Классный час в 8 классе на тему Как повысить учебную мотивацию у подростков


Родительское собрание в 8 классе:
«Как повысить мотивацию к учебе у подростков».
Цель: актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.
Задачи:
разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;
повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».
Подготовительная работа:
- диагностика мотивов учения школьников (методика выявления мотивации у школьников подростков Ю.Б. Гатанова);
- подсчёт среднего бала успеваемости учащихся на конец 7-го класса и за 1-е полугодие 8-го класса, их сравнение (подсчёт проводит так называемая «Счётная палата» - группа учащихся;
- непосредственно перед началом классного часа разделение детей на группы;
- подготовка классного кабинета, расстановка мебели для групповой работы.
- заранее наклеить на стулья (с обратной стороны спинки) «счастливые» билетики для «шуточного экзамена».
Оборудование: ноутбук, проектор, заготовки для групповых и коллективных заданий.
Оформление: на доске и на стенах классного кабинета развешены высказывания о значимости учения и образования.
Ход классного часа
Добрый день! Сегодня у нас классный час необычный, на котором будут присутствовать ваши родители.
Заходя в класс, вы уже обратили внимание на то, что по всему классу развешены высказывания. Многие из вас их прочли и поняли, что все они так или иначе связаны с учением. Поэтому, тема нашего сегодняшнего классного часа «Учение – свет, а не ученье тьма». То есть, мы сегодня с вами поговорим о необходимости учения, об учебной (школьной) мотивации. Как вы думаете, почему именно такая тема для классного часа в нашем классе?
(ответы детей)
Ребята, незадолго до этого классного часа некоторым из вас было дано задание: подсчитать среднестатистические оценки учащихся нашего класса на конец 7-го класса и первое полугодие 8-го класса. И сейчас они расскажут нам о полученных результатах. (выступление «Счётной палаты»)
Итак, как мы видим, несмотря на то, что не за горами 9-й класс и государственная итоговая аттестация (то есть экзамены в форме ГИА), наши средние оценки снизились. С чем это связано, на ваш взгляд?
(ответы детей)
Причин бездействовать много. Когда вокруг столько интересного: телефон с друзьями «на связи», жаждущими общения с вами, не менее интересный рассказ подруги о вчерашней прогулке с молодым человеком, скучный голос учителя, да и просто нежелание что-либо делать.
Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?
(Беседа с родителями).
Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
Как в этом разобраться?
В начале работы давайте разделимся на две команды: родители и дети.
Давайте с вами сегодня смоделируем образ ученика идеального, распишем, что движет им, какие цели он себе в жизни ставит, потом разберемся, что ему может помешать на пути осуществления его целей. Для начала нужно нарисовать этого ученика, дать ему имя. Внутри схематичного рисунка аккуратно запишем все его цели на будущее, его мечты, одним словом, все то, чего он хочет в жизни добиться.
Каждая команда получает ватман и фломастеры. Ваша задача нарисовать ученика и дать ему имя. Это может быть мальчик или девочка, на ваш выбор, как вы решите. Каждая команда работает самостоятельно. Я предлагаю сделать следующий порядок: сначала каждый обдумает, чего же он хочет достичь, что так важно для него лично. Затем каждая команда обсудит полученные результаты, и наиболее общие положительные моменты впишите внутрь вашей девочки или мальчика.
Комментарий: Для работы можно дать чистые листы А-4 для предварительной записи версий ответов – «пробы пера» или же схематичных рисунков. На листе ватмана каждый выполняет схематичный рисунок человека и в нем записывает все «хочу добиться» или «хочу быть».
Затем этап обсуждения и на доске на большом ватмане записываются общие «хочу».
Давайте сравним, каким видите идеального ученика ваши родители и как вы видите его.
(дискуссия между родителями и детьми)
И как же добиться общих взглядов на образ идеального ученика?
(ответы детей)
Причины на самом деле могут быть разные, но мы сегодня с вами остановимся на следующей: снижение вашей успеваемости может быть связано со снижением уровня вашей школьной мотивации. Вы обратили внимание на то, что я уже несколько раз употребила слово «мотивация». Давайте с вами разберёмся, а что это такое. Что вы думаете по этому поводу?
(ответы детей)
«Мотив» в переводе с французского – побуждение. Вы пришли сегодня в школу, вас к этому что-то побудило. Это и есть мотив. Мотивация – это внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определённым образом. То есть, мотивация – это система мотивов. Соответственно, учебная мотивация, это система ваших мотивов, которые побуждают вас учиться
Теперь давайте попробуем разобраться всё-таки с вашими мотивами. Ради чего вы учитесь, что побуждает вас учиться?
Упражнение – анализатор «Копилка наших мотивов». На доске с помощью магнитов привешены изображения двух копилок разного цвета (или формы). На столах у ребят лежат по несколько изображений монет. Ребята в течение 1-3 минут записывают по 1-5 своих мотивов учения на монетах (каждый мотив на отдельной монете). Затем подростки, по желанию, озвучивают свои мотивы, т.е. рассказывают о том, что (или кто) их побуждает к учению в школе. Идёт обсуждение.
Ребят, вы, наверное, обратили внимание, что в принципе, мотивы у вас всех более или менее схожие. Но сами мотивы разные. И это не случайно, потому что в мотивационной сфере учебных мотивов выделяют внутренние и внешние мотивы. Давайте попробуем разобраться, в чём их отличия. Какие есть предположения по этому поводу у вас?
(ответы детей)
Внешние мотивы – это мотивы, которые не связаны с содержанием и процессом учебной деятельности, а связаны с конечным результатом. Внешние мотивы – это страх перед наказаниями, материальные поощрения, признания со стороны взрослых, социально желательное поведение (этого от тебя ждут, например родители), желание избежать критики и т.д.
Внутренние мотивы учения – это мотивы, связанные именно с самим процессом познания. Удовлетворение приносит не результат, а сам процесс, содержание учебной деятельности. Внутренние мотивы – это стремление к познанию, приобретению новых знаний, интерес к устройству мира, стремление развиваться самосовершенствоваться, раскрыть свои способности, стремление к самореализации. Другими словами, это деятельность ради удовольствия от этой деятельности.
Далее ребятам предлагается оценить свои мотивы, прописанные на монетах, как внешние или внутренние. А затем с помощью двухстороннего скотча приклеить их на соответствующие копилки. После этого идёт визуальное сравнение и выяснение, какие мотивы в классе преобладают.
Друзья мои, совсем недавно в нашем классе мы проводили диагностику, целью которой было изучить мотивы вашего учения, их характер. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. И сейчас я хочу познакомить вас с результатами. Заодно и сравним их с нашими «копилками». Эти результаты, правда, будут общие по классу. А индивидуальные мы обязательно с вами обсудим, но в индивидуальном порядке.
Результаты диагностики. Классный руководитель рассказывает детям результаты диагностики мотивов учения школьников, показывает общие проценты в виде диаграмм.
Развитие внутренней мотивации учения – это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Поэтому одна из задач сегодняшнего классного часа – повысить значимость вашей учёбы.
Результаты диагностики родителей.
Упражнение - дискуссия. Классный руководитель предлагает каждой группе размыслить над высказываниями известных людей о необходимости учёбы (см. Приложение). Педагог держит в руках «сундук», который набит высказываниями, но все они связаны с «учёбой». Каждая группа, выбирая своё высказывание в сундучке обсуждает его в течение 2-3 минут, а затем своё мнение выносит на всеобщее обсуждение.
Итак, мы с вами обсудили, насколько важно учение, ещё раз для себя осознали, что это действительно ваш вклад в ваше будущее.
А теперь такой вам вопрос: «Когда вы перечисляли свои внешние мотивы учения, скажите, пожалуйста, они являются активаторами учения, активируют ли они вас на учёбу?
(ответы детей)
Ребята, деньги и другие поощрения, угрозы со стороны родителей и наказания не являются активаторами или усилителями мотивации, это – контролёры. Когда вас пытаются подвигнуть на учёбу таким образом, вы заставляете себя делать то, что считаете обязанными делать. У вас создаётся впечатление, что вы действуете не в соответствии со своими собственными желаниями, «по указке взрослых». В итоге вы учитесь без желания, и ваши способности не развиваются в полной степени, ваш потенциал не реализуется.
Эксперименты показали, что когда испытуемым начинали платить за работу над интересными головоломками, они теряют интерес к ним. Вероятно, существует внутренняя, изнутри идущая потребность испытывать чувство личной независимости и автономности. А уж в вашем возрасте это особенно остро проявляется.
Упражнение «Калькулятор». Педагог предлагает подросткам вычислить свою силу мотивации на специальных листках. Для этого необходимо оценить каждый показатель формулы по 10-балльной шкале. Затем необходимо проанализировать в соответствии со следующими показателями (Слайд 7): от 1 до 999 – низкая степень силы учебной мотивации; от 1000 до 1999 – средняя степень мотивационной силы; от 2000 до 3000 – высокая степень мотивации учения.
Подвести детей к выводу: чем выше составляющие данной формулы, тем выше сила мотивации.
А сейчас, друзья мои, я предлагаю закрепить полученный сегодня материал с помощью шуточного экзамена.
Упражнение «Шуточный экзамен». Классный руководитель объясняет учащимся, что для некоторых из них есть сюрприз в виде «счастливых» билетиков на спинке стула. Все учащиеся ищут эти билеты. И те, кому они достались, отрывают билет от стула и по очереди называют его номер. Под номером билета скрывается номер вопроса, на который «экзаменуемый» должен ответить. Если он затрудняется, то помогает его группа. Вопросы для «экзамена» следующие:
- Мотив – синоним слова «торможения», а если нет, то какого слова?
- Верхняя и нижняя – это виды мотивации? А если нет, то какие виды есть?
- Если внешние учебные мотивы связаны с материальным поощрением, то внутренние – ведут к нищете?
- Учебная мотивация нужна, чтобы легко вставать по утрам в школу и не спать на уроках?
- Если гораздо проще двигаться вниз, то зачем искать себе трудности и пробовать взбираться наверх?
- Какой бы вы назвали жизненный принцип для подростков, чтобы повысить их мотивацию учения?(билет для присутствующих гостей)
И в заключении мне бы хотелось, чтобы вы оценили ту информацию, которую сегодня услышали.
Упражнение – рефлексия. На столах у каждого три картинки: мясорубка, раскрытый чемодан и мусорная корзина. Классный руководитель предлагает оценить по следующим критериям: если информация никак не пригодится и не стоила, чтобы ей уделяли время, то учащиеся выбирают картинку с мусорной корзиной и приклеивают её с помощью двухстороннего скотча к «листу рефлексии». Если, информация не до конца осознана и требует переработки, то выбирается картинка с мясорубкой. А если информация ценная и обязательно пригодится для саморазвития и самосовершенствования, то выбирается картинка с чемоданом.
Ребята, я думаю, что каждый из нас уяснил для себя, что такое мотивация, какие учебные мотивы характерны именно для меня самого, а самое главное – чего не хватает в моей формуле силы мотивации для того, чтобы она была выше. А может быть, кто-то убедился в том, что с его учебной мотивацией всё в порядке. Но я хочу напомнить: совершенству нет предела, всегда есть к чему стремиться, тем более что скоро нас ожидает государственная итоговая аттестация.
Рекомендации для родителей:
Выведите ребёнка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали её раньше (заодно вы поймёте, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определённую схему решений.
Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его потребности.
Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких – либо событиях.
Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.
У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребёнка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования»:
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
Обращайте внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы вместо приказаний.
Дайте возможности ребёнку спасти своё лицо.
Хвалите его даже за скромный успех т будьте при этом искренними.
Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.
Мы, педагоги и родители, — союзники в этой работе. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.
Решение родительского собрания.
Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем.
Напомнить о возможных формах общения с детьми (раздать памятки с обсуждаемыми сегодня вариантами).
Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.
В заключении выдается памятка родителям.

Памятка для родителей.
Установить контакт с ребенком.
Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
Иметь четкий распорядок дня.
Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
Сделать период включения в работу минимально коротким.
Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
Как установить контакт с ребенком?
устранить все, что порождает конфликт;
перестать читать нотации;
не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;
нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;
относиться сдержанно к школьным неудачам
интересоваться, чем живет ваш ребенок;
постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;
выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;
совместно планировать бюджет.
Как организовать помощь ребенку в учебе?
ежедневно проверять выполнение домашних заданий;
создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;
никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;
родители должны сами предлагать помощь;
помнить, что немедленных результатов не будет.
Как добиться систематического выполнения домашнего задания?
добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;
относиться к урокам как к серьезному и важному делу;
нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;
добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;
добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;
не позволять отвлекаться на посторонние дела.
Литература:
Волков Б.С. психология подростка. –М.; 2001г.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., издательство «Питер», 2000г.
Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. – М.;, издательство МГУ, 1971 г.
Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1987г., №5
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб., издательство «Речь», 2000г.

Приложение
Ученье — свет, а не ученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.Суворов А. В.Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!
КонфуцийЧему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
ПетронийЕсли запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи
Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Дидро Д.С тех пор как мир возник во мгле, еще никто на всей земле не предавался сожаленью о том, что отдал жизнь ученью.
РудакиЛучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.
Суворов А. В.Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно.
Ломоносов М. В.Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
Чехов А. П.Досуг без занятий наукой — это смерть и погребение живого человека.
Сенека