Методические рекомендации Тематический комплекс воспитательной системы школы «От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в ус

Тематический комплекс воспитательной системы школы
«От правовых знаний к гражданской позиции» как способ реализации практико – ориентированного обучения школьников в условиях перехода на ФГОС.

Глушенкова Анжелика Валерьевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 90»

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
Правовое образования в школе включает: систему воспитательных и обучающих действий, средства профилактики правонарушений и преступлений, условия для формирования индивидуальных способностей получения навыков социального функционирования (самостоятельного и автономного существования после школы), направленные на формирование у школьников уважения к праву, собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности, позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.
Система правового обучения в нашей школе включает в себя три основных компонента: учебно-методический, информационный, воспитательно – профилактический.
Остановимся на краткой характеристике каждого из них.
Учебно-методический компонент (учебно – предметная сфера) предполагает интеграцию базового и дополнительного образования, вовлечение обучающегося в проектно-исследовательскую деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои действия и поступки.
Начальный уровень гражданско – правовой культуры обеспечивает обучающихся информацией о начальном уровне правовых знаний, об усвоении и навыках практического применения правовых знаний, о творческих способностях и возможностях обучающихся.
Профильный уровень – обеспечивает приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умение сравнительного анализа правовых понятий и норм, составления некоторых правовых документов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству, выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. В рамках единого практико-ориентированного пространства школы для учащихся создаются условия для знакомства со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя.
Изучение основ правовых знаний в школе осуществляется с раннего возраста в системе непрерывного образования.
Начальная школа: программа – комплекс «Я – маленький гражданин России»
Средняя школа: УМК по программе основного общего образования по обществознанию А. И. Кравченко (6-9кл.): факультативы: «Государственные символы России» (5 - 9 кл.), элективные курсы «Основы правовых знаний», «Я – гражданин России» (8-9кл.)
Старшая школа (в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения): факультатив «Теория государства и права»; элективные курсы «Права человека», «Основы правовых знаний»













































Основные формы работы:
Активные формы уроков: урок – конференция, семинар, дебаты, дискуссии, интеграция, защита проектов, погружение посредством вычленения правового контекста из отношений, поведения человека в обществе в правовой жизненной ситуации.
Внеклассная работа по предмету: предметные недели, декады, предметные олимпиады, конкурсы, викторины, фестивали; работа предметных проектно – исследовательских, творческих мастерских, лабораторий обучающихся на основе социального партнерства.
Информационный компонент включает:
банк нормативно – правового обеспечение деятельности образовательного учреждения,
банк программно – методического обеспечения правового образования и воспитаний школьников;
правовой всеобуч: страничка на сайте школы, постоянно действующие семинары – тренинги по вопросам гражданско - правового воспитания;
постоянная рубрика в школьной газете «Имею право»;
конкурсы СМИ (тематических газет, плакатов, листовок и т.д.)
Воспитательно – профилактический компонент включает сферу внеклассной работы в рамках уклада школьной жизни на основе интеграции права со смежными предметами и проведения организационно – деятельностных игр; сферу дополнительного образования при тесном сотрудничестве с семьей, ресурсном взаимодействии школы с государственными и общественными, культурно - просветительскими учреждениями, соответствующими иными общественными организациями; систему психолого – педагогического сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся в рамках реализации траектории личностного и профессионального роста; систему профилактики правонарушений в школе.
В основе воспитательно – профилактической работы лежит практико-ориентированное обучение, основанное на усилении деятельностного подхода через ситуационное моделирование, конструирование некой правовой, экономической, политической или любой другой жизненной ситуации.
Основные формы работы:
Работа Совета по профилактике правонарушений.
Развитие системы школьного самоуправления и соуправления.
Тематические часы общения, встречи со специалистами правовой сферы.
Организация летнего туда и отдыха обучающихся.
Работа «Социальной гостиной»
Проведение литературно - поэтических композиций «Три ступени вниз».
Тематические модули: «День Конституции», «День защиты ребенка», «День независимости»; посвященные славным и героическим событиям истории российского государства.
Тренинг личностного роста и профессионального самоопределения в рамках профориентационного клуба «Формула моего успеха» на базе спец курса «Основы социализации личности и планирования карьеры»;
Профессиональные пробы через участие в городских, областных, российских, международных конкурсах, акциях: «Мы голосуем за мир», «Мир – без наркотиков», «Поменяй конфету на сигарету».
Школьный фестиваль «Инициатива» (секция по гражданско – правовому воспитанию)
Практико-ориентированный подход в системе гражданско - правового образования требует применения следующих технологий обучения: обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, формирование критического мышления, организационно – деятельностные игры, «портфолио», интеграция, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; погружение, рефлексия.
В центре правового воспитания - организационно - деятельностные игры. (ОДИ) - наиболее эффективное средство организации коллективной мыследеятельности и социализации обучающихся в групповой форме, когда ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть поле собственных действий, обеспечивая переход от правовых знаний к правовой компетенции и гражданской позиции.
Приведем, в качестве примера, некоторые из них:
Начальная школа: «Ловушки на дорогах» (ПДД) (1-5кл.).
Средняя школа: «Я гражданин» (5- 6кл), «Последствия мелкого хулиганства», «По горячим следам» (7-9кл) и т.д.
Старшая школа: «Делопроизводство в современном офисе»; «Бюджет молодой семьи»; «Детективное агентство в действии»; «Суд присяжных», «Налоги».
Участвуя в игре, школьники получают возможность осознать достижения индивидуальных и коллективных результатов (ценностно-смысловая компетентность), выработать рефлексивное отношение к происходящему посредством поиска ответов на вопросы:
– Что я делаю? (анализ предметного содержания).
- Как я делаю? (анализ способов деятельности).
– С какой целью я это делаю? (осознание своих ценностных ориентаций, личное самосовершенствование).
Таким образом, в процессе практико-ориентированного обучения формируется готовность обучающихся к самореализации в «пространстве собственной индивидуальности», усиливается учебно-познавательный интерес, мотивация достижения, стремление к самостоятельному «добыванию» новых для себя знаний и умений, обеспечивается взаимодействие всех субъектов обучения с ориентацией на качественный результат, повышение уровня воспитанности и формирование гражданско – правовой позиции школьников.

Список литературы:
Ямбург В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию.- М.: Смысл, 2001
«От правовых знаний к гражданской позиции»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ «СОШ №90»

.

П Р А В О В О Е О Б Р А З О В А Н И Е



Воспитание законопослушных граждан
уважение к праву;
собственные установки и представления, опирающиеся на современные правовые ценности общества;
правовая культура, основанная на фундаментальной правовой грамотности;
умение добывать правовую информацию и пользоваться ею;
компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и интересов личности;
позитивный опыт деятельности в социально-правовой сфере.



Система воспитательных и обучающих действий


Средство профилактики правонарушений и преступлений


Условия для формирования индивидуальных способностей получения навыков социального функционирования (самостоятельного и автономного существования после школы)

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ


Воспитательно – профилактический компонент включает:
- сферу внеклассной работы в рамках уклада школьной жизни,
- сферу дополнительного образования,
- систему педагогического сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- систему профилактики правонарушений в школе.
В основе воспитательно – профилактической работы лежит практико-ориентированное обучение, основанное на усилении деятельностного подхода через:
- ситуационное моделирование, конструирование некой правовой, экономической, политической или другой жизненной ситуации,
- приобретение навыков использования норм права при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по правовым темам, ведении деловых переговоров, самостоятельном составлении отдельных видов юридических документов,
Профилактическая работа
- Работа Совета по профилактике правонарушений.
- Реализация социального проекта «Социальная гостиная»
Внеклассная работа.
- реализация тематических модулей - традиций: «День Конституции», «День защиты ребенка», «День независимости».
- развитие системы школьного самоуправления и соуправления,
- проведение тематических классных часов, часов общения, встреч со специалистами правоохранительных органов,
- организация летнего туда и отдыха обучающихся,
- акции: «Мы голосуем за мир», «Молодежь против наркотиков».
Профориентационная работа:
- работа предметных проектно-исследовательских лабораторий, творческих мастерских,
- заседания клуба «Формула успеха» в рамках спецкурса «Основы социализации личности и планирование карьеры»,
- проектирование индивидуальной траектории личностного и профессионального роста.




Информационный компонент позволяет искать резервы повышения успеваемости, уровня знаний, пересмотреть свои жизненные позиции на основе практико – ориентированного обучения и проектной деятельности.

Информационный компонент включает:
Банк нормативно – правового
обеспечения деятельности ОУ.
Банк программно – методического
обеспечения правового образования и воспитаний школьников;
Постоянно действующие семинары,
консультации для обучающихся и учителей по вопросам гражданско - правового воспитания.
Правовой всеобуч.
Постоянная рубрика в школьной
газете - «Имеем право».
Конкурсы СМИ (тематических газет,
плакатов, листовок и т.д.)
Школьный сайт.


Учебно-методический компонент предполагает интеграцию базового и дополнительного образования, вовлечение обучающегося в научно-исследовательскую деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои действия и поступки.

Формирование основ правовой грамотности (программы):
Начальная школа
- Комплексная программа «Я – маленький гражданин России».
Средняя школа:
- УМК по программе основного общего образования по обществознанию А. И. Кравченко.
- факультатив: «Государственные символы России»
-Элективные курсы: «Я – гражданин России», «Основы правовых знаний».
Старшая школа
-Факультатив «Теория государства и права».
-Элективные курсы: «Права человека», «Основы правовых знаний», «Правовой практикум».

Решение учебных задач практического характера (основные формы работы):
Активные формы уроков:
- урок - конференция, дебаты, семинар, дискуссии, интеграция, защита проектов, погружение.
Внеклассная работа по предмету:
- тематические модули, посвященные героическим событиям истории российского государства,
- предметные недели, декады,
- олимпиады, конкурсы, викторины, фестивали,
- литературно - поэтическая композиция: «Три ступени, ведущие вниз».
Дополнительное образование:
- комплексна программа: «Я – гражданин России» (1-11классы)
- тематические экспозиции, выставки и экскурсии.


Технологии обучения
обучение в сотрудничестве;
метод анализа конкретных ситуаций;
деловые, политико – правовые игры;
«портфолио» ученика;
индивидуальный, дифференцированный подход к обучению;
формирование критического мышления;
метод проектов;
погружение;
рефлексия.


Организационно - деятельностные игры – как средство формирования правовой компетентности и организации коллективной мыследеятельности.
Это особая форма осмысления общественно-исторической практики, площадка социального опыта обучающихся в атмосфере психологически благоприятной как для учеников, так и для педагогов, в которой используется комбинация имитационных и эвристических методов, позволяющих решить комплексные задачи по формированию умений и навыков, применению их в нестандартных ситуациях.
Игры:
- «Ловушки на дорогах» (ПДД) (1-5кл.),
- «Я гражданин» (5- 6кл),
- «По горячим следам», «Последствия мелкого хулиганства», (7-9кл);
- «Делопроизводство в современном офисе»; «Бюджет молодой семьи»; «Детективное агентство в действии»; «Суд присяжных», «Налоги» (9-11кл).


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Практико-ориентированный подход в системе гражданско - правового образования реализуется на основе тесного сотрудничества с семьей, ресурсного взаимодействия школы с государственными и общественными, культурно - просветительскими учреждениями, соответствующими иными общественными организациями.




Root Entry