Конспект непосредственно-образовательной деятельности Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу с воспитанниками старшего возраста


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с. Наумовка
муниципального района Стерлитамакский район
Республика Башкортостан

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу»
с воспитанниками старшего возраста
Подготовили:
Лутфуллина Лилия Илдаровна
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма.
Сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях, роли сердца для здоровья.
Обучать правилам сохранения здорового сердца, смоделировать работу «сильного» тренированного сердца и «слабого» нетренированного сердца.
Развивающие:
Развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи.
Развивать интерес и сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества и привычки поведения (забота о ближних: не огорчать, не расстраивать себя и близких).
Образовательные области: познание, здоровье, физическая культура, коммуникация, чтение художественной литературы.
Основные виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Материал: рисунок сердца; схема кровеносных сосудов; фонограмма записи биения человеческого сердца; вырезанные из бумаги «Улыбающиеся сердца», набивные мячи, дуги, две гимнастические скамейки, дорожки, флажки, мешочки с песком, три корзины, шары красного и синего цвета, груши- спринцовки, подкрашенная вода.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами сегодня ненадолго заглянем в нашу любимую сказку, а какую – вы узнаете, если угадаете загадку.
У Жар – птицы длинный хвост
Он с секретом, он не прост.
Знает, что в хвосте и как
Лишь один…(Иван-дурак)
У Ивана-дурака
Друг есть верный на века.
Все решить проблемы в срок
Может славный…(Горбунок).
Лежит Иванушка-дурачок на печи и размышляет:
-Хорошо было мне раньше, ничего делать не надо было; лежи себе на печи, да грызи семечки. Все за меня мой друг Конек-Горбунок делал. Да состарился Горбунок. Что же делать? Я хоть большой да не привык сам работать, силушек моих нет: вот уже и вспотел, и руки дрожат от слабости. Что-то холодно стало, нужно огонь в печке разжечь, да как?
Воспитатель:
-Ребята, вы узнали этого героя? А почему он жалуется?
(Решают отправить телеграмму, вызвать доктора:
“Приезжайте, доктор, к Иванушке скорей. И спасите, доктор, Ивана побыстрей”.
Появляется доктор.
Доктор:
-Да, да, да, уже бегу и больному помогу. Где больной? Что за беда приключилась?
(воспитанники отвечают).
Доктор:
-Горе этому поможем только для начала нужно встать с печи: потянуться, поразмяться, ничего нельзя бояться, а лучшее средство от болезни – это движение.
Доктор:
Хорошо позанимались! Сейчас, я хочу вам предложить что то послушать. Садитесь поудобнее.(Прослушивание фонограммы биения человеческого сердца).
Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняет сердце и каждого из вас.
-Что такое сердце?
-Для чего нужно сердце?
-Где находиться сердце?
-Можно ли его увидеть?
-А услышать? Вы ее можете услышать в любую минуту. Для этого нужно положить пальцы на запястье, на шею или на висок. Толчок крови в сосудах, который вы почувствуете, означает, что сердце сделало удар, т.е. сократилось и послало очередную порцию крови по сосудам.
Воспитанники пытаются определить свой пульс.
А теперь посмотрите, как выглядит ваше сердце. (Воспитатель обращает внимание на презентацию«сердца»).
Размером оно с апельсин. А еще размер сердца соответствует кулаку человека, сожмите руки в кулак и посмотрите на размер вашего сердца. Но, несмотря на свой небольшой размер, сердце каждый день делает 12 тысяч ударов – и когда вы двигаетесь, и когда спите. Поэтому мы должны беречь свое сердце, заботится о нем.
А сейчас я предлагаю посмотреть как работает сердце.
Опыт:Представьте, что груша –это сердце, а трубочки- сосуды, по которым течет кровь. Кровь наполняет сердце, а затем оно сжимается, выталкивает кровь и движет кровь по нашему организму. Так работает тренированное сердце. А теперь посмотрите как работает нетренированное сердце. Сердце сжимается слабее, кровь по сосудам идет медленнее.Тренированное сердце, продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем нетренированное сердце.
-Наверное, Иванушка, вот и у тебя слабое сердечко, поэтому ты ничего и не хочешь делать.
Чтобы сердце было здоровым, что нужно делать? (Ответы воспитанников)
Правильно, физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног, делают их сильнее. А ведь сердце тоже мышца.
-А давайте, ребята, вместе с Иванушкой потренируем свое сердце. (Проводятся эстафеты).
Эстафета «Ловкие и смелые»
По сигналу ведущего участник пробегает по скамейке,проползает под дугой обегает ориентир возвращается обратно передает эстафету и встает в конец колонны.
Эстафета «Самые меткие»
По сигналу ведущего участник прыгает с кочки на кочку на двух ногах,проползает под дугой бежит к ориентиру берет мешочек с песком и кидает его в корзину,затем обегает корзину бежит к участникам передает эстафету и встает в конец колонны.
Эстафета «Полоса препятствий».
По сигналу ведущего участник обегает ориентиры затем стульчик берет флажок бежит к участникам передает эстафету и встает в конец колонны.
Доктор:
-Вот вы побегали, поиграли, а теперь послушайте снова, как бьется ваше сердце.
- Как оно бьется?
-А до этого как оно билось?(Ответы воспитанников).От этих упражнений ваше сердце бьется сильнее и тем самым сердце становится сильным, тренированным, мышцы укрепляются. Но сердце в таком быстром ритме работать не должно, поэтому необходимо вовремя отдыхать.
Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее.
Давайте мы с вами сделаем дыхательную гимнастику, чтобы наше сердце успокоилось.
Дыхательная гимнастика
Паровозик
Встать прямо сделать глубокий вдох попеременно махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух»
Петух
Встать прямо руки опустить поднимая руки в стороны сделать вдох, выдыхая опускать руки и хлопнуть по бедрам.Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.
Доктор:
-А вы знаете, наше сердце похоже на насос, потому что работает как насос, т.к. гонит из сердца по маленьким трубочкам – сосудам чистую кровь со свежим кислородом и питанием из съеденной нами пищи ко всем частям нашего организма. Это, словно, красные речки по которым плывут красные пароходики, отдавая кислород и питание, а выводят из организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества. Они выводят их по синим венам, потом опять забирают чистый воздух и питание, так и бегают все время. (Рассматривание слайда)
Проводится игра «Кровяные пароходики».
Сейчас я предлагаю вам превратиться в эти пароходики.
Вы будите красные пароходики, будите питать организм полезными веществами, а вы синие пароходики– будите выводить ненужные вещества из организма.
Воспитанники строятся в две колонны,первая колонна разносит красные шарики(полезные вещества),вторая колонна синие шарики (вредные).Участники должны из общей корзины взять нужного цвета шарик добежать до ориентира положить шарик в корзину вернуться в колонну передать эстафету и встать в конец колонны.
Доктор:
-Ты понял Иванушка, зачем нужно сердце?
Я надеюсь, что ты Иван, и вы ребята, будите каждый день делать утреннюю гимнастику, заниматься физкультурой, чтобы всегда быть веселыми и здоровыми.
На память я дарю вам сердечки, чтобы вы не забывали о своем сердце, берегли его и делали все, чтобы оно было сильным и здоровым.
Я вам помог, но мне пора идти, меня ждут другие больные. (Уходит)
Воспитатель:Ну и нам пора уже возвращаться в группу.Иванушка ты понял что нужно делать чтобы сердце было здоровым?
Иванушка:
1)Каждый день занимайтесь физкультурой, бегайте, играйте!
2)Обязательно отдыхайте днем и ночью! (Сердце такое маленькое: оно нуждается в отдыхе!).
3) Ешьте то, что дает мама и воспитатель – все эти продукты очень полезны.
И тогда ваше сердце будет здоровым и сильным!