Консультация для родителей на тему Как развивать речь ребенка


МБДОУ "Детский сад №25"Ромашка"
Консультация для родителей
"Как развивать речь ребенка"
подготовила воспитатель: О.А.Степанова
"Как развивать речь ребенка"
Развитие речи детей 4 - 5 лет требует труда не только от ребенка, а и от родителей. Ведь в возрасте 4-х лет ребенок полностью копирует своих родителей, но не только повадки, а и голос, интонацию, грамотность речи. 
Развитие речи детей проходит таким образом, что именно в этом возрасте ребенок, узнавая новые слова, старается придумать свои, получается забавно. Путает буквы, специально называя не «ножик», а «режик». Это не беда, просто необходимо разъяснить ребенку разницу. Покажите картинки и спросите где «медаль», а где «педаль». К одной картинке приведите несколько слов, например, изображен рак, приведите еще слова лак - рак - как. Ребенок выберет правильный ответ и скажет вам. Главное, чтобы эти слова были знакомы малышу.
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми.
В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф—из дерева; банка, ваза, стакан—из стекла и т.д.), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа—слева, впереди—сзади, наверху—внизу. Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, сладкое, другое—маленькое, зеленое, кислое. Если ребенок упускает какие-то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.
Детские игрушки, предметы домашнего обихода также могут быть использованы для сравнения, сопоставления и описания. Так, девочке можно предложить рассказать все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза? Какое на ней платье, туфли? Мальчику можно предложить описать, например, машину.
Нередко дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер, весна и осень. Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.
• «Когда это бывает». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:
—    Когда дети катаются на санках? (Зимой.)
—    Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)
—    Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)
—    Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)
Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях:
—    Когда заходит солнышко? (Вечером.)
—    Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)
Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли ребенок сможет найти, например, книгу, которая лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона.Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения с взрослыми. В этом возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб? Почему машина едет? Зачем нужны бабочки? Куда убегает водичка, которая льется из крана? Откуда берутся дети? и т.д. Иногда родители стараются уклониться от ответа, но иногда и выговаривают раздраженно: «Не приставай с глупыми вопросами». А почему, спрашивается, с глупыми? Разве мы сами не стремимся глубже понять окружающий нас мир? Почему же ребенок, который только начинает его познавать, не должен интересоваться тем, что его окружает? Конечно, не на все вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению с взрослыми.Развитие речи детей будет более эффективным, если как можно больше читать с ребенком, разговаривать с ним, а также играть в развивающие игры.
1. Уменьшаем и увеличиваемВзрослый даёт задание «Я буду называть слово, а ты уменьши его», напримерСтол-столик, ваза – вазочка, машина-машинка и т.д.Следите, чтобы ребёнок вместо уменьшительного животного не называл его детёнышей. Так, корова-коровка, а не телёнок.
Предложите малышу поменяться ролями. А затем поиграйте в эту игру – наоборот. Вы будете называть уменьшительное слово, а ребенок первоначальное слово.Можно таким же образом, использовать увеличительные суффиксы, например, корова-коровище, заяц-зайчище.
2. Игра схожая с загадками. Вы предлагаете описание слова малышу, а он его должен назвать. Предложите малышу самому подробно описать какой-нибудь предмет, а вы попробуете его отгадать.
3. Игра: опиши одним словом. Задание схоже с предыдущим, но назвать нужно будет не существительное а прилагательное. Приведите несколько примеров, чтобы ребёнок понял задание.Котлета из рыбы? (рыбная)Ежик в лесу? (колючий)Щётка для обуви? (обувная)
4. Кому что нужно. Родитель называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться.Повар – кастрюля, половник,Белка – орехи, грибы.Можно предложить такой вариант задания. Ребенок должен сказать предназначение предмета, который вы загадаете: для чего он нужен человеку или животному. Например, кастрюля, чтобы готовить: градусник – менять температуру и т.д.
5. Как можно узнать… Чтобы развивать речь, память и мышление ребенка, предложите ему такой опрос:Как можно узнать сварилась ли каша? (попробовать)….. работает ли телевизор? (включить)…. что больше шнурок или пояс? (померять линейкой).
6. Часть – целое. Предложите малышу угадать часть предмета или конструкции. Например,Руль – машина, автобус…Крыша – …Страница – …Хвост – …Дупло – …Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части.Машина – руль, колесо, …Дом – …Дерево –Книга – …Пальто – …
7. Четвертый лишний. Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий.
Вариант 1. Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, на кухне находятся – стол, кастрюля, кровать, печь. Малыш сразу может определить, что именно находится на кухне и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания, просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный.
Вариант 2. Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака. Пусть ребёнок попробует догадаться.