“Влияние физических упражнений на физиологическое и психологическое развитие подростка»


Городская научно-практическая конференция
«Старт в науку»
“Влияние физических упражнений на физиологическое и психологическое развитие подростка»
Автор: Медведева Виктория Дмитриевна,
9”А”класс, МБОУ СШ №3

Руководитель: Козлова Елена Анатольевна,
МБОУ СШ №3

г. Дзержинск 2015 г.
Содержание: 1.Что такое физические упражнения.
2.Их типы и виды.
3.Что представляют собой статические, динамические и статодинамические упражнения.
4.Преимущества физических упражнений.
5.Влияние физических упражнений на физиологическое развитие подростка.
6.Влияние физических упражнений на психологическое развитие подростка.
7.Опрос среди подростков 15-18лет:
а) составленные мной вопросы ;
б) ответы на поставленные вопросы;
в) итоги опроса;
8.Список использованной литературы.
1.Что такое физические упражнения
Физические упражнения- это элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития. Есть несколько типов физических упражнений.



2. Их типы и виды.Существуют типы физических упражнений, которые я решила представить в виде небольшой таблицы :
Тип физ.упражнения На что направлен данный тип Примеры упражнений
Силовые упражнения увеличение силы мышц и увеличение мышечной массы подъем штанги, отжимания от пола, подтягивание, приседание. наклоны с максимальной амплитудой
Кардио упражнения увеличение выносливости и уменьшении массы тела бег, ходьба на длинные расстояния, езда на велосипеде, плавание.
Упражнения на растяжку мышц улучшение гибкости тела наклоны с максимальной амплитудой
Кроме типов, различают так же и виды физических упражнений. А именно:
1.Статические упражнения
2.Динамические упражнения
3.Статодинамические упражнения
3.Что представляют собой статические, динамические и статодинамические упражнения.
Статические упражнения:
Такой способ упражнений подразумевает приложение усилия без движения конечностей. Например, когда мы пытаемся оторвать от пола такой груз, который даже не шевелится, то это статическое напряжение. Если мы несем на согнутых руках какой-то вес, то это тоже статическое движение. Если мы толкаем застрявшую машину, которая совсем не сдвигается с места, это также статическое упражнение. Прикладываемые усилия при статическом упражнении без сомнения приводят к психическому напряжению и, следовательно, стимулируют выброс гормонов. К сожалению, такой способ упражнений вызывает сильное повышение артериального давления, что может быть потенциально опасным при существующих атеросклеротических отложениях.
Динамические упражнения:
Это самый простой способы выполнения физических упражнений. Движение конечностей происходит по большой амплитуде, с расслаблением работающих мышц в начальной точке. Например, присев до прямого угла с полом или даже ниже, мы поднимаемся, полностью выпрямляя ноги. Во время приседания мышцы усиленно работают, а в верхней точке расслабляются во время короткой паузы. Или подтянувшись на перекладине и опустившись вниз, мы немного отдыхаем в нижней точке. Выполняя подъем туловища из положения лежа на пресс, мы расслабляемся, опустившись обратно на опору. Такой вид упражнений вызывает выделение гормонов в тот момент, когда мы выполняем последние движения с явным преодолением себя. К сожалению, динамические упражнения связаны с задержкой дыхания во время выполнения усилия, что также вызывает повышение артериального давления. Поэтому такой способ выполнения упражнений может быть рекомендован лишь молодым людям.Статодинамические упражнения:
Этот способ упражнений представляет собой комбинацию статического и динамического движения. Здесь движения производятся в небольшой амплитуде без расслабления работающих мышц. Например, отжимаясь от пола, руки не выпрямляются полностью, а движения короткие, где-нибудь в середине амплитуды. При этом сами движения производятся подчеркнуто медленно. Или приседая, ноги не выпрямляются полностью. Сразу после подъема в верхнюю точку усеченной амплитуды производится опускание. Движения производят до достижения чувства жжения и боли в мышцах. При статодинамических движениях не происходит существенного подъема артериального давления, т.к. не бывает запирания дыхания. Пульс поднимается несильно. А т.к. при статодинамических упражнениях происходит ощутимый выброс нужных гормонов, то такие упражнения следует признать самыми безопасными и эффективными для лечения атеросклероза сосудов у людей обоих полов и всех возрастов.
4.Преимущества физических упражнений.
В физических упражнениях существует много преимуществ. Например они:
1. Ускоряют сердечный ритм, и тем самым стимулируют кровообращение, обеспечивая усиление обменных процессов в тканях организма
2.Способствуют укреплению мускулов
3.Предотвращают расширение вен
4.Поддерживают упругость кожи
5.Способствуют исправлению осанки
6.Способствуют нормализации веса
7.Укрепляют кости
8.Придают гибкость суставам и связкам
9.Прививают вкус к дисциплинированной жизни
5.Влияние физических упражнений на физиологическое развитие подростка.
Анатомо-физиологические особенности подростков 15-18 лет
Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвоночника, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становиться более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.
К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.
Если говорить о росте тела,то у старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.
К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рот мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движения.
Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.
Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденного плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связанна скованность движения у детей и подростков. Только после 15 лет движения становятся более пластичными.
В основном к 15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развивается быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движения.Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-16-летних спортсменов. Точность их движения в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста.
В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет.
Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движении, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдается, как правило, до 13-14летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнения, направленно-воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшать уже в юношеском возрасте.
Наибольший прирост наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12, а у мальчиков – с 13-14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.
Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается чаще всего с 12 лет. Также интенсивно с 12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигнет к 25-30 годам.
Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдается лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18-летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов.
Период полового созревания сопровождается резким усилением функции половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.
Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечника. Наблюдения показали, что после тренировок с силовыми нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечника.
Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.
Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг. веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ.
Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта.
С возрастом повышается устойчивость к недостаткам кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.
Так же,у подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.
Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами ограничена.
Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК – с 1385 мл/мин у 98-летних, до 3150 мл/мин у 17-летних.
При анализе величин относительного МПК, у школьников и школьниц, наблюдается существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у школьниц очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как известно не является потребителем кислорода. Применение гидростатического взвешивания и последующие работы подтвердили, что процентное содержание жира в организме школьниц растет и к 16-17 годам достигает 28/29%, а у школьников наоборот, постепенно снижается.
С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышается как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл.
В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессах, увеличение антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.
У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.
6.Влияние физических упражнений на психологическое развитие подростка.
В последние годы становится все больше подростков с нарушениями психоэмоциональгого развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Одной из наиболее частых причин невротического состояния подростка является его физическая неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам. Передается тинейджерам и состояние нервного напряжения родителей,которое им не по силу.
Физическое здоровье и психическое состояние подростка взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску.
Существуют различные способы влияния на психическое состояние человека, и в частности на настроение человека. И здесь физическая культура выступает мощнейшим регулятором настроений человека, а отсюда и регулятором психологического благополучия.
Под психологическим благополучием понимают слаженность психических процессов и функций, гармонию личности, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
Для психологии личности имеет существенное значение то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через него (настроение) субъективное благополучие, как интегративное переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, многие другие стороны внешней и внутренней активности человека.
Современные психологи предлагают немало способов управления психикой с помощью физических нагрузок. Физические упражнения благотворно влияют на психическое состояние подростка. В свою очередь, всевозможные дыхательные упражнения и закаливающие процедуры, подкрепленные музыкальным сопровождением, благотворно влияют на эмоциональную сферу и оказывают коррекционное воздействие на поведение гипперактивных и агрессивных тинейджеров. Физическая культура является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития, приобщая подростка к здоровому образу жизни.
Физическая культура традиционно рассматривается как средство физического совершенствования человека, однако замечено, что физическая нагрузка влияет и на психические функции человека. А, регулируя направленность, интенсивность и продолжительность выполняемой физической нагрузки можно корректировать психические процессы, состояния и свойства.
Движение является физиологической потребностью человека. Потребность в движении заложена в его генетической программе. Определенные двигательные акты обладают способностью вызывать специфические психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность.
По данным различных исследований физические нагрузки разной направленности и продолжительности могут давать разный по продолжительности эффект. Срочный эффект - состояние непосредственно после физической нагрузки- снижения состояния тревоги. Подобный эффект достигается за счет выделения мозгом специфических «гормонов счастья»- эндорфинов, похожего своим воздействием на организм на лёгкое наркотическое средство. Под действием этого гормона повышается настроение, уходит чувство тревоги, появляется уверенность в своих силах, возможностях и способностях. Выработка эндорфинов увеличивается в ответ на стресс с целью уменьшения болевых ощущений. Кроме того, считается, что эндорфины производятся в организме человека во время сражения, что позволяет до определённой степени игнорировать боль. Как ни странно, наше настроение – это своеобразный химический процесс, который можно легко регулировать, надо только захотеть. Если у человека «гормонов счастья» много – он полон оптимизма, жизнерадостный, а если наоборот – тогда он несчастен. Ежедневное регулярное выполнение умеренных физических нагрузок может снижать уровень тревожности, а также предотвращать развитие хронического состояния тревоги.
Адекватные физические нагрузки обусловливают снижение различных показателей стресса, таких, как нервно-мышечное напряжение, ЧСС в покое, содержание некоторых гормонов.
По мнению современных медиков, физические нагрузки оказывают положительное эмоциональное воздействие на людей любого возраста и пола.
В профилактике профессионального выгорания, подтверждается эффективность применения средств физической культуры на ощущение человеком психологического благополучия.
В итоге, можно сказать, что стремление к психологическому благополучию -это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека разного возраста. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, мешают межличностным отношениям, нарушают баланс с окружающим миром, могут привести к профессиональной недееспособности (выгоранию), а в целом - вынужденную коррекцию планов на будущее. Физическая культура является мощным регулятором наших психических состояний. Использование средств физической культуры для коррекции настроения и ощущения своего психологического благополучия - необходимое условие полноценной, здоровой жизни.


7.Опрос среди подростков 15-18 лет :
а)Составленные мной вопросы :
1.Давно ли вы занимаетесь спортом/выполняете физические упражнения
2.Если да,то каким видом спорта занимаетесь/какие физические упражнения выполняете
3.Как часто вы болеете за год?
4.Как часто вы испытываете стресс/волнение и т.п.?Влияет ли спорт на ваше настроение?
б)Ответы на поставленные вопросы :
(всего было опрошено 10 человек.Вот ответы некоторых из них. )
1.Ответы на первый вопрос я решила представить в виде круговой диаграммы: от недели до мес.
от мес. до года
от года и больше
72%
10%
18%
от недели до мес.
от мес. до года
от года и больше
72%
10%
18%

2.Большинство людей сказали, что давно занимаются спортом. Но как оказалось многие не ходят ни в какие спортивные секции, а занимаются, так сказать, саморазвитием.
-5 человек выполняют регулярно прыжки через скакалку, крутят обруч, занимаются на турниках и бегают.-3 человека занимаются на турниках течении года, но бегают исключительно в летнее время года.-и лишь только двое всерьез занимаются спортом, посещая спортивные секции. А именно: самбо и гимнастика.3. Все 10 человек ответили, что в год болеют не больше 3-ех раз. Остальные же,кто не занимается никакими физическими нагрузками болеет значительно чаще,чем спортсмены.
4.Те,кто занимается спортом или выполняет физические упражнения наиболее стрессоустойчивее, жизнерадостнее, выносливее, чем другие.
в)итоги опроса;
Те, кто занимается спортом или выполняет физические упражнения более устойчивы к заболеваниям и стрессу. Занятия спортом поддерживают фигуру их тела, позитивные эмоции. Многим спорт помогает развивать такие качества ,как, например, достижение поставленной цели, настойчивость, упорство и др.Единственный недостаток, который был назван во время опроса-это то, что чаще всего людям не хватает свободного времени.
8.Список литературы:- https://ru.wikipedia-Анатомо-физиологические особенности человека(книга)