Мастер-класс по использованию лего в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Lego-мастер»


Конкурс мастер-классов «Lego-мастер»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: Разучивание скороговорок, чистоговорок с помощью конструктора Lego.
Цель: Помочь детям в запоминании скороговорок с помощью игровых действий с конструктором Lego, развивая в комплексе мелкую моторику и речь.
Оборудование: Стол для участников. Конструктор Lego для постройки двора разного размера (3 варианта), буквы напечатанные (звукоряд: А-О-У-Ы-И) лего цветочки, лего фигурки животных и людей.Алгоритм проведения занятия:
Знакомство с новой скороговоркой:
«На дворе трава. На траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Убери дрова ты с травы двора!»
Разминка. Прежде чем мы выучим эту скороговорку, нам нужна разминка, чтобы наш артикуляционный аппарат четко и внятно произносил каждый звук.
Зарядка для ротика.
Ступеньки из Лего. (А-О-У-Ы-И; И-Ы-У-О-А) Детям предлагается построить ступеньки из Лего и пройтись по ним с разными героями.
Медведь (распевно), Зайчик (отрывисто), Девочка (весело)
Следим за артикуляцией и произношением.
Автоматизация звуков (Р, Д, Т)
Воспитатель произносит текст скороговорки. «На дворе трава. На траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Убери дрова ты с травы двора!»
Что такое двор? обсуждение с показом картинки: Двор это огороженная, ухоженная территория около дома.
Приступаем к постройке двора.
- пластина зеленого цвета, либо плоские детали зеленого цвета.
- высокие длинные детали огораживающие участок (забор)
- короткие детали (дрова)
Озвучивает действия.
Тук-тук-тук – слышен молоточков стук.
Так-так-так – строим мы забор вот так.
Вот приехал грузовик тр-тр-тр (губами)
Вот мы слышим пик да пик пип-пип-пип
Выгружает он дрова, пррррррУбирать их нам пора, та-та-та. (ладонь грузовик, выгрузили детали.)
- Посмотрите, у нас получился двор, а на нем трава, газон с цветами, но у каждого двор получился разный по размеру Как вы думаете чей двор самый маленький (гномик, великан, обычный человек.) Мы с вами превратимся в того героя какой у нас двор и постараемся произносить скороговорку голосом своего героя; тоненький у гномика, обычный голос у человека и громкий басистый у великана.
Повторим все вместе «На дворе трава…
А что у нас на траве? « На траве дрова….
Грузовик развалил прямо на траву все дрова…нужно навести порядок скажем об этом папе (дровами по правилам должен заниматься мужчина папа)
«Не руби дрова на траве двора. Убери дрова ты с травы двора!»
Повторим всю скороговорку, показывая на свою постройку.
«На дворе трава. На траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Убери дрова ты с травы двора!»
Поможем папе сложить все дрова в поленницу, повторяя всю скороговорку, ускоряя темп.
Дети складывают лего детали в ровную поленницу, друг на друга.

Картотека скороговорок и чистоговорок для использования в комплексном занятии по развитию речи с Лего-конструированием.
1.
Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.
Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.
Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.
Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.
2.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок!
Раз грибок, два грибок, три грибок…
вот и полон кузовок.
3.
Купили Егорке салазки для горки.
Всю зиму Егорка катался на горке.
4.
На дворе трава, на траве дрова;
не руби дрова на траве двора.
5.
Слишком много ножек у сороконожек.
Сосчитать решили мы , раз и два и два и три Сбились с верного пути. А сороконожки все поджали ножки.
6.
На-на-на – вот стоит стена.
Ну-Ну-Ну стену обогну
Ны-Ны-Ны, больше нет стены.
7.
До города дорога в гору,От города - с горы.
8.
Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу.
9.
Ло-ло-ло есть лего полкило
Лу-лу-лу мы сделаем метлу
Ле-ле-ле летаем на метле
10.
Алы-алы-алы на дороге шпалы
Оры-оры-оры высокие заборы
1,2,3,4,5 будем пальцы загибать
В конструктор будем  мы играть! Разгибают пальчики на обеих руках
В конструктор будем  мы играть Кулачок-ладошка поочерёдно
Своим ручкам помогать!   Кулачок-ладошка поочерёдно
Кирпичик в руки мы возьмём
На руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем
И ладошками катаем. Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями
Сейчас руки поменяем,
Точно также покатаем. Меняют положение рук
В ручку правую возьмём Сжимают конструктор в правой руке
И сильней его сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На "пианино" поиграем. Имитируют игру на пианино
В ручку левую возьмём
И сильней его сожмём! Сильно сжимаем  в левой руке
Руку быстро разжимаем,  
На "пианино" поиграем. Имитируют игру на пианино
Мы кирпичик убираем Убирают на край стола
Быстро пальчики считаем!
На левой ручке посчитаем,                    
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять! Загибаютпальцы на правой руке
На правой ручке посчитаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы на левой руке
Пальчики свои встряхнём,  
Заниматься начнём!   Встряхивают кисти обеих рук

Скороговорки для детей для развития речи и дикции по годам. Скороговорки для детей на буквы р, л, ш, щ
По KobaD14970
0
Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.
Содержание
Скороговорки для развития речи и дикции у детейВидео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnasticsСкороговорки на букву «ш» для детейСкороговорки на букву «щ» для детейСкороговорки на букву «л» для детейСкороговорки на букву «р» для детейСкороговорки для детей 3-4 годаСкороговорки для детей 5-6 летКороткие скороговорки для детей 7-8 летСложные скороговорки для детейВидео: Скороговорки. Мультики для самых маленькихНачнем с общеизвестных фактов
#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:
монотонную или слишком экспрессивную интонацию
несоблюдение пауз
плохую дикцию
слишком быстрый или медленный темп речи
тихий или слишком громкий голос
Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки
#2. Игра — самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы — оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем
лягут в основу четкой размеренной речи
помогут быстро освоить чтение
#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка
Возраст ребенка Звуки языка
От 1 до 2 лет [А], [О], [Э], [М], [П], [Б]
От 2 до 3 лет [У], [И], [Ы], [Т], [Д], [В], [Ф], [Г], [К], [Х], [Н], [Й]
От 3 до 4 лет [С], [З], [Ц]
От 4 до 5 лет [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
От 5 до 6 лет [Л], [Р]
6 лет Ребенок полностью владеет всеми звуками русского языка
Важно: если в 6 лет ребенок имеет речевые проблемы, например, не произносит некоторые звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду
Скороговорки для развития речи и дикции у детей
Сложные скороговорки для детей — самая занимательная игра
Скороговорки — это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов
Скороговорки
эффективно тренируют артикуляцию звуков
способствую приобретению навыков правильной речи
исправляют дефекты речи
избавляют от косноязычия
развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.
Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно
Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:
Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.
Важно:
Не ждите, что малыш повторит все и сразу
Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемогоВремя занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
Количество занятий: не ограничено
Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом — четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!
Чем сложнее скороговорка, тем интереснее ее выучить
Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»
Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics
Скороговорки на букву «ш» для детей
Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш]Для самых маленьких хорошим началом  станут не скороговорки, а чистоговоркиЧистоговорки со звуком [ш]
Ша-ша-ша — мама моет малышаШа-ша-ша — мама кормит малышаШа-ша-ша — мама любит малышаШа-ша-ша — мы качаем малышаШу-шу-шу — я письмо пишуШу-шу-шу — шарф повяжем малышуШу-шу-шу — шапку свяжем малышуШо-шо-шо — на прогулке хорошоШо-шо-шо — в нашем доме хорошоШо-шо-шо — летом в парке хорошоАш-аш-аш — у (имя ребенка) карандашАш-аш-аш — мы доделали шалашШи-ши-ши — что-то шепчут камышиА для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишкиДетские стихи с [ш]Мышонку шепчет мышь:«Ты все шуршишь, не спишь»Мышонок шепчет мыши:«Шуршать я буду тише»Маша кашу не доела,Маше каша надоела!— Маша, кашу доедай!Маме не надоедай!— Кошка в штанишках?— В штанишках не кошках.— Мошка в штанишках?— В штанишках не мошка.— Мышка в штанишках?— В штанишках не мышка.— Мишка в штанишках?— В штанишках Мишка!Яша кушал кашу,Антошка — картошку,Гошка — окрошку,Лешка — лепешку,Валюшка — ватрушку,Иришка — пышку,Танюшка — плюшку,А Мишель ел вермишель!У Мишутки в лукошкеМыши, лягушки, кошки,Шарики, шайбы, катушки,Клавиши, шторы, подушки,Кувшины, горшки, матрешки,Швабры, шкафы, поварешки,Машины, шурупы, ракушки…Игрушки, игрушки, игрушкиШапка — на Колюше,Шляпа — на Андрюше,Ушанка — на Грише,Галоши — на Мише,Башмаки — на Витюше,Капюшон — на Валюше,Шинель — на Игоряше,Рубашка — на Любаше,Шлем — на Кирюше,Шарф — на Катюше,Кашне — на Алеше,Штаны — на Платоше,Шуба — на Илюше,Шорты — на Ванюше.А теперь можно освоить и самые настоящие скороговоркиСкороговорки на букву «ш» для детейКошка на окошке шьёт рубашку для ЕрмошкиЛеша и Глаша едят пшеничную кашуТимошка Трошке крошит в окрошку крошкиШли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два грошаЯшма в замше замшелаШапкой Миша шишку сшибВ шалаше шесть шалуновСкороговорки на букву «щ» для детейПрежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]Правильная артикуляция звука [щ]Чистоговорки настроят на работу маленьких непоседАща-аща-аща — впереди густая чащаАщ-ащ-ащ — мы купили плащАщу-ащу-ащу — не ходите дальше в чащуЕщ-ещ-ещ — в сетях бьется лещЕщ-ещ-ещ — на собаке клещОща-оща-оща — шумит дубовая рощаОщ-ощ-ощ — в огороде хвощОщу-ощу-ощу — берегите рощуУщ-ущ-ущ — за забором плющЩа-ща-ща — мы несем домой лещаЩа-ща-ща — пояс от плащаЩе-ще-ще — (имя ребенка) в плащеЩё-щё-щё — повторим ещёЩи-щи-щи — (имя ребенка) любит щиЩу-щу-щу — (имя ребенка) я ищуПосле чистоговорок можно приступать к занимательным стишкамСтихи-скороговорки на букву «Щ» для детейХлещет, хлещет дождь,Скрылся волк под хвощ.Хвост под хвощом,А сам под дождемЩеголь щетку уважает,Щеткой щеголь пыль счищает.Если вещь не вычищать,Нечем будет щеголять!Плавниками трепеща,И зубаста и тоща,Пищи на обед ища,Ходит щука круг леща.Вот так штука!Тщетно тщится щукаУщемить леща.Вот так штука!Банщик, литейщик, купальщик,Гонщик, дробильщик, ныряльщик,Мойщик, лудильщик, трамвайщик,Щеголь, денщик, барабанщик,Пильщик, ямщик, фехтовальщикТащили дощатый ящик.В ящике — щебенка, щетки,Клещи, счеты и трещоткиИ, наконец, пришло время скороговорокСкороговорки на букву «Щ» для детейЩуку я тащу, тащу, щуку я не отпущуНе тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищВолки рыщут, пищу ищутЧешуя у щучки, щетинка у чушкиТщетно тщится щука ущемить лещаСкороговорки на букву «л» для детейЗвук [л], наравне со звуком [р], — самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков — 5 летПравильная артикуляция [л] выглядит следующим образомПравильная артикуляция звука [л]Разминка — важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работеЧистоговорки на букву «Л» для детей
Ул-ул-ул — наш малыш уснулОл-ол-ол — (имя ребенка) сел/села за столЛо-ло-ло — нам вместе веселоЫл-ыл-ыл — я машину мылЛа-ла-ла — отвесная скалаЛу-лу-лу — обойдем скалуЛе-ле-ле — гнезда на скалеЛю-лю-лю — (имя ребенка) я люблюЛогопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звукиСтихи-скороговорки на букву «Л» для детейЛунный свет голубойСпать ослу не давал,Сел осел на валунИ зевал, и зевал…И случайно оселПроглотил вдруг луну,Улыбнулся, вздохнул —И спокойно уснулЛисицы лают, глухомань.Лежит в листве под липой лань.Линь в глубине холодных водЛениво, но легко плывет.Луна лучиться, как латунь,Лягушкой лакомится лунь.Летит веселая пчела,Легла на лес ночная мглаТопали до тополя.Дотопали до тополя.До тополя дотопали,Да ноги-то оттопалиКуклу Милу Люда мыла,С куклы грязи не отмыла.Но от мыла кукла МилаПолиняла, как могла.От обиды куклу ЛюдаОбменяла на ослаСтихи-скороговорки на букву «Л» для детейМила маме, как могла,Хоть мала, но помогла.Долго дела не искала:Полотенце полоскала,Вилки вымыла и ложки,Молоком поила кошку,Пол метелкой подмелаОт угла и до угла…Отдохнуть она хотела —Не могла сидеть без дела:Лоскуты нашла на полке,И булавки, и иголки,И для куклы Мила сталаПлатье шить и одеяло.Хлопотунью эту МилуМама еле уложилаЗря ласка лаской названа:Совсем не ласкова она.У ласки злые глазки.Не жди от ласки ласки!И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание — скороговорки на звук [л]Скороговорки на букву «Л» для детейКлава клала лук на полкуВкусная халва — мастеру хвалаОколо кола колоколаЛайка — на лавке. У лайки лапки. На лапках — лаптиПоле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то политьЛетели лебеди с лебедятамиСел сокол на гол стволСкороговорки на букву «Л» для детейСкороговорки на букву «р» для детейОх уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренокЧистоговорки со звуком [Р] для разминки
Чистоговорки со звуком [Р]Ре-ре-ре — все деревья в серебреРе-ре-ре — хитрый лис сидит в нореРя-ря-ря — взошла алая зоряРю-рю-рю — я обед тебе сварюАрь-арь-арь — скушай, деточка, сухарьРа-ра-ра — (имя ребенка) спать пораРо-ро-ро — на полу стоит ведроРы-ры-ры — кружат-кружат комарыОр-ор-ор — подмели мы дворЧистоговорки со звуком [Р]Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенкомА если придумывать не очень хочется — выучите с ребенком логопедические стишкиПриготовила РаисаДля Бориса суп из рисаПодарил Борис РаисеТридцать три и три ирисаСтраусы строят гнезда в сторонке.Странными смотрятся эти воронки.Ямы в песке роют быстро и простоСтройные птицы высокого ростаНа корме, кроме Ромки,Егор и Артемка.На корме, кроме Марка,Рита и Тамарка— Кар! — кричит ворона — Кража!Караул! Грабеж! Пропажа!Вор прокрался утром рано!Брошь украл он из кармана!Карандаш! Картонку! Пробку!И красивую коробку.— Стой, ворона, не кричи!Не кричи ты, помолчи.Жить не можешь без обмана:У тебя ведь нет кармана!— Как?! — подпрыгнула воронаИ моргнула удивленно.— Что ж вы раньше не сказали?Караул! Карман украли!У костра под горкойВерочка с Егоркой.Верочка с ЕгоркойТвердят скороговорки.Разговор у них проворный,Быстрый и скороговорный:«Марширует офицер,Рапортует инженер,Разгорается костер», —Рады Вера и ЕгорРужье, заряженное пробкой,Ёрш подарил рыбешке робкой.С тех пор драчливый черный ракНе затевает с нею дракА после веселых стихов можно и скороговорками занятьсяАртем трет на терке морковьБрадобрей бритвой бреет бородыВсе бобры добры к своим бобрятамГригорий — брат ГеоргияКобры — в террариуме, а карпы — в аквариумеРыбы в пруду — пруд прудиТридцать три трубача трубят тревогуТрое трубачей трубили в трубыСкороговорки со звуком [Р]Скороговорки для детей 3-4 годаДля большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются[Ш], [Ж],[Щ ][Л], [Р]Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звукамиПриведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф][В]Веня и Иван не виноватыУвидим Вадима и удивимВ вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и АвдейПоведет Вениамина к медведям и пингвинамВнимание: в водоеме водянойВидите: на диване у Вовы два удава[Ф]Конфеты — фее, конфетти — ТимофеюУ Фимы — финики. У Фани — фантикиУ Федота — фагот[Б]Не бубни, бей в бубонБегу к быку и от быка бегу[П]На копытах — подковыПете не допить напитокПони в попонеПопугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают![Д]В водоеме воды видимо-невидимоДома — домовой, в воде — водянойОдин да один — два[Т]Опятки не на пяткеУ Антона — антеннаУ Тани — тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну[К]У Капы — компотУ кока — какаоКое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень[Г]Бабе Яге маги не помогают магиейВьюги не на югеИгнат помогает готовить Инге и Агнии[Х]Подходит выходной. В выходной отдохнемНа охоте — Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон ТихоновУ хана — хна[С]У совы есть совестьВсем бы вместе сесть и поестьОсенью у Сени сени в сене[З]Зимой беззаботная Зоя зябнетНе забудьте незабудкиЗвонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам

Скороговорки для детей 3-4 годаСкороговорки для детей 5-6 летВ этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.Скороговорки для детей 5-6 летНаш чеботарьВсем чеботарям чеботарь,Никому нашего чеботаряНе перечеботаритьСкороговорки для детей 5-6 летПетр Петрович,По прозванью Перепелович,Приручил перепелку.Перепелка принеслаПетру ПетровичуПерепеловичу перепелятСкороговорки для детей 5-6 лет Короткие скороговорки для детей 7-8 летКоси коса пока роса. Роса долой, коса домойТри дроворуба на трех дворах дрова рубятСыворотка из-под простоквашиУ бобра шапка добраПойду в лес по рябую коровуМорская волна сильна и вольнаВ роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижиКороткие скороговорки для детей 7-8 летСложные скороговорки для детейОткуда на просеке просо?Просыпали просо здесь просто.Про просо просянки прознали.Без спроса все просо склевали.Стаффордширский терьер ретив,А черношёрстный ризеншнауцер резв.В Переславль послали посылку, для последующей пересылкиТридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировалиПоломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывалаКвартира картографа в картах, а портретиста в портретахСобирала Маргаритка маргаритки на горе,Растеряла Маргаритка маргаритки на травеСмешные и не всегда логичные скороговорки — замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия
Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленькихМастер-класс
Тема: «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, поэтому большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный модулирующий характер. Они формируют у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней не речевые виды деятельности. Помимо традиционных методик обучения все шире используются ЛЕГО-технологии. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этим конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве, времени. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы служат важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, а также несут в себе коррекционную направленность.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, и следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Существует большое количество тематических конструкторов, с помощью которых возможна разнообразная интенсивная работа над развитием речи детей. Работа по лексическим темам с помощью конструктора, дает возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Введение в игровую ситуацию.
Есть занятий много разных, каждый выберет своё.
Но хочу я рассказать Вам об одном, но не простом.
О занятии, которым укрепляем силу духа, развиваем логику.
А занятие это называют просто «ЛЕГО».
ЛЕГО нас объединяет, ЛЕГО сплачивает нас,
ЛЕГО в жизни помогает, ЛЕГО – это высший класс.
И поезда,  и целый город!
Твои любимые герои
На суше, в воздухе и в море.
Ты с ними целый мир откроешь,
Поедешь, полетишь, построишь…
И в этот мир – весёлый, яркий,
Где есть волшебные подарки
Ты окунись, как в море с брега:
Добро пожаловать в мир: ЛЕГО.
Сегодня мы будем с вами сотрудниками зоопарка и попробуем правильно расселить животных по клеткам и вольерам. А также накормить и поухаживать за ними. Мы все с вами знаем, что в природе у каждого животного свой «дом» - одни животные живут в Африке, а другие -  в тундре. Но есть такой дом, где можно встретится с животными со всего света. Как он называется? (зоопарк). Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. Каждый дом приспособлен для определенного жильца. Каждому обитателю зоопарка нужны определенные условия для жизни. Эти условия создают люди, которые знают о каждом животном все и очень любят их. Я сегодня буду директором зоопарка, а вы моими сотрудниками? Для того, чтобы стать сотрудником зоопарка нужно пройти собеседование у директора. Ответить правильно на задаваемые вопросы.
Вопросы к собеседованию:
Что общего у белого медведя и гуся?
Какое животное носит своего детёныша в сумке?
Птица, а летать не может?
Не птица, а откладывает яйца?
Какое животное умеет пускать фонтаны?
Планёрка у директора:
Теперь вы сотрудники зоопарка. Приглашаю Вас на планёрку (на планёрке у директора обсуждаются важные вопросы). Так как наш зоопарк только организуется, животных там ещё нет. Нам нужно приобрести животных для нашего зоопарка. Сейчас мы с Вами этим займемся. Чтобы работу выполнить быстро предлагаю поработать в трёх группах:
1 – «приобретает» животных Африки
2 – животных Севера
3 – животных обитающих в наших лесах
Участники объединяются в три группы.
Выберите в своих группах посыльных, которые получат задание, какие животные нам нужны для зоопарка.
Посыльный (участник мастер-класса от каждой группы) получает карточку, на которой загадка о животном, которого нужно «приобрести» для зоопарка (сконструировать из кубиков ЛЕГО). 
Но для начала сделаем разминку: Слушайте внимательно, делайте старательно.
Игровой самомассаж конструктором ЛЕГО с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения  иммунитета детей. 
1, 2, 3, 4, 5!   Загибают пальчики на обеих руках
В конструктор будем  мы играть! Разгибают пальчики на обеих руках
В конструктор будем  мы играть Кулачок-ладошка поочерёдно
Своим ручкам помогать!   Кулачок-ладошка поочерёдно
Кирпичик в руки мы возьмём
На руку левую кладём,
Правой ручкой накрываем
И ладошками катаем. Выполняют действия с деталью конструктора согласно словам. Прокатывание конструктора между ладонями
Сейчас руки поменяем,
Точно также покатаем. Меняют положение рук
В ручку правую возьмём Сжимают конструктор в правой руке
И сильней его сожмём!
Руку быстро разжимаем,
На "пианино" поиграем. Имитируют игру на пианино
В ручку левую возьмём
И сильней его сожмём! Сильно сжимаем  в левой руке
Руку быстро разжимаем,  
На "пианино" поиграем. Имитируют игру на пианино
Мы кирпичик убираем Убирают на край стола
Быстро пальчики считаем!
На левой ручке посчитаем,                    
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять! Загибаютпальцы на правой руке
На правой ручке посчитаем,
Пальцы быстро загибаем.
Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы на левой руке
Пальчики свои встряхнём,  
Заниматься мы начнём!   Встряхивают кисти обеих рук
Приглашаем мы друзей
ЛЕГО собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В ЛЕГО поиграть полезно!
Давайте вспомним Правила групповой работы:
Договариваться, обсуждать, всем вместе принимать решение.
Не грубить, не обижать товарища, если его мнение не совпадает с твоим.
Высказывает общее решение тот, кого выберет команда.
После того как животные будут сконструированы, они размещаются по клеткам и вольерам.( Территория зоопарка подготовлена заранее используется тематический набор ЛЕГО « Зоопарк»). Проводится экскурсия по зоопарку.
Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы,
А в руках у нас ружьё
Фотографирует оно
Сделаем всем фото
Вот охота так охота.
 При конструировании фигур животных, можно учить выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Лиса без чего?- без хвоста). При создании построек по определённой сюжетной линии учить правильно,  соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между медведем и жирафом» и т. д., тем самым, формируя понимание  пространственных отношений между предметами. При организации игры на тему «Зоопарк» выстраивается пространственная организация самого парка и положения предметов в нём, закрепление знаний правил поведения  в общественных местах.
Игры с ЛЕГО  способствуют развитию не только лексикона ребёнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов, а также ведется работа с предлогами. Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. НОД воспринимается как игра, не вызывая у детей негативизма, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Конструктор ЛЕГО - лучший друг.
Он учит, развивает
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает.
Развивает он мышление,
Добавляет нам умений,
Руки также тренирует
И фантазию шлифует.
Помогает всем дружить,
И минутой дорожить,
Чтобы было интересней
На планете детства жить!
«Конструируя, ребенок действует,как зодчий, возводящий зданиесобственного потенциала»Ж. Пиаже
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий.
Одной из которых является ЛЕГО-технология.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе.
Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности.
В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
ЛЕГО – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.
Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей.
Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)
Конструкторы ЛЕГО используются в играх разнообразной направленности:
– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);
– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
– В ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Исследование состояния звукопроизношения детей старшей и подготовительной групп показало, что нарушения звукопроизношения имеются у 100% детей, носят полиморфный и мономорфный характер и выражаются в антропофонических (искажение звука) и фонологических (отсутствие, замена звука) дефектах.
Самыми распространёнными являются нарушения сонорных звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространёнными оказались нарушения свистящих звуков.
При исследовании состояния фонематического слуха и восприятия возникли следующие трудности: дети с трудом опознавали фонемы фонетически и артикуляционно близких звуков. Выявлены затруднения в дифференциации свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков между собой.
С заданиями на исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа дети либо не справились, либо делали ошибки.
Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи у всех детей не соответствовал возрастной норме.
Исследования эмоциональной сферы и неречевых психических функций показали, что у большинства детей эмоциональные реакции неадекватны и неустойчивы, дети делают ошибки при ориентации в пространстве, затрудняются сложить картинку из 6-8 разрезов и складывать фигуры из 6-7 палочек по памяти.
Таким образом, овладение образовательной программы у детей старшей и подготовительной групп оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников.Для решения этой проблемы мы обратили внимание на ЛЕГО-технологии, которые позволяют:оптимизировать педагогический процессрасширяют образовательное пространствообогащают развивающую предметно – пространственную средуспособствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанниковобеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рукдают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема педагогического проекта: «ЛЕГО — мастерская Звукограда».Цель проекта – развитие речи дошкольников с ОНР при использовании ЛЕГО-технологий.Объект: речевое развитие детей с ОНРПредмет: использование ЛЕГО-технологий для развития речи дошкольников с ОНРЗадачи:Определить теоретические основы разработки проекта.Определить практическую необходимость разработки проекта.Разработать и апробировать методическое обеспечение речевого развития дошкольников с ОНР с использованием ЛЕГО-технологий.Разработать механизм включения всех участников образовательных отношений в коррекционную работу с использованием ЛЕГО — технологий..Методы разработки проекта:Педагогическая диагностика.Анализ литературы.Педагогический эксперимент по разработке и реализации методического обеспечения речевого развития дошкольников с ОНР при использовании ЛЕГО — технологий.Участники проекта:ЛогопедВоспитатели группыДети группыЛЕГО-конструирование — это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности.Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребенка как личности (Т. В. Лусс).М.М. Кольцова, Е. И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Использование в коррекционной работе конструкторов ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует различные отделы коры больших полушарий головного мозга, тем самым способствует развитию и гибкости артикуляционного аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что четыре психических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют психологическую базу для развития речи.З.А. Репина рекомендует начинать коррекцию общего недоразвития речи с развития психологической базы речи, её основы. ЛЕГО — конструирование может помочь достичь ребёнку высокого уровня восприятия, пространственного мышления, планирующей функции речи. В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями.Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют их, получая новые результаты. Развивающееся мышление даёт возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.Все продуктивные виды деятельности, в том числе и ЛЕГО-конструирование, не только выражают определённые результаты психического развития ребёнка, но и обеспечивает его развитие, способствует совершенствованию и перестройке психических свойств и способностей (по В.С. Мухиной).Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово».В постройках из ЛЕГО-конструкторов наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.Таким образом, использование ЛЕГО-конструирования в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.В своей деятельности по развитию речи дошкольников с ОНР при использовании ЛЕГО-технологий мы учитывали основные принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и опирались на следующие теоретико-методологические принципы:Принцип развития. Предполагает выделение в деятельности педагога по речевому развитию детей тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л.С. Выготскому).Онтогенетический принцип. Разработка педагогической методики ведётся с учётом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).Принцип деятельностного подхода. В дошкольном возрасте ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.Принцип поэтапного формирования умственных действий опирается на идеи П.Я.Гальперина и Д.Б.Эльконина. Становление умственных действий – длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.Принцип дифференцированного подхода предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком, содействие и сотрудничество детей и взрослых. Получение нового, позитивного опыта ребенком возможно лишь с помощью родителей, воспитателей и педагогов дошкольного учреждения.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в деятельности с ЛЕГО-конструктором принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач доступными для него средствами осуществляет ребенок.Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, основанный на утверждениях Л. С Выготского и А.Н. Леонтьева, что личность ребёнка развивается в процессе деятельности.Принцип воспитывающего обучения. Использование ЛЕГО – технологии в коррекционной работе позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные качества. Этому способствует деятельность ребенка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности.Принцип интеграции образовательных областей, который позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире:Образовательная область Область применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО-конструктора
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Речевое развитие. работа с логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.
реализация самостоятельной творческой деятельности детей — конструктивно-модельной.
Физическое развитие координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук
Структурные компоненты занятия:1. Организационный момент2. Создание проблемной ситуации3. Элементы логопедического занятия:• развитие фонематического восприятия и слуха• артикуляционная гимнастика• мимическая гимнастика• развитие речевого дыхания, голоса, интонации• развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи• развитие связной речи4. Задания на развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, мы использовали различные формы работы. Предлагали детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др.Таким образом, на занятии использовали одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный.Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ.Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? — без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается «крокотигр»).Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом.Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведём в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.Поскольку коррекционную работу мы проводим не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога считаем логопсихокоррекционную ЛЕГО-игру (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО используем во время этапа активной логопсихокоррекции и проводим определенную «эволюцию», которая выражается в увеличении коррекционного содержания игры. Начиная с игр-драматизаций, когда воспитанник пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце – вводим сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражает психологические проблемы ребенка или группы и развивается спонтанно. В конце обучающего цикла вводим командные конструктивно-творческие игры.Цели использования игр:1. Развитие речи в рамках определенной темы.2. Постановка и отработка звуков в ходе игры.3. Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.4. Развитие количественных представлений, мелкой моторики рук.5. Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.6. Создание условий естественного полноценного общения воспитанников в ходе совместной работы.7. Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.8. Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний» (психического состояния успеха).9. Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО бывают как направленными, так и ненаправленными.В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство логопеда в ход и условия игры. Детям предлагаем задание, а в некоторых случаях разрабатываем сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль).В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль логопеда сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок.В ходе логопсихокоррекционной игры учитываем необходимость функциональных тренировок речи. Поэтому непременным условием является плавная и правильная речь. Игры с использованием конструктора ЛЕГО позволяют использовать речевые приемы:сопровождающая речьзавершающая речьпредваряющая речь.Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО организуем по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры, психодраммы и других типов игр. Тип и особенности игры, а также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и психотерапевтических целей.Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Поэтому работу с конструктором и, в частности, игры мы использовали с различными целями:Развитие речи в рамках определенных тем (например, темы «Дикие животные»)Постановка и отработка звуков в ходе игрыРазвитие представлений о цвете, форме, пространствеРазвитие количественных представленийРазвитие мелкой моторики рукДиагностика, как педагогическая, так и психологическая.Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работыСплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другуФормирование и закрепление определенных «саногенных состояний», например, психического состояния успеха.Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.После использования ЛЕГО – конструкторов с мелкими деталями для снятия зрительного напряжения проводим в конце коррекционного занятия гимнастику для глаз.Считаем, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование речи.Список используемых источников:1. Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи.- метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.2. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов.- М., 2001. — С 68-71.3. Лусс .Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев.-М. «Сопричастность». — М. 2002. — С. 316-318.4. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438.5. Карпова Н.Л. «Основы личностно-направленной логопсихотерапии», М., 1997 г.6. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М., 1973 г.7. Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений», М., 1994 г.8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta — материалы развивающего обучения дошкольников. ИНТ. М.,1997.9. Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.10. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003.11. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование — М.. 1999. Макагонова Ольга Вениаминовна,логопед, учитель-дефектолог,ГАУ социального обслуживания Амурской области«Свободненский специальный (коррекционный) детский дом
И следующая остановка наших экипажей – звезда «Лего-мастер». Слово предоставляется Светлане Генадьевне.
Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т.к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Так, на снове обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним почаще надо играть. Лего – это игровой феномен от латинского слова LEGO – собирать, конструировать. Особенность конструирования предметов из Лего заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием. И кроме того на сегодняшний день это направление в нашем районе очень актуально. Мы хотим вашему вниманию предложить несколько игр:
Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций, выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора по инструкции
«Положи синий кубик на красный,
жёлтый поставь между зелёным и синим,
а белый положи справа от зелёного».
Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок.
После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определённое значение: «за» – это «за», «перед» -- это «перед», «справа» -- это «справа». Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.
Для игры «Водящий и ведомый» мне понадобятся 2 человека. Образуйте пару, встаньте спиной друг другу. Для каждой пары предложен свой набор конструктора. Суть игры заключается в следующем: один-ведущий, другой - ведомый, ведущий строит по собственному замыслу предмет не называя его вслух, но сопровождает свои действия словесной инструкцией, а ведомый должен повторить. Например, я беру деталь красного цвета, 5 на 4 и т.д. А по окончанию сравнивают, что получилось.
Занятия по конструированию, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.
Наш корабль продолжает свое путешествие и приближается к звезде «Логоритмус» и слово предоставляется Гариевой Н.В.
Последняя наша звездная остановка звезда «Галактикус», которая представляет среду, которая нас окружает. Предлагаем вашему вниманию видеоролик, который раскрывает содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию речи детей. Итак, внимание на экран.
А сейчас пришло время немного передохнуть предлагаю вам расправить плечи, поднимите лицо, сделайте глубокий вдох, медленный выдох… У нас хорошее настроение. Мы с вами приблизились к прекрасному, звёздному небу… Нам пора возвращаться на землю. Вот и подошёл к концу наше увлекательное космическое путешествие. Надеюсь, полёт для вас был очень познавательным и увлекательным, и наше путешествие не прошло бесследно.! Помните, как бы звезды ни были далеки от нас, их сила помогает нам стать выше, сильнее, быстрее и в завершении нашего путешествия мы решили создать капсулу времени, в которой будут находиться письма потомкам от каждого члена экипажа, принявшего участие в нашем космическом путешествии.
Но в написании письма мне хочется применить Метод Эдварда де Боно «7 шляп мышления». Этот метод используется для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный вопрос, и человек который, надевает шляпу определенного цвета, говорит свое мнение:
Человек с белой шляпой – Что я сегодня узнала нового?
Человек с красной шляпой - Что для меня было интересно?
Человек с черной шляпой - Что я возьму для своей работы?
Человек с зеленой шляпой - Я поняла, что…
Человек с синей шляпой – Что меня удивило?
Человек с желтой шляпой - Теперь я могу…
Человек с прозрачной шляпой-пожелания
Закончить мастер-класс мне хотелось бы словами песни Иосифа Кобзона
«Жить и верить — это замечательно, Перед вами небывалые пути, Утверждают космонавты и мечтатели Что на Марсе будут яблони цвести».
Мы думаем, что вы увидите эти цветущие сады. Центр Управления полетом прощается с вами, но наш детский сад «Теремок» всегда открыт для вас!
ИГРА В ЛЕГО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
РЕБЁНКА
"Игра - это фантастический мир,
освобожденный от деспотизма и подавления
взрослых,
мир открытия вытесненныхжеланий, мир реализации нереализуемого.
ЛЕГО— игровой феномен, выражающий переориентацию с
конструирования как воспроизведения канона на конструирования как
свободного варьирования предметности.
Конструктор — ЛЕГО появился в 30-х годах прошлого века, ЛЕГО
предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате
полученные постройки были прочными и устойчивыми, что
по достоинству оценили дети всего мира.
Освоение ЛЕГО конструктора и его использование должно быть
процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей
обязательным элементом процесса обучения является наличие четкой
стратегии. Использования конструктора в образовательной и
воспитательной сферах.
ЛЕГО-конструктор - это вид моделирующей творческо-продуктивной
деятельности. С ним трудные учебные задачи можно решить с помощью
увлекательной, созидательной игры, в которой не будет проигравших,
так как каждый ребенок и взрослый может справиться.
ЛЕГО помимо этого еще способствует развитию мелкой моторики,
представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое
сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается наразвитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку
звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее
влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.
Причем логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО
могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры,сюжетно-ролевой игры, и других типов игр. Тип и особенности игры, а
также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности
группы детей, ее особенностей, а также дидактических и
психотерапевтических целей.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-
элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению
грамоте, коррекции звукопроизношения, занятий по ознакомлению сокружающим, формирование элементарных математических
представлений.
Вот некоторые варианты использования конструктора при проведении
занятий по подготовительной и обучающей грамоте коррекционных
звуков. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем
ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета -
гласные звуки, синего -согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.
Предлагаем детям провести звуковой анализ слова. Используя короткие
и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие,длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом
определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова впредложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.
Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов понабору кирпичиков.
Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков
синего, красного и зеленого цветов. Вначале на построенном мостике
встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют
слог МА. В дальнейшем, человечков заменяем на сконструированныедетьми букв из ЛЕГО.
Используя ЛЕГО при постановке звука, можно несколько скрасить
монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные
ощущения у детей. Предложив ребенкупостроить автомобиль,
обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные
упражнения с самолетом («л»), с пчелкой («ж») и т.д.
Преимущества использования ЛЕГО перед другими, традиционными
видами работ, развивающих мелкую моторику, как то: рисование, лепка
или аппликация
Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может
играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки,
аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны
для организации логопсихокоррекционной игры.
Во-вторых, при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка
получаются красочные и привлекательные поделки внезависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже
испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок,
аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так
как рисование, лепка или аппликация являются более сложными
видами работы.
В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только
на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет
необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно
важно для соматически ослабленных детей.
И наконец, конструктор безопасен, нет риска, порезаться, попасть вглаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав,
например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать
поделки можно легко и быстро.
Игры ЛЕГО - можно использовать с различными целями:
Развитие речи в рамках определенных тем (например, темы "Дикиеживотные").
Постановка и отработка звуков в ходе игры.
Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
Развитие количественных представлений.
Развитие мелкой моторики рук.
Обследование, как педагогическое, так и психологическое.
Создание условий естественного полноценного общения детей входе совместной работы.
Сплочение коллектива детей, формирование чувства симпатии
друг к другу.
Формирование и закрепление определенных состояний, например,
психического состояния успеха.
Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и
приобретение положительного опыта общения.
Таким образом, использование игровых приемов с помощью ЛЕГО
приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его
более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество,
воображение и, конечно, мелкую моторику.__
Театральная деятельность в детском саду с использованием конструктора ЛЕГО
Фешина Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного образования
Разделы: Работа с дошкольниками


Театрализованная деятельность в детском саду –  это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. С помощью ЛЕГО конструктора можно организовать театральную деятельность в детском саду и дома. Для этого необходимо подготовить материал: сцену, декорации и героев. И можно начинать. Из ЛЕГО конструктора сцена делается очень просто. Например, как на картинке.

Декорации можно нарисовать или купить готовые.

Героев из конструктора всегда интересно делать с детьми. Это занятие им доставляет большое удовольствие.
  
Когда все готово можно разыгрывать небольшие сказки, пьессыВыбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Существуют несколько форм организации театральной деятельности:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки в решение познавательных задач.
Приобщение малышей к театру, производит на них особенно сильное впечатление. Это обязывает коллектив взрослых провести спектакль с достижением всех поставленных перед собой целей.
Обычно просмотр спектакля вызывает у наших детей желание самим устроить кукольный театр и самим показывать. Что они и делают, придя из зала, ЛЕГО кабинета в свою группу.
Хорошо подготовленный спектакль радует детей, реализует их эмоции, содействует общему развитию и эстетическому воспитанию.
   
Вера юрьевна 2117016 людмила анатольевна 2127050