Деятельность классного руководителя по формированию национального самосознания и воспитанию культуры межнациональных отношений: две стороны одной медали


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ.
Гарифуллина В.В.
МБОУ «Гимназия №93» г. Казани, Россия
«На просторах российской страны
Много разных народов живёт.
Все народы как братья равны
Всем народам – любовь и почёт»
Важным направлением деятельности классного руководителя на современном этапе является формирование у учащихся чувства национального самосознания и воспитание культуры межнациональных отношений.
Отказ от прежних советских идеалов, отсутствие четко определенных нравственных ценностей вызвали нежелательные последствия в нравственном развитии подрастающего поколения.
И как следствие – проявление скептицизма среди подростков, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку и в самом деле трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Именно классный руководитель должен указать ему верные ориентиры в мире, где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Ведь как бы ни был изменчив мир – многие нормы и правила поведения людей, выработанные человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми, интернациональными.
Так, отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для любого народа, любой нации.
Задачи воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к родине, её языку и культуре важны для всех стран. Но в нашей стране они имеют особое значение.
Россия – родина для многих народов. И каждый – ценен для России. Мы, представители разных национальностей, не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети не выросли «Иванами, родства непомнящими»!
К сожалению, современные школьники почти не знают своей национальной культуры. Именно поэтому, изучение и сохранение народных традиций становится первостепенной задачей в деятельности классного руководителя, направленной на формирование национального самосознания.
На протяжении веков народные традиции были и остаются одним из действенных способов приобщения новых поколений к жизни общества, формирования определенного типа личности. Традиции, моральные нормы, усвоенные в школьном возрасте, выступают своего рода эталоном, с которым соизмеряются его дальнейшее поведение, отношение к обществу, к Родине, ко всему человечеству.
Иногда школьники в повседневной жизни сталкиваются с проявлением национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. Задача классного руководителя – донести до сознания воспитанников, что человек-патриот любит свою Родину, не унижая и не оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности. Поэтому следует прививать учащимся общечеловеческие ценности: уважение к человеческому достоинству, стремление к интернациональным дружбе, сотрудничеству между народами.
Формы привития школьникам духовно-нравственных ценностей, способствующих одновременно и формированию национального самосознания, и воспитанию культуры межнациональных отношений – это система тематических классных часов, викторин, конкурсов проектов, презентаций, сочинений и рисунков, диспуты, творческие фестивали и акции, читательские конференции, экскурсии, беседы и коллективно-творческие дела (КТД). Среди них: «Люблю Отчизну я», «Традиции моего народа», «Я – гражданин земли Российской», «Россия – Родина моя!», «Жить – Родине служить!». «Мой край родной в истории России», «Ими гордится родная держава», «Сохраним Россию для будущего». А также литературные и музыкальные вечера, например: «Музыка братских народов», «На одной планете, под одной звездой», «Планета моя по имени Земля», «Мы – Россияне».
Классный руководитель должен помочь школьникам обрести уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже другого. Нет «плохих» и «хороших» национальностей. Есть плохие и хорошие люди. Достоинства людей их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности.
Опыт межнационального общения в совместной деятельности помогает преодолеть национальное самомнение, чувство национальной исключительности. Участие школьников в подготовке и проведении международных праздников и знаменательных дат помогает им осознать свою причастность к мировому сообществу и понять общечеловеческие ценности, необходимость сотрудничества и взаимной помощи.
На протяжении многих лет школьники изучают праздники и традиции разных народов, а также историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру. Обсуждению этих проблем посвящены классные часы «Язык, на котором я думаю», «Мой народ в истории моей страны», «Земля – наш общий дом».
Знать как можно больше о своем и других народах, видеть их общую судьбу – это основа формирования и национального самосознания, и воспитания культуры межнациональных отношений. Развитое национальное самосознание является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.