Планирование Рабочая программа по окружающему миру


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа №9
«Утверждаю»
приказ от 25 августа 2016г № 144
Директор _______________ Глушко Л.Н
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования: начальное общее образование, 4 класс
Количество часов: 68
Учитель Калашникова Елена Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» по окружающему миру для общеобразовательных учреждений: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2013 г).
х. Хуторской
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07. 2016)
Областной закон от 14.11. 2013 г. №26 – ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 №362-ЗС)
Приказ Минобрнауки России от 5.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г.№1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643)
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г.№576, от 28.12.2015г. № 1529, от 26.01.2016г. № 38)
Приказ от 31.12 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 №271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016-2017 учебный год»
Приказ Управления образования Зимовниковского района от 26.04.2016г. №116 «Об использовании примерных учебных планов для образовательных организаций на 2016-2017 учебный год»
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Кировской СОШ № 9 (утверждена приказом МБОУ Кировской СОШ № 9 от 25. 08. 2016 г. № 144)
Учебный план МБОУ Кировской СОШ №9 на 2016 - 2017 учебный год, приказ от 25.08.2016г. № 144.
10. Положение о разработке рабочей программы начального общего образования МБОУ Кировской СОШ №9 на 2016-2017 учебный год (приказ от 11.04.2016 г. № 52).
11. Примерная программа начального общего образования по окружающему миру, Москва: Просвещение, 2013 г.
12. Авторская программа по окружающему миру для 4 класса к УМК « Перспективная начальная школа» общеобразовательных учреждений, 2014 г., авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Москва.: Академкнига/Учебник, 2013 г.
Для реализации программы в образовательной деятельности используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации: Окружающий мир в 2 ч., 4 класс, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, М.:Академкнига/Учебник, 2013г.
Цели и задачи предмета
Цели:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- систематизировать имеющиеся у обучающихся представления об окружающем мире;
- формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.), социализировать обучающегося;
- развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.), воспитывать внимательность, наблюдательность и любознательность;
- формировать самостоятельную познавательную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Согласно основной образовательной программы начального общего образования и учебного плана МБОУ Кировской СОШ №9 количество часов, отводимое на изучение предмета «Окружающий мир» составляет 68 часов в год (федеральный компонент(инвариант), 2 часа в неделю, 34 учебные недели ). За год проводится 6 тестовых работ, 2 контрольных проверочных работы и выполняются 2 проекта.Уроки, выпавшие на 8.03, 9.05 будут проведены 14.03, 10.05 за счёт уплотнения тем .
Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание программы
История Отечества
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Земля — планета солнечной системы
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Путешествие по природным зонам
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной край – часть великой России
Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Человеческий организм
Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека. Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц. Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека.
Путешествие по странам мира Страны и народы мира (Япония, США, Великобритания, Франция – расположение на политической карте мира, достопримечательности государств). Терроризм – международная опасность.
Москва как летопись истории России
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Правила безопасного поведения
Режим дня обучающегося. Чередование труда и отдыха в режиме дня, оставление режима дня. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на чистом воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Календарно – тематическое планирование по предмету « Окружающему миру»
№ п/п Дата Тема урока Количество часов
план факт 1 6.09 Древние славяне 1
2 7.09 Древняя Русь 1
3 13.09 Крещение Руси 1
4 14.09 Борьба Руси с западными завоевателями 1
5 20.09 Возникновение Москвы. Первые Московские князья 1
6 21.09 Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости 1
7 27.09 Тестовая работа
Обобщение по теме «История Отечества» 1
8 28.09 Солнечная система 1
9 4.10 Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца 1
10 5.10 Природные зоны нашей страны 1
11 11.10 Тест. Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы» 1
12 12.10 Зона арктических пустынь. 1
13 18.10 Деятельность людей в зоне арктических пустынь. Охрана природной зоны 1
14 19.10 Зона тундры 1
15 25.10 Деятельность людей в зоне тундры. Охрана природной зоны 1
16 26.10 Зона лесов 1
17 8.11 Деятельность людей в зоне лесов. Охрана природной зоны 1
18 9.11 Зона степей 1
19 15.11 Деятельность людей в зоне степей. Охрана природной зоны 1
20 16.11 Зона пустынь 1
21 22.11 Деятельность людей в зоне пустынь. Охрана природной зоны 1
22 23.11 Субтропическая зона 1
23 29.11 Деятельность людей в субтропической зоне. Охрана природной зоны 1
24 30.11 Тест. Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России» 1
25 6.12 Родной край – часть великой России 1
26 7.12 Московское время, часовые пояса 1
27 13.12 Поверхность и водоемы твоего края 1
28 14.11 Влияние человекана природу. Охрана природных богатств 1
29 20.12 Полезные ископаемые твоего края 1
30 21.12 Растительный мир твоего края 1
31 27.12 Животный мир твоего края 1
32 28.12 Деятельность людей. Народные промыслы твоего края 1
33 17.01 Заповедные места твоего края 1
34 18.01 Проект. Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». 1
35 24.01 Как устроен организм человека 1
36 25.01 Путешествие в мир клеток 1
37 31.01 Самый большой орган чувств 1
38 1.02 Двигательная функция человека 1
39 7.02 Пищеварительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека 1
40 8.02 Система кровообращения. Ее роль в жизнедеятельности человека 1
41 14.02 Дыхательная система Ее роль в жизнедеятельности человека 1
42 15.02 Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека 1
43 21.02 Выделительная система. Ее роль в жизнедеятельности человека 1
44 22.02 Нервная система. Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы 1
45 28.02 Тест. Обобщение потеме «Человеческий организм» 1
46 1.03 Органы чувств. Нос – орган обоняния 1
47 7.03 Органы чувств.
Язык - орган вкуса 1
48 14.03 Органы чувств.
Глаза 1
49 14.03 Ухо - орган слуха и орган равновесия 1
50 15.03 Распознавание предметов путем соприкосновения с ними 1
51 21.03 Охрана здоровья человека 1
52 22.03 Обобщение потеме «Органы чувств» 1
53 4.04 Российская федерация 1
54 5.04 Российская федерация 1
55 11.04 Соединенные штаты Америки
1
56 12.04 Великобритания 1
57 18.04 Франция 1
58 19.04 Обобщение потеме «Путешествие по странам мира». 1
59 25.04 День Народного единства 1
60 26.04 Отечественная война 1812 года 1
61 2.05 Великая Отечественная война 1
62 3.05 Великая Отечественная война 1
63 10.05 Освоение космического пространства 1
64 10.05 Обобщение по теме «Москва как летопись истории России» 1
65 16.05 Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация 1
66 17.05 Основной закон страны – Конституция России 1
67 23.05 Государственная власть в России. Президент России 1
68 24.05 Обобщение по теме «Мы - граждане России» 1
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания МО Заместитель директора по УР
МБОУ Кировской СОШ №9 ___________ Н. А. Фурсова от 24 августа 2016г. № 2 24 августа 2016г. ___________ С.П.Губченко