Инновационные подходы в формировании связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Спицына Галина Анатольевна
Учитель – логопед ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка»
город Лангепас, ХМАО-Югра
Инновационные подходы в формировании связного высказывания
у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) я руководствуюсь принципами Выгодского Л. – необходимость нахождения обходных путей c опорой на сохранные функции. Дети – логопаты, как правило, имеют стойкие нарушения фонематического слуха, а звукопроизношение осложнено дизартрическим компонентом, т. е. артикулемы многих звуков нарушены, а формирование правильного звукопроизношения требует упорных и длительных тренировок. Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что дети не различают звуки в потоке речи, следовательно не «узнают» слова, не понимают смысл сказанного. Самые «вредные» последствия этого нарушения - это трудности в школьном обучении, т.к. дети делают стойкие многочисленные ошибки в чтении и письме. Письменная речь – это сложный аналитический процесс: дети должны услышать звук, узнать его, перекодировать в другой символ –букву и записать её в нужном месте в нужной последовательности в пространстве слова.
Есть такое выражение – «кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал». Своей работой логопеда-дефектолога я пытаюсь подстелить соломки моим воспитанникам, имеющим тяжелые речевые нарушения. Основные проблемы, с которыми чаще сталкиваются дети-логопаты это
трудности формирования правильного звукопроизношения,
нарушения фонематического слуха,
развитие связной речи.
Используя традиционные методы коррекционного воздействия, я пришла к выводу, что этого недостаточно. Я стала проводить занятия по технологии АМО, активно использовать мультимедийные средства. Больше всего я опиралась на возможности зрительного анализатора и на двигательную активность детей. Маленьким детям нравится играть, смотреть мультики, двигать картинки или игрушки.. Для того чтобы детям было интересно много раз выполнять так нужные им артикуляционные упражнения я использовала ролики Татьяны Лазаревой, которые можно найти на по адресу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Каждое упражнение - это маленькая игра для язычка, которая сопровождается небольшим стихотворением по теме. Такая форма работы понравилась детям и их родителям и давала хорошие результаты.
Такой интерес воспитанников подтолкнул меня к использованию ИКТ в большем объеме. Я стала создавать презентации к каждой лексической теме, которую мы изучали. Например, изучая тему почта, я подготовила презентацию, которая не только закрепляет знания детей, но и знакомит с новыми словами. Презентация составлена как иллюстрированный рассказ, который читает взрослый. Повторно просматривая презентацию, ребенок рассказывает о почте самостоятельно, что очень важно для развития связной речи.
Для составления рассказа цепной организации была подготовлена презентация «Зина и зяблик», которую можно использовать как на обычном экране, так и на интерактивной доске. Дети имеют возможность выбрать нужные картинки, поставить их в нужную ячейку и по подготовленному плану пересказать рассказ. Такой способ активной работы помогает детям программировать связное высказывание.




Составление картинно-графической схемы. Составление рассказа по плану.
Составление презентаций с автоматической прокруткой дают возможность детям пересказывать рассказ в нужном темпе, а наличие анимации, помогают обратить внимание на детали.
В нашем детском саду есть компьютерный класс, что дает возможность каждому ребенку работать в своем темпе, например при составлении картинно-графического плана на ПК.
Все презентации я помещаю на флеш-карты воспитанников, поэтому дети имеют возможность дома вместе с родителями повторить изученный материал.
Самая сложная задача, которая стояла передо мной, как логопедом, компенсировать нарушения фонематического слуха у детей и научить их выполнять звуковой анализ. Строя занятия по технологии АМО я научила детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, познакомила их с пространством слова –дети определяют, что у слова, как у поезда, есть начало, середина, конец; что звуки в слове, как вагончики в поезде идут друг за другом по-порядку.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Полученные знания мы закрепляли в играх-презентациях. Для выполнения звукового анализа создала шаблоны в программе РР. Работать в шаблоне надо не включая команду «показ слайдов», что позволяет интерактивно выполнять задания. Дети самостоятельно называют слова, определяют звуки, подбирают цвет фишки, заполняют схему и сохраняют задание. Так как задания хранятся на персональной флеш-карте, всегда есть возможность проверить правильность выполнения задания.





Ребенок выполняет звуковой анализ.
Я предлагаю несколько вариантов шаблонов–слов, что дает детям возможность выбрать для тренировки понравившееся слово.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Шаблоны слов:лиса, Зина.
На групповых занятиях активно используем и интерактивную доску. Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные на своих ПК, все имеют возможность проверить правильность работы.
Для закрепления темы дифференциация звуков мною были подготовлены игры для интерактивной доски, которые дают возможность детям многократно проговаривать слова с определенные фонемами и «рассортировывать» эти слова-картинки, например игра «Наряди елочку», аналогично строится работа по теме деление слов на слоги.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Игра «Укрась ёлочку» Слоговое лото Ребенок выполняет задание.
Активно работая с маленькими детьми на ПК, я обучала этим видам работ и их родителей. Проводила мастер-классы по использованию презентаций в развитии связной речи, выполнении звукового анализа.
В настоящее время для работы с родителями в логопедической группе я использую возможности персонального сайта «Город правильной речи». Там еженедельно выкладываю домашнее задание (текст+презентация).Эта форма работы очень удобна родителям, дети которых часто болеют или выезжают в другой город на лечение. Родители находятся в курсе того, что мы изучаем, имеют возможность задать вопросы и получить ответ по электронной почте.
Используя технологию активных методов обучения, я научила детей с особыми возможностями здоровья весело и непринужденно разобраться с пространством слова, различать гласные и согласные звуки, узнавать их на слух и по артикуляции, а возможности мультимедийных средств позволили сделать процесс коррекционного обучения доступным, приятным и продуктивным.
Список литературы
Бардышева Т.Ю. «Пересказы и рассказы»-Москва:Карапуз,2008-учебно –методическое пособие.-64с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. . М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. 158 с. (Высшая школа).
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» Издательство: М.: АРКТИ, Просвещение, 2003,-223с.




E
·
·
·
· Рисунок 515