Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних. Профилактика, реабилитация


Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Детский дом №2 г.Салаира Кемеровской области
«Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних.
Профилактика, реабилитация»
Педагог-психолог
Зуева Н.С.
2015
Содержание
Сообщение на тему «Жестокое обращение с ребенком, причины, виды жестокого обращения, особенности детей, испытавших жестокое обращение»
Сообщение и практические упражнения на тему «Формы и методы реабилитационной работы с несовершеннолетними, подвергшимися жестокому обращению и насилию», практические упражнения по работе с детьми, испытавшими жестокое обращение;
Практические упражнения, работа в группах. Педагогические ситуации.
Тема: Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних. Профилактика, реабилитация.
Цель: Осмысление ключевых проблем в развитии воспитанников, переживших жестокое обращение и насилие в семье.
Задачи:
Познакомить с научно-методическими, психологическими, юридическими подходами к понятию «жестокое обращение».
Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.
Ознакомится с некоторыми приемами реабилитации в работе с воспитанниками, пережившими жестокое обращение и насилие.
Разработать практические рекомендации педагогам по теме.
План работы:
1) разработать единый алгоритм действий по выявлению и по факту выявления случаев жестокого обращения в отношении воспитанников, а также своевременного информирования вышестоящих лиц и заинтересованных субъектов системы профилактики;
2) разработать документ, регламентирующего порядок проведения служебных расследований случаев жестокого обращения, физического и психического насилия в отношении воспитанников;
3) провести методические семинары для педагогических работников с привлечением специалистов субъектов системы профилактики, рассмотрение конкретных фактов на заседаниях Советов по профилактике, педагогических советах по вопросам предупреждения агрессивного поведения несовершеннолетних и адекватных, педагогических способах реагирования на такое поведение, об особенностях работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, жертвами насилия со стороны незнакомых взрослых, в случаях скрываемого жестокого обращения с ними родителей;
4) провести в детском доме совместно с субъектами системы профилактики информационно-просветительскую работу о жестоком обращении в отношении несовершеннолетних, в том числе с разъяснением в какие органы в каких случаях необходимо обращаться. Об особенностях работы районного телефона доверия (в круглосуточном режиме работают подготовленные специалисты, оказывающие психологическую, информационную и юридическую помощь, в том числе в экстренных ситуациях, помогающие рассмотреть возможные варианты предупреждения негативных фактов, например, варианты предупреждения или выхода из конфликтной ситуации);
5) обеспечить психолого-медико-педагогическое сопровождения детей переживших, жестокое обращение с выработкой необходимых рекомендаций для педагогических работников учреждения, консультирование субъектов образовательного процесса (воспитанников, родственников, педагогов);
6) проведение работы в детском доме по воспитанию у воспитанников толерантности, повышению их правовой культуры, формированию навыков безопасного поведения и поведения в экстремальных ситуациях, в том числе о необходимости соблюдения несовершеннолетними мер предосторожности в общении с незнакомыми людьми в целях предупреждения совершения в отношении них преступлений.


1.«Жестокое обращение с ребенком, причины, виды жестокого обращения, особенности детей, испытавших жестокое обращение»
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в наши дни становится все более и более актуальной. Что подразумевается под жестоким обращением и насилием? Каковы виды, формы, признаки и последствия жестокого обращения? Что делать, если есть подозрение на жестокое обращение с ребенком? Куда обратиться и что предпринять в этом случае? Как поговорить с ребенком, как убедить его в том, чтобы он рассказал, что с ним случилось, ни в коей мере не придавая это общественной огласке? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться при работе с такими случаями? Как не допускать подобных случаев с детьми? Как корригировать поведение детей и подростков, переживших жестокое обращение и насилие? Все эти вопросы волнуют многих специалистов, работающих с детьми.
Понятие и виды жестокого обращения и насилия
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:
психологическое;
пренебрежение основными потребностями ребенка;
физическое;
сексуальное.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Выделяют следующие формы психологического насилия:
отвержение,
терроризирование,
изоляция,
игнорирование,
эксплуатация/развращение.
Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства: враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха); угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»); угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей. Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.
Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия:
3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение; подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей:
отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение взрослых нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития. Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:
недостаточный возрасту вес и рост;
санитарно-гигиеническая запущенность;
попрошайничество;
воровство пищи;
непосещение школы, плохая успеваемость;
повышенная утомляемость, апатичность;
задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.
Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Для детей до 3 лет:
малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.
Дошкольный возраст (3-6 лет):
пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (не переодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.
Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.
немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).
предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые:
демонстрация ребенку обнаженных гениталий;
демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов;
подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.
Классификация сексуального насилия:
Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.
Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.
Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.
Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение. Это намерение отца (отчима) удовлетворить свои сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями.
Признаки перенесенного сексуального насилия:
повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).
Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.
Последствия насилия в семье для развития ребенка. Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка. Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой.
Основные последствия сексуального насилия:
сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная); нарушение познавательной деятельности.
Основные последствия физического насилия:
агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным); пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое проведение; эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость.
Основные последствия психического насилия:
задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной деятельности.2.Формы и методы работы с воспитанниками, пережившими жестокое обращение
(видеоролик 1,5 мин.)
Ребенок, переживший жестокое обращение, живет с этим всю жизнь с этой фразы я бы и хотела начать сегодняшнее выступление. А если быть точнее то с вопросов, как помочь ребенку избавиться от этого груза, и возможно ли это вообще. Сейчас мы вместе с вами ответим на эти вопросы. Для начала, мы проведем не большое упражнение, есть несколько условий: участвовать должны все и высказываться, если я попрошу, тоже должны все.
Перед вами, расставлены игрушки от киндерсюрприза, возьмите, пожалуйста, каждый по одной игрушке, желательно, которая вам нравиться. Посмотрите на нее внимательно и дайте ей имя, любое. А сейчас, расскажите не большую историю про эту игрушку. Сейчас выберите вторую игрушку, которая вам нравится. Дайте ей имя, и расскажите про нее. Теперь выберите третью игрушку, и все то же самое проделайте.
Сейчас, возьмите в руки первую и вторую игрушку, и разыграйте ситуацию спора между собой. Хорошо, разыграли, а теперь третьей игрушкой постарайтесь их помирить, приведите какие-то доводы и аргументы. Перед тем как я вам расскажу, зачем это было, ответьте на вопросы.
Понравилось ли вам?
С выбором, какого героя были сложности?
Какие эмоции вызвало то упражнение?
(отвечают на вопросы)
В психологии такая методика называется методика субличности.
Субличность – это психологическийтермин, обозначает элементы человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное от себя, а так е внутренний образ, привязанный к этим элементам. Иными словами, это социальные роли, в какой-то мере те самые маски, которые человек постоянно носит. Например, «я - воспитатель», «я - мама», «я - рыбак» и так далее. В каждой из нас живут субличности. Время от времени та или иная субличность активизируется, выходит на передний план, как бы берет управление на себя, и тогда человек внешне ведет себя так, как будто он является этой субличностью. Смысл в том, что такие роли человек отыгрывает долго, несколько лет или несколько десятилетий, а может быть и всю жизнь. Субличности, которые находятся в нас, переключаются, но не просто так, а под воздействием внешних энергий, условий, обстоятельств, которые играют роль спускового крючка.
Так и сейчас, наше с вами упражнение зависит от условий, вашего настроения, погружения в это упражнение, вашего отношения.
У некоторых из вас, не у всех, выбранные вами игрушки это субличности, которые живут внутри вас, а рассказы - это некие проблемы которые вас интересуют, первая игрушка - первостепенная проблема и так далее. Так же можно увидеть, как вы можете решить ваш внутренний конфликт. И способны ли вы на это.
Это упражнение было проведено не с целью посмотреть на ваши субличности, хотя кто-то сейчас увидел что внутри его находится, а с целью, можем помочь детям, которые пережили жестокое обращение, с помощью данной методики.
Все мы понимаем, что ребенок, который пережил жестокое обращение никогда не избавиться от своего груза, этот груз откладывается в их подсознании и живет с ними, это является частью. Наша с вами общая задача, помочь такому ребенку, если он агрессивен, стать ему добрее, если он замыкается в себе помочь проявить себя и так далее, главное, не запустить психологическое и эмоциональное состояние ребенка, так как это может привести к побегу, суициду, дракам, истерикам. Мы все знаем, что дети, которые находятся в этом детском доме в той или иной степени испытали жестокое обращение. Что нам теперь делать? Во-первых, нужно общаться с ребенком, желательно не только на бытовые темы, во-вторых, когда что-то случается, истерики или вас не устраивает поведение ребенка, постарайтесь максимально встать на его место, принять на себя его роль, понять, зачем и почему он поступает именно так, ведь чаще всего это происходит из-за особенностей их нарушения. И может в нем говорит его субличность, может это очередная маска, которую он на себя надел. В-третьих, всегда ребенку объясняйте причину, почему вы ругаете его, если то происходит и желательно разобрать ситуацию один на один и пошагово. И последнее принимайте ребенка такого, какой он есть.
Если вы проводите это упражнение в группе, обращайте внимание, какие игрушки выбирает ребенок, как он ее называет, как он отвечает на вопросы. Когда ребенку предстоит придумать ссору и одной из игрушек помирить, как правило, дети начинают изображать, как ругались, возможно, их родители, или как ругались на них, или как происходят взаимоотношения со сверстниками. Все это нужно читывать, потому что мы с вами в этом упражнении можем придумать, а дети говорят о том, что их беспокоит, сами этого не подозревая. Тут можно отследить агрессию, как происходит ссора, дерутся ли, и если 3-му удалось помирить, то ребенок может найти выход из ситуации, а если не может, то ребенок живет с этой ссорой внутри и она его беспокоит. На это, нужно обратить особое внимание. Так же можно задать самим ситуации, например, дерутся дети из группы, как твоя игрушка будет их мирить, или дерутся твои родители, что сделает 3 игрушка. Далее проводите анализ. Ну и главное это помогает ребенку рассказать через эти игрушки о своих проблемах, о которых вы может, и не знали. Если сложно применить эту методику. Есть более простые упражнения, попросите ребенка принять на себя роль кого-то, для начала это может быть обычная кукла, потом одноклассник, потом воспитатель, затем папа или мама. И послушайте, что говорит ребенок, задайте ситуацию, проанализируйте. Пусть то будет на бытовом уровне, но если дети об том говорят, значит, их это беспокоит. Обращайте внимание, как играют дети, потому у наших детей в игре, в общении, во взаимодействии с воспитанниками в любой их деятельности происходит исполнение каких-то социальных ролей.
Далее я назову вам несколько приемов с помощью различных методик, которые вам так же помогут в работе с детьми, пережившими жестокое обращение.
Приложение1Арт-терапия (рисование)
- старайтесь, задавать детям задания рисовать свое будущее, свои мечты, свое любимое место все то, что формирует положительные мысли. Моно в сравнении рисунки, добро и зло, черное и белое.
- если заметили, что дети рисуют темными цветами, уберите карандаши темного цвета и попросите нарисовать, например, зло желтым, зеленым, голубым.
2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов)
- постарайтесь вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей, расскажите детям, что - то правильно, а то как они себя ведут, не считается нормой, это плохо и именно поэтому вы их воспитываете.
3. Гештальттерапия (терапия образами)
- упражнение «Пустой стул»
Перед ребенком стоит пустой стул. На нем гипотетический человек (либо можно посадить куклу) который, сходный с проблемами которые у ребенка. Ребенку дается возможность обсудить ситуацию, поведение того гипотетического человека (ребенка).
- фантазийные игры, игра «Куст роз», способствует осознанию ребенка своих чувств. Ребенка предлагается представить себя «Кустом роз» и ответить на следующие вопросы:
Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?
Сколько цветков много или мало?
Сколько шипов, много или мало?
Среда, в которой растет куст, хороша для него или плоха?
Хватает ли кусту места?
Какие у него отношения с другими растениями?
Какое у него будущее?
Игротерапия
Игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.
Метод незаконченного предложения.
- больше всего мне нравится…;
- в детском доме мне больше всего помогает…;
- я счастлив, когда…;
- я расстраиваюсь, когда…;
- больше всего я боюсь…;
- мое самое большое желание…;
- я бы хотел, чтобы мои родители…;
- когда я вырасту, я хочу…;
- братья-это…; сестры - это…;
- папа-это…; мама-это…
Обратите внимание, уважаемые педагоги на следующий момент и каждый из вас, представьте, пожалуйста, детей вашей группы, к которым относятся следующие признаки, которые присущи детям, пережившим жестокое обращение.
Воспитанники, пережившие жестокое обращение отличаются наличием:
  низкой самооценки;
  разрушительных мыслей;
  проблем с принятием решения и выхода из сложной ситуации;
  тревожности, гнева, злости;
  чувства вины, страха отвержения, фобий и депрессии;
  низкой учебной успеваемости;
  беспокойного сна;
  конфликтов с окружающими;
  драк и слез.
Спасибо за внимание, желаю вам успехов! И помните жестокость, порождает жестокость! Любите детей!

Приложение 2
Работа в группах
1 задание
Порицание, наказание или жестокое обращение?
Поставить в угол
Оставить без ужина
Ремнем по п...
Игнорирование 2 дня
Закрыть в помещении, чтоб подумал…
Неделя без сладкого…
На горох!..
Месяц моешь посуду!
Если слов не понимает, выпороть хорошенько…
Не гулять месяц…
Пусть все знают, какой ты…
Делай, что хочешь – твоя жизнь...
Что с тебя, Барана, взять…
И в кого ты такая бестолочь…
Больше ты в свою секцию ходить не будешь…
Ты меня очень расстроил(а) своим плохим поступком…
Больше с этим Петькой не дружи… он тебя плохому научит…
2 задание. Ток-шоу.
Участники педсовета делятся на две группы. 1 группа за физическое наказание, вторая – категорически против.
За 10 минут каждая групп должна, аргументированно убедить оппонента в своей правоте. «Мы считаем, что физическое наказание (не) действенно, потому что….»