Семинар-практикум с элементами тренинга по теме: «Позитивная Я-концепция и самооценка как ресурс личностного развития»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 50
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД
КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
(МДОУ ДС № 50)
( ул. Заводская, 9, г. Копейск, Челябинской области, Россия, 456604
( 8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА


Позитивная Я-концепция
и самооценка как ресурс
личностного развития
__________________________________________________________________
(тема)








Выполнила: ___педагог-психолог________
(должность,
Макарова Н.В.__________
ф.и.о.)












Копейск
2016г.
Семинар-практикум с элементами тренинга по теме: «Позитивная Я-концепция и самооценка как ресурс личностного развития»

"Что такое личностное развитие и личностный рост? Если у человека становится больше: интересов, а с тем и стимулов жить смыслового наполнения жизни, возможности анализировать отличать одно от другого, возможности синтезировать видеть связи событий и явлений, понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, внутренней свободы и независимости, ответственности, взятой на себя добровольно, любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно" - писал В.Л. Леви.
Цель:
Формирование активной мотивации личностного роста: силы Я-концепции, самоуважения, самооценки, ощущение собственной значимости, «самодостаточности», активной жизненной установки, позитивности и рациональности мышления.
Задачи:
Актуализировать знания участников по теме;
Систематизировать знания о личностных ресурсах;
Провести самодиагностику состояния личностных ресурсов;
Ознакомить с методиками активизации личностных ресурсов, и формирования «Я-концепции».

Участники программы: педагоги ДОУ.
Предполагаемые результаты:
1.Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.
2. Активизация личностных ресурсов.
3.Повышение самооценки, собственной значимости.

Время: примерно 1-1,5 ч.

Вступительное слово педагога-психолога, приветствие участников.
Основная часть.
Педагог-психолог: Хочу рассказать притчу о молодом человеке. Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг. Для того чтобы успешно строить отношение с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношение с самим собой, так как в основе эмоционального состояния человека лежит система его представлений о себе самом.
Люди с позитивной Я – концепцией умеют получать удовольствие от жизни в любых ее проявлениях. Они оптимистичны и способны не терять надежды, искать выход из самой сложной ситуации.
Позитивная профессиональная Я – концепция обеспечивает успешность педагогической деятельности. Педагог, обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представление о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное  - он уважает себя, уверен в себе. 
На сегодняшнем занятии мы постараемся развивать свою позитивную Я – концепцию и найти ресурсы для реализации.

Личностные ресурсы
Личностные ресурсы. Что это? Какими они бывают? Зачем они нужны? И, главное, откуда их брать?
И для начала давай разберёмся в этом понятии.
Ресурсы [фр. ressources] – средства, запасы, источники
Каждый человек имеет в своем распоряжении определенное количество физических, интеллектуальных, общественных и др. ресурсов, определяющих в конечном итоге его возможности, его успехи.
Ресурсы  - это возможности человека, мобилизация которых обеспечивает успешное предотвращение или преодоление трудных жизненных ситуаций.
Ресурсы могут накапливаться, перераспределяться, истощаться и вновь пополняться.
Что ты знаешь об этом и контролируешь ли ты эти процессы?  Перечислю, какими именно ресурсами может обладать человек:
Физические ресурсы - отвечают за физическое состояние человека, необходимое для выполнения физических действий и оказания воздействия на окружающую среду с оптимальной эффективностью.
Для восстановления этих ресурсов требуется следующее:
Здоровое питание
Отказ от вредных привычек
Отдых
Физические упражнения
Духовные ресурсы - определяют мотивы деятельности человека, смысл существования и его предназначение.
Для развития этих ресурсов человеку нужно определить следующие аспекты:
Предназначение
Принципы
Ценности
Призвание
Цели
Миссия
Интеллектуальные ресурсы -  являются неким хранилищем опыта человека и инструментом принятия решений, который необходим для решения проблем, выполнения дел, составления планов, постановки и достижения целей. Человек способен выполнять все это благодаря своей уникальной особенности - интеллекту.
Для развития этих ресурсов требуется:
Приобретение опыта
Образование
Чтение
Воображение
Финансовые ресурсы. Когда человек достигает очередной цели, он получает некий результат, который может обменять на их универсальный аналог - деньги. Они являются неким посредником и позволяют обменять уже имеющиеся результаты на ресурсы для новых целей, что повышает эффективность и успешность их достижения.
Для развития финансовых ресурсов необходимы:
Результаты
Деньги
Новые ресурсы
Экономические отношения
Социальные ресурсы. Чем больше у человека связей с разными людьми, обладающими разным опытом, тем больше у него социальных ресурсов для более успешной и эффективной реализации личного предназначения.
Для развития социальных ресурсов важны:
Отношения
Конфликты
Взаимопомощь
Синергия

Практическое задание 1:
Анкета «Как вы заботитесь о себе»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4 – бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.
4- верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям);
3- скорее верно, чем не верно;
2 – скорее не верно, чем верно;
1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда)
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».
№ ВОПРОС Балл
1 Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку.
2 Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться
3 Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным (ой)
4 Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.
5 Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан
6 Каждый день я уверен (а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное
7 Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем
8 Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что то, что я не хочу делать
9 Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее
10 Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве
11 Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье
12 Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны
13 Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки
14 У меня есть время для занятий увлекательным хобби
15 Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может, не понравится
16 Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем
17 Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%
18 Я могу сам (а) принимать решения, а не ждать советов окружающих
19 Я избегаю употребление наркотиков и табака
20 Я способен (на) признавать и доказывать другим свои достоинства
ИТОГ
Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе?»
Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
40-54 баллов – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности (умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересы окружающих).

Практическое задание 2:
Упражнение «Представление»
Цель:
- формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;
- умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими
Ход упражнения: Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, "Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин Но главное, на что хочу обратить ваше внимание - со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады" или "Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время - это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю".

Практическое задание 3:
Упражнение «Я заслуживаю»
Цель: повышение самооценки, ощущения собственной значимости и самодостаточности.
Педагогам раздаем листы бумаги или дарим маленькие блокноты (по возможности/желанию).
Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса” и т.п. Напишите не 3 фразы.
Задание: каждый день добавляйте в свою копилку по 1 фразы чего Вы заслуживайте Это необходимо делать в течение трех недель. Поверьте это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Раздаем памятки «я такая самая»
Рефлексия
Мои мысли о своем участии на занятии
Как я оцениваю результаты
Что мне дало это занятие

Спасибо за внимание!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415