Научная работа Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.


Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Проблема саморазрушительного поведения подростков стоит остро и является достаточно актуальной на сегодняшний день. Данная форма поведения рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше руководить своей жизнью. Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты героического или романтического поведения с элементами игры и демонстрации.
По мнению Макартычевой Г.И., психологический смысл подросткового суицида - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет; представление о смерти крайне неотчетливо и инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.
Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.
Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:
безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;
беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;
чувство неполноценности, никчемности, незначимости;
чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает.
Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:
быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды вспыхивают и гаснут;
апатия, отсутствие интереса к чему - либо, бесполезное время провождение, депрессия, приступы бессилия, безволия;
неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и от тревог; уход в мир аутических фантазий, признаки бегства от реальности;
низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессии; высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;
•употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Суицидально опасная референтная группа: ребята, с нарушением межличностных отношений. «Одиночки», Злоупотребляющие Алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичные к себе; лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.
Основные мотивы суицидального поведения (по Моховикову).
Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителя из семьи.
Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
Боязнь позора, насмешек или унижения.
Страх наказания, нежелание извиниться.
Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
Чувство мести, злобы, протеста.
Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от решения проблем.
10.Сочувствие или подражание значимым людям, героям книг, фильмов, кумирам.
В целях профилактической работы по предотвращению случаев суицидальных проявлений проводятся следующие мероприятия: классные часы, беседы, дискуссии на следующие темы: «Учимся преодолевать трудности», «Я среди других», «К чему я стремлюсь», «Ценности моей жизни. Чем я дорожу», «Несчастная любовь». В подростковом возрасте формируется мировоззрение, идет поиск смыслов жизни. Итогом таких встреч должно быть то, что смысл жизни - в творческой созидательной деятельности. Данные направления работы позволят осуществить социальную и психологическую защиту детей, снизить количество совершающих поступков ребят с девиантным поведением; реализация возможностей для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого учащегося; активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Еще одним методом профилактики суицидальных наклонностей у детей используется сказкотерапия. Воспитанники школы-интерната из группы риска проходят курс сказкотерапии. Он предполагает не менее 10 занятий и может быть продлён по желанию участника терапии. В процессе работы проводятся консультации для воспитателя и классного руководителя.
К результатам работы с использованием сказкотерапии можно отнести следующие:
Примерно на 6-7 занятии дети начинают видеть конструктивное решение некоторых сложных ситуаций из повседневной жизни, проигрывая их с психологом.
Примиряются с негативным опытом из прошлой жизни, снижается уровень агрессии, начинает формироваться позитивное отношение к своему настоящему и будущему.
Участники сказкотерапии самостоятельно приглашают на занятия своих друзей или приводят на них вновь поступающих в наше учреждение.
Учащиеся 7-10классов, проходящие терапию, посещают занятия самостоятельно на протяжении от года до двух лет.
Хочется отметить ценность сказкотерапии как метода социальной адаптации, адаптации вновь поступающих воспитанников, психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.
В процессе работы учитываются следующие принципы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно-воспитательного процесса.
В процессе профилактической и коррекционной работы с ребятами с данными особенностями психики и поведения мы придерживаемся следующих правил:
Выслушивание. Подростку следует дать высказаться, ведь он жаждет именно этого. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, не критиковать, больше задавать вопросов, чем говорить. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
Банализация - снятие представлений об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен критически посмотреть на нее.
Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Следует искать вокружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчитьсвоим поступком.
Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить»представления о том, хорошем, что есть у него в жизни.
Констатирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто - то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как людимужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чемон.
Использование имеющегося опыта решения проблем. Подростку следуетнапомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опытдля разрешения настоящей ситуации.
Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.
Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желание и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед. Признать, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнать, чем можно помочь подростку.
Структурирование действий. Совместно с подростком выстраивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.
Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем - то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.
Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость: занятия спортом, участие в кружках, участие в коллективных мероприятиях.
И главное, ни в коем случае нельзя стыдить подростков за суицидальные попытки. Не следует недооценивать вероятность совершения ими попыток самоубийства, в том числе повторных.
Цель данного направления работы является формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.