Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.











с. Климоуцы Свободненского района Амурской области,
ул. Косова.115
Бюджетное общеобразовательное учреждение
« Климоуцевская средняя общеобразовательная школа».






Тема доклада:
«Влияние самооценки на успешность обучения
в младшем школьном возрасте».





















Влияние самооценки на успешность обучения
в младшем школьном возрасте.




1.Введение
2.Проблема успешности обучения
3. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте
4. Заключение.
5.Литература


1.Введение.

«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать».
Роджер Левин.
При всем многообразии форм обучения возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей, и контроль за этими процессами. В процессе модернизации начального образования и контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание.
Широкое распространение оценки и контроля учебных достижений младших школьников в учебно-воспитательной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов.
Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствуют или нет знания учащихся по предмету требованиям
программы. Целью оценочной деятельности является, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки
Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система компетентности учащегося.
Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия, оценочным суждением, отметкой.
Актуальность данной темы также связана с тем, что на фоне исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли
отметок, как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся, мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций.
Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества
обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Поэтому целью нашего исследования является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.
Гипотеза исследования состояла в том, что самооценка влияет на
успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально как успешность обучения влияет на самооценку, а затем как самооценка влияет на успешность обучения.

2.Проблемы успешности обучения

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов, может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.
Проблема успеваемости очень сложна, ее исследование предполагает
множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы:
1) как преподаватель учит;
2) как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие.
Специалисты разных отраслей педагогической науки уделяли
преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы. Так, одни основным объектом изучения делают педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих учащихся, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности.
Основное значение приобретают причины, зависящие от учащегося:
1) плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях;
2) отрицательное отношение к учению;
3) отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.
Эффективен тот педагогический подход, который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе обучения новых отрицательных
качеств еще больше затрудняющих процесс обучения. Длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы.
С возрастом расширяются познавательные возможности учащихся. Поэтому говорят о наличии прямой связи между возрастными этапами и этапами усвоения, при этом необходимо иметь в виду следующее: уровень усвоения знаний зависит не только от возрастного уровня развития, но и от степени трудности усваиваемого учебного материала.
Только правильно организованное обучение, лишенное формализма, приводит учащихся к более полному пониманию значимости получаемых знаний и тем самым готовит их к участию в жизни. Существует и
качественная сторона умственного развития, обусловленная возрастным этапом.
Уровни умственного развития неотделимы от других особенностей возраста, которые придают им своеобразие, имеющее прямое отношение к успешности учения. Развитие умственных сил происходит как бы по спирали - от одного уровня и преобладания одних предпосылок способностей к новому, более высокому уровню с другими предпосылками способностей, имеющих важное значение для успешного обучения.
Обучаемость детей непосредственно характеризует лишь учебные способности. Усвоение одного и того же материала у каждого ученика
происходит по-разному, а следовательно требует разных педагогических усилий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка. Пенять причину учебных неудач не всегда просто, но знать ее необходимо. К детям надо подходить как к постоянно развивающимся, меняющимся личностям. Так как некоторые дети очень рано проявляют общие способности или специальные способности к каким-либо видам деятельности, то надо сделать вое возможное,
чтобы такому ребенку было интересно учиться в школе, чтобы именно в школе получали дальнейшее развитие его способности, самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание ими своей успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя младший школьник способным усвоить школьные предметы, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои интеллектуальные возможности.
В практике школьной жизни учителю на каждом шагу приходится
сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями учеников на оценки, замечания, требования, на трудности в учебной работа. Часто учитель не понимает источника этих реакций, а эти реакции являются, с одной стороны, показателем какого-то неблагополучия в воспитании ребенка, о другой - они сами влияют на отношение ребенка к учению, к школе, к учителю, на формирование его взглядов и интересов, на формирование его личности. Эти реакции могут быть разной глубины и силы, разной длительности.
Реакции учащихся определяются не только объективной справедливостью или несправедливостью действий учителя, но и какими-то внутренними психическими особенностями ученика, связанными с его самооценкой и отношением к себе.
Из целого ряда исследований следует, что важным фактором формирования личности ребенка является оценка его окружающими взрослыми. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он требованиям, которые ему предъявляются, иначе говоря, от того, удовлетворяется потребность ребенка в положительной оценке. Наряду с этим очень рано у детей возникает самооценка, т.е. способность оценивать свои качества и умение, которые, в свою очередь, начинают определять его поведение. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности начинают играть все большую роль в жизни ребенка и в формировании его личности. Она становится все более устойчивым образованием. На определенном этапе развития потребность в сохранении сложившейся самооценки может стать не менее, а иногда, даже более значимой,
чем потребность оценки окружающих.


3.Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте


Проблема возникновения и развития самооценки является одной из
центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это
необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком
самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков,
мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования.
Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного
ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.
2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.
В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки.
Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным
представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако,
самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содержательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить
цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.
Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:
1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
2) путем сравнения себя с другими людьми.
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой- либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую
самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя
(и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с
интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их
повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности,
результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и
ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспи- тательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом,
так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще
несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его
возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих
действий и личностных качеств.
Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам.
Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельств.
Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.
Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их
работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом
самостоятельно ищут ошибку: «Мол, интересно, в чем? Какая?» Дети с
пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.
Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.
Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его
отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его
стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает
себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений
известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если
маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все
другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе
воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.
Теперь уже именно это определяет его лицо и место среди других людей.
Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т.е. его
самооценку.
Лучше всех справляются с заданиями те дети, которых учитель подбадривает. Гораздо хуже выполняют задания те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Самые низкие результаты получаются не у тех, кому учитель делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.
Этот опыт очень убедительно показывает , что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались.

4.Заключение.

Организуя учебно – воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.
Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно – познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершённым учебно – познавательный процесс будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки.
Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания. Выяснить основания на которых стоят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.
Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

5. Литература.

*Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных
классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 2009г.
*Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 2008г.
*Липкина А.И. «Самооценка школьника». Москва.





Заявка
На участие в региональной научно – практической конференции
«Пути и средства модернизации начального образования».

Ф.И.О. Козлова Марина Константиновна
Учёная степень, звание, должность учитель
Организация МОБУ «Климоуцевская средняя общеобразовательная школа»
Адрес с. Климоуцы Свободненского района, ул. Косова, 115
Телефон (841643) 38-136
Направление Оценка и контроль учебных достижений младших школьников.
Тема доклада Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Подпись ________________________ дата 03 марта 2012г














Козлова Марина Константиновна Страница 13PAGE \* MERGEFORMAT14115








Uђ Заголовок 115