Занятие «Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу».



Занятие
«Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу».
Занятие «Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу».
Задачи:
Образовательное: познакомить детей с работой сердца человека через опытно-экспериментальную деятельность. Совместная выработка правил заботы о сердце.
Обучающие: обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым; совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений.
Воспитывающие: формировать умения рационально организовывать свою жизнь в соответствии со знанием своего организма. Профилактика здорового образа жизни.
Материал: рисунок сердца; схема кровеносных сосудов; фонограмма записи биения человеческого сердца; вырезанные из бумаги «Улыбающиеся сердца».
Ход занятия:
Воспитатель:
-Дети, мы с вами сегодня ненадолго заглянем в нашу любимую сказку, а какую – вы узнаете, если угадаете загадку.
У Жар – птицы длинный хвост
Он с секретом, он не прост.
Знает, что в хвосте и как
Лишь один…(Иван-дурак)
У Ивана-дурака
Друг есть верный на века.
Все решить проблемы в срок
Может славный…(Горбунок).
Лежи Иванушка-дурачок на печи и размышляет:
-Хорошо было мне раньше, ничего делать не надо было; лежи себе на печи, да грызи семечки. Все за меня мой друг Конек-Горбунок делал. Да состарился Горбунок. Что же делать? Я хоть большой да не привык сам работать, силушек моих нет: вот уже и вспотел, и руки дрожат от слабости. Что-то холодно стало, нужно огонь в печке разжечь, да как?
Воспитатель:
-Дети, вы узнали этого героя? А почему он жалуется?
(Решают отправить телеграмму, вызвать доктора:
“Приезжайте, доктор, к Иванушке скорей. И спасите, доктор, Ивана побыстрей”.
Появляется доктор.
Доктор:
-Да, да, да, уже бегу и больному помогу. Где больной? Что за беда приключилось?
(Дети отвечают).
Доктор:
-Горе этому поможем только для начала нужно встать с печи: потянуться, поразмяться, ничего нельзя бояться, а теперь вместе с детьми слушай мои указания – и я тебя вылечу!
(Доктор предлагает выполнить под фонограмму любимой песни ритмику).
Доктор:
Хорошо позанимались! А в награду за ваши труды я дам всем послушать песенку, которая состоит всего из двух слов «Тук – тук».
(Прослушивание фонограммы биения человеческого сердца).
Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняют сердце и каждого из вас. Вы ее можете услышать в любую минуту. Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или на весок. Толчок крови в сосудах, который вы почувствуете, означает, что сердце сделало удар, т.е. сократилось и послало очередную порцию крови по сосудам.
Дети пытаются определить свой пульс.
А теперь посмотрите, как выглядит ваше сердце…(Воспитатель обращает внимание на рисунок сердца).
Размером оно с апельсин. Но, несмотря на свой небольшой размер, сердце каждый день делает 12 тысяч ударов – и когда вы двигаетесь, и когда спите. Поэтому мы должны беречь свое сердце, заботится о нем.
Опыт: Набираем в 2 шприца /10 и /20 мл / красную жидкость и впрыскиваем в 2 разные трубочки. Сравниваем, на какое расстояние продвинулись жидкость в каждой из них. Шприц большого объема, как и тренированное сердце, здоровое, продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем второй шприц (это слабое, нетренированное сердце).
-Наверное, Иванушка, вот и у тебя слабое сердечко, поэтому ты ничего и не умеешь делать.
Вы уже знаете, что физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног, делают их сильнее. А ведь сердце тоже мышца. Вот и выходит, что регулярные занятия физкультурой и подвижные игры укрепляют и его. Вспомните, какие спортивные упражнения и игры вы знаете? (Каждый день делать зарядку, кататься на велосипеде, бег, прыжки и т.д.).
-А давайте, ребята, вместе с Иванушкой потренируем свое сердце. (Проводятся подвижные игры).
Доктор:
-Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее и быстрее, прокачивая кровь через все органы и ткани нашего организма. Попробуйте сейчас послушать биение своего сердца и скажите, чем оно отличается от того, что мы с вами слышали в начале занятия?(Ответы детей).
Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет сердечную мышцу. Сердце может забиться и от волнения, но никакого вреда от этого не будет. Как только соревнования заканчиваются, сердце успокаивается и возвращается к своему нормальному ритму. Но в этом случае необходимо помогать своему сердцу. Необходимо вовремя отдыхать.
Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее.(Воспитатель предлагает выполнить дыхательные упражнения (можно в положении лежа) и замерить чистоту биения своего сердца).
-Ребята, а что же происходит в результате сокращения сердечной мышцы?
Доктор:
Наше сердце похоже на насос, потому что работает как насос , т.к. гонит из сердца по маленьким трубочкам – сосудам чистую кровь со свежим кислородом и питанием из съеденной нами пищи ко всем частям нашего организма. Это, словно, красные речки по которым плывут красные пароходики, отдавая кислород и питание, а выводят из организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества. Они выводят их по синим венам, потом опять забирают чистый воздух и питание, так и бегают все время.
Проводится игра «Кровяные пароходики».
-Так зачем нужно сердце людям? (Чтобы дышать и жить).
- А что будет, если сердце остановиться? (Человек перестанет жить).Вот, Иванушка, какой ты веселый стал, да ловкий!
Доктор:
-А теперь мне пора прощаться с вами, нужно спешить на помощь другим.
Помните!
1)Каждый день занимайтесь физкультурой, бегайте, играйте!
2)Обязательно отдыхайте днем и ночью! (Сердце такое маленькое: оно нуждается в отдыхе!).
3)Ешьте то, что дает мама и воспитатель – все эти продукты очень полезны.
И тогда ваше сердце будет здоровым и сильным!
Дети прощаются с доктором.
В конце занятия воспитатель дарит детям «Улыбающиеся сердца».