Статья на тему «Формирование правовой ответственности у ребенка»


Статья на тему:
«Формирование правовой ответственности у ребенка»
Выполнила учитель истории
МБОУ «Михайловская СОШ»
Дрозд Марина Александровна
Михайловка, 2015 год
Формирование правовой ответственности у учащихся МБОУ «Михайловская СОШ» направлено на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска». Предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. Включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:
1) Проведение «Дня профилактики» совместно с педагогами и специалистами.
2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями.
3) Правовой месячник предполагает проведение занятий и профилактических мероприятий с обучающимися.
4) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
5) Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска».
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Мною проводится профилактическая работа с родителями, которая предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу  Совета школы.
В ходе работы на формированием правовой ответственностью у ребенка в школе проводится организационная работа:
    -    Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно со службами.
    -  Организация работы Совета по профилактике правонарушений.
    - Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Классный руководитель в защиту прав несовершеннолетних».
       - Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
     -  Составление социального паспорта класса, школы.
      -  Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте.
     -   Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей учащихся школы, выявление учащихся, не посещающих школу).
      -  Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
В своей деятельности я провожу диагностическую работу:
     - Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
     - Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончании школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
       -      Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
     - Заполнение карты здоровья обучающихся.
-      Анкетирование «Несколько слов о ...».
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Основной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали о юридической ответственности, которая предусмотрена за правонарушения. Необходимо уделять внимание понятиям «норма поведения», «законопослушность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры и ответственности поведения школьников.
    Практическая направленность правового образования, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время достаточно актуальна и определяется законодательством.
В работе я применяю нормативные документы школы
1. Устав ОУ;
2. Правила поведения обучающихся школы
3.Положение об организации обучения на дому с обучающимися, освобождёнными от посещения ОУ по состоянию здоровья
4. Положение о постановке на внутришкольный учёт обучающихся и снятии с учета.
5.Положение об организации  учёта несовершеннолетних семей, находящихся в социально-опасном положении  
6.Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
7. Положение о социально-психологической службе
8.Порядок по незамедлительному информированию по фактам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
9. Должностная инструкция Социального педагога, классного руководителя и педагогов.