Деловая игра для старшеклассников Вступаем во взрослую жизнь с хорошими манерами


Сечина Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания МКОУ СШ №2 г.Калача-на-Дону Волгоградской области
Конспект методической разработки деловой игры для старшеклассников
«Вступаем во взрослую жизнь с хорошими манерами»
Цели и задачи:
Систематизировать и закрепить знания, полученные на классных часах при изучении этикета;
научить применять знания на практике;
формировать гибкий подход к жизненным ситуациям, воспитывать толерантность, уважительное отношение к людям.
Форма проведения: деловая игра.
Оборудование:
тесты для учащихся;
листы бумаги для написания резюме и письма-предложения;
необходимый реквизит для «Магазина подарков»;
посуд для сервировки стола.
Предварительная подготовка: класс заранее делится на две фирмы, каждая группа выбирает название своей фирмы и руководителя группы.

Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
Через несколько месяцев, после долгожданного выпускного вечера, вы вступите во взрослую жизнь. Какой она будет? Трудно предположить. Но вы должны помнить, что успех в жизни во многом зависит от нас самих. От того, какие мы есть и какими хотели бы стать, что умеем и чему бы хотели научиться. На наших классных часах мы много говорили о том, как стать деловым человеком. Долгое время это понятие у нас воспринималось в отрицательном смысле: «Деловой, значит, карьерист». И при этом из обихода совершенно исключалось понятие УСПЕХА на избранном пути.
Успех – это, в первую очередь, стать авторитетом для самого себя, и, конечно, для окружающих людей. Сегодня жизнь, несмотря на многие издержки, предоставляет каждому из нас массу возможностей для того, чтобы проявить себя и преуспеть. Одних знаний, поверьте, недостаточно. Вот здесь и пригодится старый добрый этикет. Ведь человек с хорошими манерами (тот, кто знает, как себя вести, тот, кто умеет общаться, кто знает, как преодолеть конфликт) всегда имеет больше шансов добиться успеха и в карьере, и в личной жизни.
Сегодня мы проводим деловую игру «Вступаем во взрослую жизнь с хорошими манерами».
Для удобства поделим класс на две фирмы. Вам необходимо придумать название.
Оценивать работу будет «Совет директоров», а внутри своей группы вы оцениваете работу самостоятельно. Для этого у нас есть специальные листы, где руководитель фиксирует вклад каждого участника (КПД) в деятельности группы.
Первый этап – Тестирование «Деловой этикет»
См. Приложение1.
Второй этап – «Мы устраиваемся на работу»
Составление резюме и письма-предложения. Приглашается один человек от команды.
Задача остальных – пока составляется резюме, внимательно посмотреть инсценированную ситуацию «Собеседование». Одна группа должна отметить положительные моменты, а другая – отрицательные.
Предполагаемые в инсценировке ситуации (примерные):
+ -
- имеет образование, о чем свидетельствуют принесенные с собой диплом (ы )- первая протянула руку для приветствия
- уверенно ведет себя - не отключила мобильный телефон
- имеет опыт работы - села без приглашения
- знает ПК - не составила заранее резюме
- делала в разговоре акцент на высокую зарплату
Третий этап – «По одежке встречают…»
(Домашнее задание)
Модельеры каждой команды представляют коллекцию (в рисунках) мужской и женской одежды.
Оценивается: соответствие деловому стилю, элегантность, уместные аксессуары к одежде, умение словесно представить.
Сумка деловой женщины.
В то время, пока представляют коллекцию, по одной девушке из каждой команды должны отобрать необходимые вещи (заранее приготовленные на столе), которые помогут чувствовать себя уверенно деловой девушке.
Примерные предметы: кошелек, ручка, визитница, блокнот, расческа, косметичка, сотовый телефон, иголка с ниткой, освежающие таблетки, запасные колготки и др.
Ученицы аргументируют свой выбор.
Четвертый этап – «Мы – в коллективе»
Блицтурнир:
Должен ли вставать начальник, если к нему входят посетители и коллеги?
(Нет, но он проявит особое уважение к коллегам, если встанет )Первым представляют…
(Подчиненного - начальнику)
Можно ли в коллективе обращаться на «ты» в одностороннем порядке?
(Нет)
В кабинете раздался звонок. Как вы ответите?
( «Фирма (название организации, учреждения), здравствуйте!»)
Если по телефону попросили отсутствующего коллегу, то как вы ответите?
(«Петрова, к сожалению, нет, перезвоните через час»)
На автоответчике информация и просьба перезвонить родственникам, партнерам, сотрудникам, клиентам. В какой последовательности вы это сделаете?
а) клиент
б) партнер
в) сотрудник
г) друзья и родственники
Если начальник не пригласил вас сесть, то можете ли вы сами это сделать?
(Если вас не пригласили сесть, а разговор затягивается, то вы можете спросить: «Можно присесть?»)Во время встречи вам подали чай с лимоном. Как вы поступите?
(Лимон можно оставить в чашке, можно положить на блюдце, но не есть)
Вам позвонили на сотовый телефон, а вы в это время находитесь в кабинете у начальника. Ваши действия?
(Телефон во время разговора должен быть отключен,но если возникла такая ситуация, то извинитесь и отключите звук)
Нужно ли стучаться в кабинет, где много сотрудников?
(Нет)
«Идеальный сотрудник – это…»
В то время, когда проходит блицтурнир, один ученик от каждой команды должен написать на доске качества, присущие идеальному сотруднику.
Примерные варианты ответов: компетентный, доброжелательный, внимательный, требовательный к себе и другим, практичный, справедливый, терпимый, сдержанный, уважительный и др.Подведение итогов данного тура.
Пятый этап – «Корпоративная вечеринка»
Учитель: Корпоративная вечеринка – узкогрупповая, замкнутая пределами корпорации. Здесь надо придерживаться «золотой середины». Совсем без праздников нельзя – ведь они являются необходимым элементом жизни любого коллектива. Кроме того, взаимоотношения между коллегами улучшаются, если время от времени удается немного отдохнуть вместе.
Я думаю, что девушки могут по всем правилам этикета накрыть стол – фуршет и стол – банкет.
I. Конкурс «Сервируем по правилам».
Две девушки от команды сервируют стол. Представители одной команды- стол – фуршет, второй команды - стол–банкет.
Все необходимое для этого готовится заранее.
Учитель: А пока наши девушки накрывают стол, мы приглашаем 2 юношей от каждой команды для последнего конкурса.
II. Конкурс «Магазин подарков»
Задание.
Необходимо выбрать: первой команде – подарок для коллеги – женщины, второй – подарок для коллеги – мужчины.
Из разных предметов, приготовленных заранее, выбирают подарок с учетом требований делового этикета.
Подведение итогов данного тура.
Подведение итогов игры.
Подсчитываются заработанные жетоны каждой команды. Руководители групп сдают листы с КПД каждого участника.
Заключительное слово учителя:
Подходит к концу наш урок. Как известно, знание является силой лишь тогда, когда оно применяется в жизни. Поэтому используйте любую возможность применить на практике то, что узнали, стремитесь узнавать еще больше. И не отчаивайтесь, если не достигните высокой карьеры, ведь и рядовой специалист может быть успешным в своей профессии.
Дуглас Мэллок писал:
Мы не можем все быть капитанами, кто-то должен и матросом.
Для всех нас найдется здесь работа.
Работа может быть большой и малой.
Мы должны делать то, что неотложно.
Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой.
Выигрываешь ли или проигрываешь неважно.
Проявляй лучшее, что в тебе есть.
Хочется напомнить и о том, что хорошие манеры – не парадная одежда, которую надевают лишь в торжественных случаях, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих, а повседневное платье, которое необходимо содержать в чистоте и порядке. Но избегайте и другой крайности, о которой напоминал Марк Твен: «Нет большей вульгарности, чем чрезмерная утонченность». Жизнь сложнее и разнообразнее любых правил, и в тех случаях, когда она преподносит очередной сюрприз, действуйте по обстоятельствам, не забывая об уважении к себе и тем, кто вас окружает. То, что достойно уважения, всегда прилично!
И напоследок, наше последнее задание. Отгадайте слово, которое я хотела вам сказать на прощание.
(На доске семь чистых листов, на каждом листе с обратной стороны буква, ее открывают, как только называют правильный ответ на вопрос)
Вопросы:
(С) Этикет в Интернете.
(Сетикет)
(П) Собрание приглашенных лиц у кого-нибудь (обычно у официальных лиц) в честь кого-нибудь, чего-нибудь.
(Прием)
(А) Одобрение, выражаемое публикой рукоплесканием во время выступлений, спортивных соревнований, церемоний награждений, произнесения речей и др.
(Аплодисменты)
(С) Встреча работодателя с претендентом на вакантную должность с целью выявления профессиональных и деловых качеств.
(Собеседование)
(И) Выражение сожаления по поводу причиненного беспокойства, неудобства.
(Извинение)
(Б) Торжественный званый обед или ужин, устраиваемый в честь кого-либо, чего-либо.
(Банкет)
(О) В каждом уроке, в каждом деле, в каждой речи должно быть хорошее…
(Окончание)
С ПА С И Б О
Приложение 1.
Контрольно – измерительный материал
по теме «Деловой этикет»
Главный показатель успеха в бизнесе – это…
а) консерватизм;
б) достижение реальных результатов;
в) сиюминутная выгода.
Успех или неудача любого бизнеса, любой организации зависит от…
а) людей, работающих в них;
б) спонсоров;
в) директора этой организации.
При подборе секретаря, безусловно, важно…
а) ухоженное лицо;
б) курящий или некурящий, уважительное отношение к старшим;
в) умение держать себя и общаться с людьми, вести делопроизводство.
Основа успешной работы, успешного творческого содружества – это…
а) равноправие;
б) коллективизм;
в) требовательность.
Должна ли одежда персонала соответствовать сфере деятельности фирмы?
а) да;
б) нет;
в) это зависит от начальника фирмы.
Кто поднимается со стула, чтобы поприветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола?
а) только мужчина;
б) только женщина;
в) и мужчина, и женщина.
Кому принадлежит высказывание: «У нас лишь четыре метода контактов с людьми. Они судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что говорим и как мы это говорим»?
а) Философ Фалес;
б) Дейл Карнеги;
в) английский писатель Генри Пичем.
Слово «резюме» при его составлении…
а) пишется;
б) не пишется;
в) на свое усмотрение.
Что необходимо для того, чтобы стать хорошим специалистом?
а) трудолюбие, компетентность, добросовестность;
б) знание иностранного языка;
в) умение общаться с сотрудниками.
Что такое этика служебных отношений?
а) «это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»;
б) этим термином обозначается в словах действие или бездействие, способное привести к конфликтам;
в) правила и нормы, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно, с коллегами на работе и проводя вместе немало времени.
Какой длины юбка допустима у деловой женщины?
а) только длинная;
б) на свой вкус: и длинная, и короткая;
в) на выше 10 см от колен.
Если во время собеседования, деловой встречи вам предложили чай, кофе…
а) лучше отказаться;
б) лучше согласиться;
в) на свое усмотрение.
Можно ли заканчивать деловое выступление словами «Вот и все, что мне хотелось бы вам сказать по данному вопросу», «Разрешите закончить свое выступление»?
а) да;
б) нет;
в) на свое усмотрение.
Обязательно ли участвовать в сборе денег на подарки в коллективе?
а) да;
б) нет;
в) только на ваше усмотрение.
Кому принадлежат слова: «Все правила поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться»?
а) Д. Карнеги;
б) Б. Паскаль;
в) Д. Рокфеллер.
Первым руку в деловом этикете подает…
а) начальник – подчиненному;
б) подчиненный – начальнику;
в) тот, кто старше.
Первым в деловом этикете здоровается…
а) начальник с подчиненным;
б) подчиненный с начальником;
в) тот, кто моложе.
Допустимы ли дорогие подарки начальнику?
а) нет;
б) да;
в) на ваше усмотрение.
У вас день рождения. Вы устраиваете на работе корпоративную вечеринку. Как по правилам делового этикета необходимо отметить день рождения?
а) если праздновать, то не скупиться;
б) без особого размаха: бутерброды, чай, конфеты, торт.
в) как позволяют средства.
Обязан ли мужчина на работе подавать женщине – коллеге верхнюю одежду?
а) да, ведь он мужчина;
б) нет, это отвлекает от работы;
в) если он находится рядом с женщиной, которая собирается уходить.
Литература
Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.1991.
Внучков Ю. Искусство жить. М., 1989.
Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1991.
Энциклопедия хороших манер. СПб., 1996.
Энциклопедия этикета. М.,2001