа- изучение основного шага.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.2.2. Изучение движений в паре
Практическая работа- изучение движений в паре.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.Постановочная работа. Изучение композиции историко-бытовых танцев.
4.1.Изучение танца «Полонез».
4.1.1.Изучение 1-ой части танца.
Практическая работа- изучение 1-ой части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
4.1.2. Изучение 2-ой части танца
Практическая работа- изучение 2-ой части танца.
·
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.1.3. . Изучение 3-ей части танца
Практическая работа- изучение 3-ейчасти танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.2. Изучение танца «Вальс Бостон».
4.2.1. Изучение 1-ой части танца.
Практическая работа- изучение 1-ой части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
4.2.2. Изучение 2-ой части танца
Практическая работа- изучение 2-ой части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.2.3. Изучение 3-ей части танца
Практическая работа- изучение 3-ей части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.3. Изучение танца «Краковяк».
4.3.1.Изучение 1-ой части танца.
Практическая работа- изучение 1-ой части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
4.3.2. Изучение 2-ой части танца
Практическая работа- изучение 2-ой части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
4.3.3. Изучение 3-ей части танца
Практическая работа- изучение 3-ейчасти танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа


Содержание программы третьего года обучения.

1.Классический танец.
1.1.Изучение прыжков на середине зала.
1.1.1.Изучение прыжков соте по 5-ой позиции.
Практическая работа- изучение прыжков соте по 5-ой позиции.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
1.1.2. Изучение прыжка шажман де пье
Практическая работа- изучение прыжков
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
1.1.3. . Изучение прыжка па э шапэ
Практическая работа- изучение прыжков .
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2. Народный танец.
2.1.Изучение русских народных движений.
2.1.1.Изучение упражнения «Ключ»3
Практическая работа- изучение упражнения.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.2. Изучение движения «трилистник»
Практическая работа- изучение движения.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.3. Изучение движения «выхилястник»
Практическая работа- изучение движения.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
2.1.4.Изучение движения «Голубцы»
Практическая работа- изучение движения.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
2.1.5. Изучение движения «падебаск»
Практическая работа- изучение движения
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
3. Латино-американские бальные танцы.
3.1.Изучение основного шага танца « Ча-ча-ча»
3.1.1.Изучение основного шага.
Практическая работа- изучение основного шага по линиям
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
3.2. Изучение основного шага из танца «Джайв»
3.2.1. Изучение основного шага по линиям.
Практическое занятие- изучение основного шага
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.

4. Западно-европейские бальные танцы
4.1.Изучение основного шага из танца «Медленный вальс».
4.1.1. Изучение основного шага танца по линиям.
Практическая работа- изучение 1-ой части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
4.2. .Изучение движений в парах из танца «Медленный вальс».
4.2.1. Изучение правого поворота из танца.
Практическая работа- изучение правого поворота .
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.

5.Постановачная работа.

5.1.Изучение композиции танца «Медленный вальс»
5.1.1.Изучение 1-ой фигуры танца
Практическая работа- изучение первой фигуры танца
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
5.1.2. Изучение 2-ой фигуры танца
Практическая работа- изучение второй фигуры танца
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
5.1.3. . Изучение 3-ей фигуры танца
Практическая работа- изучение третей фигуры танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа

5.2.Изучение танца «Венский вальс»
5.2.1.Изучение 1-ой части танца
Практическая работа- изучение первой части танца
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
5.2.2. Изучение 2-ой части танца
Практическая работа- изучение второй части танца
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
5.2.3. Изучение 3-ей части танца.
Практическая работа- изучение третей части танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
5.2.4. Изучение и отработка композиции «Венский вальс»
Практическая работа – Изучение и отработка всей композиции танца
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа.


Содержание программы четвёртого года обучения.

1. Классический танец.
1.1. Изучение основных элементов классического танца
1.1.1.Изучение маленького приседания, наклонов вперёд, назад
Практическое занятие- изучение элементов классического танца
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
1.1.2. Изучение упражнений для растягивания мышц.
Практическая работа- изучение упражнений на полу
2.Народный танец.
2.1.Изучение вращений.
2.1.1.Изучение вращения «Шене»
Практическая работа- изучение вращения
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.2. Изучение вращения «Бегунок».
Практическая работа- изучение вращения
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.3. Изучение вращения «Бегунок по кругу».
Практическая работа: изучения вращения
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
2.1.4.Изучение подскоков в повороте.
Практическая работа- изучение вращения.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа
3.Латиноамериканский танец.
3.1.Изучение танца «Меренга», «Чарльзтон».
3.1.1.Изучение основных элементов танца «Меренга».
Практическая работа- изучение основных элементов танца .
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
3.1.2. Изучение основных элементов танца «Чрльзтон».
Практическая работа- изучение основных элементов танца.
Форма подведения итогов: исполнение движений, беседа.
4.Европейские танцы.
4.1. Изучение основных элементов танца «Куик степ».
4.1.1. .Изучение фигуры «квадрат» .
Практическая работа-изучение фигуры «квадрат» танца «Квик степ».
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа.
4.1.2.Изучение фигуры «перемена» .
Практическая работа-изучение фигуры «перемена» из танца «Куик степ»
Фома проведения занятий- комбинированное занятие, занятие-практикум.
5. Эстрадный танец.
5.1.Изучение основных элементов эстрадного танца.
5.1.1.Изучение позиций ног.
Практическая работа-изучение основных позиций ног.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
5.1.2.Изучение позиций рук.
Практическая работа- изучение основных позиций рук.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
5.1.3. Изучение ходьбы.
Практическая работа-изучение ходьбы.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6. Постановочная работа.
6.1. Изучение латиноамериканского танца «Самба»
6.1.1.Изучение 1-ой части танца.
Практическая работа-изучение 1-ой части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6.1.2. Изучение 2-ой части танца
Практическая работа-изучение 2-ой части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6.1.3. Изучение 3-ей части танца
Практическая работа- изучение третей части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6.1.4. Изучение и отработка композиции танца «Самба»
Практическая работа- изучение и отработка танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа

6.2. Изучение танца «Куик степ».
6.2.1.Изучение 1-ой части танца.
Практическая работа-изучение 1-ой части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6.2.2.Изучение 2-ой части танца.
Практическая работа-изучение 2-ой части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6.2.3. Изучение3-ей части танца
Практическая работа-изучение 3-ей части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6.2.4. Изучение и отработка композиции «Куик степ»
Практическая работа- изучение и отработка композиции
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа

6.3. Изучение эстрадного танца
6.3.1.Изучение 1-ой части танца.
Практическая работа-изучение первой части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа.
6.3.2. Изучение 2-ой части танца.
Практическая работа-изучение второй части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа
6.3.3.Изучение 3-ей части танца.
Практическая работа-изучение третей части танца.
Форма подведения итогов- исполнение движений, беседа



























Методические рекомендации.

Программа расчитана на четыре года обучения.
В этот период среди основных задач педагога можно выделить:
развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов.;

развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для детей воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога- хореогрофа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Одним из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) даёт возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем является прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создаёт впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Как известно навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребёнок начинает ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность.
Педагогической психологией введён основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление- запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.
При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение уже выучено и прочувствовано, закрепляется определённая последовательность возбудительно -тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.
В этой связи можно предложить следующую формулу: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:
воспринемая - ощущай;
осмысливая - чувствуй;
запоминая - действуй, пробуй;
проверяя результат - показывай другому.

Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словестно-речевые объяснения и замечания преподавателя (уместно подчеркнуть, что объяснения и замечания должны сопровождаться положительными эмоциями с единственной целью, чтобы студент слушая- слышал и услышал); профессиональный показ телодвижений преподавателем- зрительное созерцание и осмысление (и в этом процессе очень важно следить, чтобы ребёнок глядя- видел и увидел ,удивился); наблюдение за собой в зеркальном отражении.
Многократно повторяясь, движения-импульсы становятся сигналами- раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому стоит принять определённое положение или позу, услышать знакомый ритм, мелодию, как дальше движения возникнут сами собой (срабатывает мышечная память).
Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становиться простым и доступным.
Умение- это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с весьма большим количеством ошибок и поправок и при неприрывном контроле сознания. Навык- это уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится более точным и экономичным, ряд элементов деятельности автоматизируется.
Условно различают три стадии в образовании динамического стериотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга степенью развития временных связей, а внешне- степенью разученности и чистоты выполнения движения.
Первая степень. В двигательной зоне коры головного мозга наблюдается широкое распространение возбуждения, поэтому движение выполняется неточно, сопровождается большим количеством побочных действий, ещё нет согласованности кровообращения, дыхания и других систем и органов с деятельностью аппарата. Эта стадия особенно заметна на первых порах обучения и в самом начале освоения незнакомых движений.
Для облегчения можно предложить метод хореокоррекции, под которым подразумевается внутренняя регуляция, активность и адаптация к окружающей среде.
Главные компоненты метода- музыка, музыкальное движение, развитие музыкальной выразительности. С их помощью можно научить учеников чувствовать движения и действия, выражать своё состояние.
Тело имеет в своём распоряжении 2 различных типа движения: произвольные и непроизвольные. Первыми можно управлять по желанию, а вторые такому управлению не поддаются.
Произвольными являются движения конечностей, корпуса (торса), шеи, лица, глаз, губ, языка. Непроизвольное движение обычно ограничивается мышцами, находящимися внутри тела. Мы не замечаем, как ритмично бьётся сердце, как ритмично мы дышим, как, шагая, переносим вес тела с ноги на ногу (тоже ритмично), и совсем не замечаем, как сгибаются колени при ходьбе.
Но как только предлагается детям сгибать колени под музыку, начинаются трудности: кто-то не попадает на сильную долю такта, опаздывая или опережая ритм. Поэтому на первом этапе обучения уместно предложить следующий музыкально-психологический рецепт: расскажите или напомните ребятам, что счёт «и» звучит коротко, а счёт «раз»- длиннее, слабая доля такта как бы прячется за сильную.
Предложите ученикам встать в исходную позицию- ноги соединены, корпус прямой, руки опущены вдоль тела. Затем на счёт «и» слегка согнуть колени и тут же выпрямить их на счёт «раз». Ориентируйте ребят на собственные мышечные ощущения, а точнее- на три точки: пятки, колени и копчик («хвостик»). Упражнение следует исполнять в медленном темпе, осознанно.
Для ощущения прямой спины и развёрнутой грудной клетки предложите ребятам обхватить себя руками за спиной (так называемый «замок», т.е.ладонью и пальцами левой руки обхватить локоть правой руки). Такое положение рук за спиной рекомендуется использовать в тех случаях, когда дети устанут. Внешне это проявляется сутуловатостью (приподнятые плечи и немного сгорбленная спина). При изучении танцевального шага с вытянутой стопы также полезно обхватное положение рук за спиной, ибо ученики от усердия часто наклоняют голову вперёд и разглядывают собственные ноги.
Вторая стадия. Развивается условное торможение, прежде всего дифференциальное. Этому способствуют словесные раздражители- объяснения и поправки. Сделанные преподавателем. Одобрительные замечания подкрепляют правильное выполнение музыкально-пластических элементов и движений, а неодобрительные (но с утешительной интонацией в голосе)- заставляют осознать ошибки и исправить их.
Возбуждение сосредоточивается только в определённых участках чувствительно-двигательной зоны, движения становятся более точными и согласованными. Именно на второй стадии и начинает закрепляться динамический стереотип. Но он ещё не прочен. Следовательно, непрочен и двигательный навык, поэтому координация движений может быть нарушена.
В этой связи предлагается метод тройных передвижений (или тройственного переноса веса тела). Пять основных чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир, известны- это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Однако есть ещё одно чувство, о котором редко упоминает специальная литература: это координация чувств, чувство равновесия (работа вестибулярного аппарата), которым мы пользуемся, чтобы контролировать движение и ориентироваться в пространстве.
Без воспитания координации занятия танцем станут невозможными, ее необходимо развивать и закреплять постоянно, какое бы телодвижение ни изучалось. Игнорирование данного свойства организма в ходе обучения приведет к значительным трудностям в дальнейшей работе.
Начинать следует с тройных поворотов головы. Например: вправо, влево, вправо остановка, затем влево, вправо, влево остановка. Этот элемент движения должен сопровождаться взглядом, сфокусированным в одной точке. Обязательно надо что-то увидеть (выделить), ибо при ориентации в зале или изучении впоследствии элементов вращения ребёнок может испытывать трудности (как минимум будет кружиться голова).
Тройные повороты головы исполняются в сочетании с боковым переступанием. Например:
шаг с правой ноги в правую сторону с одномоментным поворотом головы вправо;
шаг-приставка левой ноги к правой с одномоментным поворотом головы влево;
шаг в правую сторону с одномоментным поворотом головы вправо остановка (пауза).
шаг вперед и назад:
с правой, левой, правой ноги и маленькая остановка (пауза);
с левой, правой, левой ноги и маленькая остановка (пауза) и т. д. Уместно подчеркнуть, что при кажущейся ограниченности подобных переступаний в танце существуют разнообразные их варианты: так, тройной переменный ход встречается во множестве народных танцев.
Педагогу-хореографу важно отобрать те варианты переступаний, которые способствуют формированию музыкально-двигательных стереотипов. В дальнейшем можно усложнить исполнение двигательных элементов.
Например, переступания в рисунке «крестом»:
шаг с правой ноги в правую сторону;
шаг-приставка левой ноги к правой;
шаг с левой ноги в левую сторону;
шаг-приставка правой ноги к левой;
шаг вперед с правой ноги;
шаг-приставка левой ноги к правой;
шаг с левой ноги назад;
шаг-приставка правой ноги к левой.
Следующим основополагающим стереотипом является тройной переменный
В усложненном варианте очень важно сохранить осознанное сгибание ног в коленном суставе перед началом передвижения (с акцентом). Заметная деталь стереотипа, которая постоянно используется в танцевальной практике, это своеобразный врожденный «затакт» (предварительная мышечная реакция) двигательного навыка.
Третья стадия. В результате многократных повторений движения и указаний педагога происходит окончательное закрепление системы временных связей, входящих в динамический стереотип двигательного навыка. Одновременно становится согласованной работа внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Внешне это проявляется в точности движений, в легкости и грациозности исполнения.
Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений по принципу мысль опережает движение. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать ученикам: думай, что делаешь и к а к делаешь.
Это может звучать так: «топнуть, шлёпнуть, топнуть, хлопнуть».
Изучение элемента предполагает раздельное исполнение:
раз шаг с притопом, одновременно руки открыть в стороны;
и слегка присесть, приставляя свободную ногу в VI позицию, и одновременно шлепнуть ладонями по бедрам;
два, и движение повторить с другой ноги, хлопнув в ладоши.
Кроме того, необходимо учитывать, что музыкально-двигательные навыки могут положительно и отрицательно влиять друг на друга. В ходе тренировки (экзерсиса) при многократном повторении музыкально-пластических элементов временные связи совершенствуются, что приводит к правильной координации движений.
По мере образования динамического стереотипа отдельные элементы движений перестают осознаваться, т. е. выполняются автоматически. Если двигательный навык доведен до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению (например, контрольный урок, дивертисментный показ перед группой), то он дольше остается неразрушенным. Чем больше ответственных выступлений (ситуаций, когда на тебя смотрят другие), тем дольше выученное будет сохраняться. Это могут быть систематические посещения практических занятий учениками из других групп танцевальных коллективов, представителями администрации, родителями.
Разучивая движения, отрабатывая технологию исполнения, надо обращать внимание на каждый его элемент, тогда в коре головного мозга создаются наилучшие условия для образования и совершенствования условных рефлексов и, следовательно, ускоряется формирование пластических стереотипов. Акцентирование внимания на ошибках по тем же причинам создает условия для быстрого их исправления через понимание сущности выполняемых движении, через ощущения. Поэтому чем большее число танцевальных движений и их комбинаций освоено, тем лучше развиты двигательный анализатор и мышечная память. Это значительно расширяет возможности организма переключаться с одной мышечной деятельности на другую. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, темпоритм, скорость, меняя сами движения в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве сценической площадки.
Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными (пластическими) и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость это способность к длительному сохранению работоспособности, т. е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.
Приемы отработки любого специального вида выносливости увеличивают число повторений движений; повышают интенсивность работы над движением; чередуют оба эти приема; дают предельные нагрузки.
Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость как способность переключаться с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Это научит учащихся ощущать свои движения в соответствии с темпоритмом музыки.
Согласованность движений в хореографии можно разделить на простые и сложные координации. Простые координации это одновременные и однонаправленные движения рук, поочередные движения ног, одновременные и однонаправленные движения рук и ног. Сложные координации одновременные разнонаправленные движения, переключения с однонаправленных на разнонаправленные движения, с одного темпа на другой, движения в выворотном положении ног, вращения с однонаправленным и одновременным продвижением по площадке.
Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским возможностям участников.













Rђ Заголовок 1Rђ Заголовок 215