Доклад: Самооценка и самоконтроль — важная роль в повышении качества образования в начальной школе

Задорожная Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия», г. Абакан
Самоконтроль и самооценка- важный фактор повышения качества образования младших школьников.

В Федеральных образовательных стандартах отмечено, что школа, прежде всего, должна научить ребенка учиться – т. е. мы должны сформировать учебную деятельность ученика– деятельность по саморазвитию, деятельность по изменению самого себя.. В учебной деятельности ребенок должен видеть грань своих знаний и незнаний. Именно незнания провоцируют детей к потребности к самоизменению. По-мнению Д.Б.Эльконина, В.В.Репкина, Г.А.Цукерман , научить ребенка учиться, это первостепенная задача начальной школы.
«С чего начать?» – часто спрашивают учителя. На этот вопрос хочу ответить словами Д.Б. Эльконина: «Рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроляВторое действие, которое должно быть передано самим учащимся – это оценка, т.е. установление того, усвоено то или иное учебное действие. В пределах начального этапа обучения формирование двух названных элементов учебной деятельности представляет основную задачу». В Федеральных образовательных стандартах данное действие отмечено как Регулятивные УУД (РУУД).
Все начинается с мотива. Есть мотив- есть продвижение вперед. У детей мотив может быть разным: интерес, ожидание похвалы, страх наказания за неуспехи... В.В.Репкин и Заика считали, что мотив- это «энергетическая батарейка». Через систему заданий, создание ситуации «успеха», создание проблемных ситуаций, мотив должен превратиться в учебно-познавательный интерес! На первых порах учебно-познавательный интерес создаем, провоцируем мы- учителя.
За Мотивом появляется Цель. Она бывает в двух видах: первый-выполнение «готовых» заданий и принятие, второй вид - самостоятельная постановка новых учебных задач. Только потом ученик начинает действовать, проводить действия с проверкой – согласия или отверждения, если действие неправильной, т.е. осуществлять Контроль. За контролем идет оценка своих действий. Положительная оценка, ее еще называют итоговой оценкой- факт завершения действий, а если отрицательная оценка? Эта оценка - побуждает к глубокому анализу условий задачи и выбора своих действий.



волевая саморегуляция
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ДЕЙСТВИЕ
МОТИВ ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА
ДЕЙСТВИЕ
волевая саморегуляция

Регулятивные учебно - универсальные действия позволяют ученику критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и находить способ их устранения, развивает умение контролировать свои действия. Т.е позволяют решить не только познавательные задачи (ПУУД), но и личностно значимые, социальные задачи (ЛУУД). Ребенок не живет в вакууме. Он общается, сотрудничает с одноклассниками, взрослыми- вот и Коммуникативные УУД.
С первых дней в школе по методике
·Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь», учу детей оценивать свою деятельность. Самооценка- это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Первая
такая самооценка- «Красота» (К), по которой невозможно задать, совместно с детьми, критерии оценивания, но учитель может отследить детей с завышенной или заниженной самооценкой, соответственно построить индивидуальный план работы с данной категории учащихся по выработке «правильной» самооценке. На данном этапе могут появиться разные линейки самооценок: «Дружба» (Д)- оценивание работы в своей группе, «Интересно» (И), «Хочу знать, научиться» (Х), «Трудно» (Т) и т.д.
К Д И Х АК




Через три урока появляется новая самооценка- «Аккуратность» (АК), здесь вырабатываются критерии оценивания: одна ошибка- звездочка по серединке, больше одной – звездочку ставим внизу линейки самооценки. Нет ошибок- вверху.
Позже дети учатся оценивать, сравнивать, анализировать свои умения, видеть грань своих знаний и незнаний, которые провоцируют учащихся на действия по устранению своих неумений.
Такая оценка носит название - ретроспективная.
Уже во втором классе появляется «прогностическая» оценка (оценка предстоящей работы), именно она является «точкой роста» способности учащихся младших классов к оцениванию себя.
Так на уроке русского языка предлагаю оценить свои знания по изученным правилам:

Орфограмма
Оценка


Ж Ч
И А, У
Ш Щ



Правописание безударной гласной в корне слова





Правописание парных согласных




Выбираем критерии оценивания прогностической самооценки- красный цвет- знаю отлично; зеленый- знаю, но неуверен, синий- не знаю. Каждый ученик, оценивая свои знания, раскрашивает клеточки. На следующем уроке, столкнувшись с проблемой, найдя пути решения, выполнив задание, проведя самоконтроль и поставив «ретроспективную» самооценку, учащиеся сравнили ее с прогностической самооценкой. Такая работа учит детей прогнозировать результаты своей деятельности, предполагать грань своих знаний и незнаний.
В третьем классе появится новая самооценка- градация трудности учебного материала. Все задания, совместно с детьми, будут распределяться по степени трудности: легкие, трудные, очень трудные задания; по степени оценивания: легкие- 1 балл, трудные -2 балла, очень трудные задания – 3 балла; по итогам выполнения: на «5» - нужно получить а количество баллов, на «4» -в количество баллов и т.д.
Подведя итог, можно отметить, что овладение действиями контроля и оценки своей деятельности позволит ученику: правильно организовать свою деятельность; способствует повышению учебно-познавательной активности; формированию ЛУУД- аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность.
.