Особенности музыкально-ритмического обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Особенности музыкально-ритмического обучения и воспитания
детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Логопедическая ритмика выступает как средство коррекционного обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Логопедическая ритмика – одна из необходимых составляющих коррекционных методик в системе комплексной реабилитации лиц с речевой патологией. Логоритмика – важный компонент (раздел) логопедической работы при многих речевых расстройствах.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции и направленных на развитие, воспитание и коррекцию двигательной сферы у детей с речевой патологией с целью более быстрого и эффективного преодоления речевых расстройств (Г.А.Волкова).
Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим и музыкальным занятиям.
Свою работу музыкальный руководитель ДОУ строит с учетом тяжести речевого нарушения детей, их возраста, уровня развития моторной сферы и этапа логопедической работы, проводимой в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Музыкальные занятия в логопедических группах проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей и строятся с учетом материала, который осваивается детьми под руководством учителя-логопеда.
Материал подбирается с учётом двигательных и речевых возможностей детей.
У детей с речевыми нарушениями отмечаются нарушения общей моторики или её недостаточная сформированность:
мышечный тонус повышен, нарушена статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм; недостаточно сформированными являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм (т.е. страдает вся моторная сфера или наблюдаются некоторые особенности в формировании двигательных функций.); происходят изменения в развитии двигательных способностей (силы, быстроты, координации, точности, темпа движения).
Речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь.
Музыкальное сопровождение регулирует темп и характер движений (медленных – быстрых, плавных - отрывистых). Музыка направляет поведение ребёнка, сдерживает излишнюю возбудимость у одних и активизировать пассивность и инертность у других. Движение под музыку является одним их эффективных методов развития моторики детей. Музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового внимания.
При нарушениях речи у детей страдают и познавательные процессы (восприятие, внимание, наглядно-образное мышление). Нарушения речи отражаются и на психоэмциональном состоянии ребёнка, особенно в тех случаях, когда заболевание носит выраженный характер. Т.о., на музыкальных занятиях развиваются психомоторные и речевые особенности детей средствами логоритмики.
Возникают определенные требования, которые предъявляются к проведению занятий с детьми, имеющими нарушения речи. Использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме не всегда удается.
Занятия с детьми, имеющими ОНР, строятся более эмоционально, с частой сменой деятельности, чтобы снять быстрое утомление. Особое внимание уделяется пропеванию гласных звуков, т.к. именно они делают речь четкой и разборчивой. Большая работа проводится по развитию слухового и зрительного восприятия (определение источника звука, направления звучания), совершенствованию двигательных навыков. Работа с детьми строится с учетом принципа «от простого к сложному». Сначала надо научить ребенка выполнить под музыку основные виды движений. Это ходьба, поскоки, танцы, хороводы, игры с пением. При этом обязательно вводится речевой материал в самых разных формах: тексты песен, инсценировки, драматизации с пением.
Педостаткаая сформированность (х.
роводится логоритмика как дополнительное коррекционное логоритмическое занятие (один раз в неделю) со всей группой детей во второй половине дня (продолжительность занятий согласно возрастной группе), так и включается в занятия логопеда, отчасти воспитателя.
В целях более эффективной логопедической коррекции на музыкальных занятиях в логопедических группах по согласованию с учителем-логопедом используются средства логопедической ритмики (музыкально-двигательные, речедвигательные и музыкально-речевые игры и упражнения).
В логоритмике соединены три основных момента: движение, музыка и речь.
Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, правильная осанка, воспитывается чувство равновесия, походка, грация движений.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развитию, ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Улучшается музыкальное восприятие, усваивают знания музыкальной культуры.
Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию людей с речевой патологией, а именно:
- развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движении и речи ритмическую выразительность;
- развитию способности восприятия музыкальных образов, и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
- воспитанию положительных личностных качеств.
Коррекционные задачи занятий решаются в зависимости от:
- ведущего речевого недостатка(с учётом механизма и структуры речевого расстройства) и этапа логопедической работы;
- неречевых расстройств, сопутствующих нарушений темпа, ритма речевой и двигательной деятельности, неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти; расстройства психических функций (внимания, памяти, мышления);
- возрастных и личностных особенностей.

Основные задачи логоритмики:
развивать статическую и динамическую координацию движений;
формировать двигательную (моторную) память;
совершенствовать общую и мелкую моторику;
регулировать мышечный тонус;
развивать речевое дыхание и голос, артикуляцию и дикцию;
добиваться четкой переключаемости движений;
развивать чувство ритма;
развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.





Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы у ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логопедического занятия.
Движения повторяются синхронно с учителем несколько раз (2 – 5раз каждое). Все упражнения проводятся по подражанию. Во время занятий дети стоят вместе с учителем по кругу, они хорошо его видят.
Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы, то работа над этими элементами переносится на индивидуальные занятия для более тщательной отработки.
Работа с разными подгруппами строится по-разному: для детей со средним уровнем моторики больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости; для детей с низким уровнем – точности, чёткости, последовательности.
Планирование и проведение занятий согласуется с логопедом. Программа коррекционной работы должна быть согласована с этапами логопедической работы. Логоритмическое занятие тесно связано с логопедическим, его содержание меняется по мере поэтапного усложнения речевого материала и проводится с использованием игровых приёмов Целесообразнее проводить логоритмические занятия после логопедических на знакомом речевом материале.

Средства логопедической ритмики

Ходьба. Используется как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся всё более сложные виды ходьбы, маршировки (например, встречная ходьба, ходьба с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, т.е. способность напрягать или расслаблять мышцы по контрасту (повышение мышечного тонуса – спастичность, низкий мышечный тонус - паретичность). Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке (чередование движений под громкую и тихую музыку). Полезны любые упражнения, снимающие напряжение (встряхивание кистями, качание рук назад и вперёд, поочерёдное раскачивание ног).

Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке диафрагмального дыхания, продолжительности, силы и постепенности выдоха, координации носового и ротового дыхания. При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения. Дыхательные упражнения первое время проводятся без речи, под музыку или без неё. Они могут сочетаться с движениями рук, туловища, головы.

Упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке продолжительности выдоха, силы и постепенности. На выдохе проговариваются сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихотворений.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определённом музыкальном материале, позже под речевое сопровождение, движения пальцев соответствуют тексту.

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма.
Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего движения отрабатываются на двух темповых скоростях – медленная и быстрая, затем вводятся понятия ускорение и замедление темпа.
Особое значение в коррекционной работе придается развитию чувства ритма. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу и является «скелетом» слова при его восприятии. Темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Упражнения с элементами танца. Способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Подбираются упражнения из классического танца (позиции рук, ног, приседания и др.) и русского народного (каблучный шаг, тройной притоп и др.).

Пение. Цель – коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания; выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно подбираются песни с более сложными темпоритмическими характеристиками.

Заключительные упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Используются разные виды упражнений: ходьба, упражнения на дыхание, на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения, мимические упражнения.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции способствуют чёткому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию артикуляционной моторики: упражнения на артикуляцию гласных звуков без голоса, затем подключается голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем подключаются движения рук, где каждое движение является двигательным образом проговариваемого звука. В основу этих упражнений положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков) (Власова Т.А., Пфафенродт А.Н., 1989). Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряжённости и монотонности речи.
Упражнения для развития координации движений и речи. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.
Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

Упражнения для развития речевого внимания. Ребёнок учиться выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Дети должны быстро и точно реагировать на зрительные и слуховые раздражители. Задания проводятся в форме игры. Детей заранее осведомляют о характере музыки для прыжков зайчиков, полёта птичек, галопа лошади. Достигается быстрое переключение движений и внимательное отношение к музыке.

Упражнения с предметами. Эти упражнения достаточно сложные для детей с нарушениями речи, Используются палки, ленты, обручи и мячи. Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы. Разучивание упражнений производится вместе с речью сначала в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается.

Примерная схема (структура) логоритмического занятия:
1. Ритмическая разминка (вводная часть):
движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы, маршировки и лёгкого бега + упражнения на развитие речевого дыхания
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Упражнения для развития дыхания.
4. Упражнения на развитие чувства темпа и ритма (сюда входят - упражнения с элементами танца, хоровод).
5. Упражнения на развитие координации речи с движением.
6. Пение, сопровождаемое жестами.
7. Мимические упражнения;
8. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая игра);
9. Подвижная или коммуникативная игра.
10. Заключительная часть
Речевой материал на занятиях логоритмики подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития всей группы.
Последовательность ознакомления со звуками должна соответствовать рекомендациям Г.А.Каше по проведению занятий в ДОУ компенсирующего вида (М., 1985).
Обследование проводится для определения состояния моторики и речи:
Обследование общей моторики.
Обследование произвольной мимической моторики.
Обследование артикуляционной моторики.
Обследование мелкой моторики.
Обследование чувства ритма и темпа.
Результаты обследования учитываются при распределении детей по подгруппам по уровню развития моторной сферы.









13 PAGE 14715