Конспект урока по повести м.Горького Детство


«В темнице мира я не одинок» (урок по повести М.Горького «Детство») Цели урока: продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение, отрабатывать умение рассуждать и доказывать собственную точку зрения, умение делать вывод о нравственных уроках произведения.
Ход урока:
Огр. момент. Вступительное слово учителя:
У.: начать наш сегодняшний урок мне бы хотелось со стихотворения Осипа Мандельштама
Выступление учащегося(Слепченко А.):1.Краткая справка о поэте.2.Чтение стихотворения наизусть 3.Коротко передать идею стихотворения (у учащихся текст стихотворения лежит на партах и проецируется на слайде презентации)
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло
Запечатлеется на нём узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть.
У.: Узнали это стихотворение?Что вы поняли из этого стихотворения? Какова его главная мысль? Ключевые слова?
Какое отношение это стихотворение имеет к повести М.Горького «Детство» и его главному герою Алёше Пешкову, о котором мы сегодня продолжаем разговор?
Темой нашего урока мы возьмём цитату из этого стихотворения:
«В темнице мира я не одинок» (слайд презентации)
Как вы думаете, о чём или о ком сегодня у нас пойдёт речь на уроке?
(урок посвящён тем людям, которые помогли главному герою пережить горькие, тяжёлые минуты его детства и понять, что в мире, кроме «свинцовых мерзостей», есть много любви и добраКакие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?
1.Определить, кто эти люди? Какую роль сыграли в становлении характера Алёши?
2. Будем учиться понимать позицию автора, работать с текстом художественного произведения, извлекать для себя определённые жизненные уроки.
3.Кроме того, после сегодняшнего урока мы будем ещё на одну ступеньку ближе к написанию итогового сочинения по повести «Детство».
Но это наши общие цели, а теперь попробуйте в начале урока сформулировать и записать в тетради свою личную, конкретную цель. (учащиеся используют предложения-клише:
На сегодняшнем уроке я хочу узнать…
Научиться… Понять… (слайд презентации)
(прочитайте её) 1-2 ученика.
У.:ИТАК, начнём нашу работу.
Для начала определимся, кто же эти люди, которые помогли Алёше? (бабушка, Цыганок, Хорошее Дело)
Так как тема нашего урока предполагает охват материала большого объёма, класс был разделён на микрогруппы, получившие задания по характеристике героев, которые помогли Алёше, проявили к нему доброту и участие.
С какого героя нам следует начать работу? Почему вы так считаете?(бабушка стала главным человеком в жизни мальчика, заменив ему всех родных людей, компенсируя отсутствие любви, заботы, ласки)
1.Выступление группы, представляющей образ бабушки Акулины Ивановны
(План выступления группы.1.Бабушка глазами Алёши в 1-ой главе повести.
2.Бескорыстие и доброта бабушки во 2-ой главе повести.
3.Молитвы и рассказы бабушки в 4 главе.)У.: В каких ещё эпизодах ярко показана бабушка?
(гл.3 – пляска бабушки, гл.4. – бабушка на пожаре)
Какие же черты характера присущи этой героине?
Ключевые слова: любовь к людям, к миру, к Богу, смирение, внутренняя красота;
Научила Алёшу любить жизнь и людей
Класс слушает, по итогам выступления заполняет таблицу.
(слайд на презентации)
Герой повести Ключевые эпизоды Ключевые слова, определяющие основные черты характера Ключевые слова, дающие представление о том, какую роль сыграл этот герой в жизни Алёши
Бабушка Акулина Ивановна Цыганок Хорошее Дело 2.Выступление группы «Алёша и Цыганок»
План выступления
1.История Цыганка
2.Портрет героя
3.Ключевые эпизоды
Итог выступления группы: Какое впечатление сложилось о Цыганке?
Вопрос к классу:Что можете вы добавить? Каково ваше отношение к Цыганку? Какую роль он сыграл в жизни Алёши?(учит любить и страдать за другого человека, сам того не ведая, просто своим примером и добрым отношением ко всему живому)
Работа с таблицей, запись ключевых слов(самоотверженность, самоотдача, оптимизм, талант, трудолюбие, жизнелюбие; учит любить людей и страдать за другого человека)
Выступление группы «Алёша и Хорошее Дело»
1.История героя
2.Портрет
3.Ключевые эпизоды.
4.Поступки героя. Отношение к Алёше.
У.: Чем этот герой отличается от предыдущих героев, бабушки и Цыганка? Что вообще могло сблизить мальчика и этого взрослого непонятного человека?
Анализ эпизода «Разговор Алёши и Хорошего Дела»(стр. 58 – 59)
1.Выразительное чтение эпизода по ролям (Арленко, Бердников)
Оцените чтение ребят
2.Осмысление прочитанногоКакое ключевое слово прозвучало в самохарактеристике героя?
(чужой)
Давайте подумаем над значением этого слова, подберём к нему синонимы (слайд презентации)
Чужой – неродной, непонятный, самобытный, непохожий на других, человек, идущий своей дорогой (слайд презентации)Какие синонимы мы подобрали, в чём заключается их особенность (это контекстные синонимы)
А кроме того, у нас есть возможность познакомиться с таким лексическим понятием, как описательный оборот (слайд презентации)
У.: Что дало Алёше общение с этим человеком?
( в личном плане это был единственный, кто внимательно выслушивал Алёшу, даже у бабушки порой не хватало терпения на это, Хорошее Дело уважительно относился к мальчику, как ко взрослому)
А что помог понять Алёше этот герой в плане жизненной позиции, в том, как следует жить, реализовывать себя?
(Хорошее Дело был первым человеком, кто резко отличался от других, был непохож ни на кого, шёл своей дорогой, знал свою правду, находился в состоянии поиска, несмотря на непонимание и даже ненависть окружающих)
Работа с таблицей, запись ключевых слов
(Умный, мыслящий, образованный, тонко чувствующий прекрасное, совестливый;
Внимательно выслушивал Алёшу, пробудил острый интерес к людям, которые не похожи на окружающих, своим примером показал, что надо добиваться своей цели, несмотря на непонимание и неприятие большинства) Физ. пауза
Предварительный итог
У.: мы выслушали все группы, а теперь давайте проверим, насколько хорошо мы узнали и поняли сущность героев, о которых у нас сегодня идёт речь на уроке.
Тестовое задание (слайд)
1.Соотнесите краткие характеристики героев и их имена
а) честолюбие, стремление выбиться в люди, неспособность вести себя достойно в критической ситуации, тщеславие скупость, но в то же время выносливость и целеустремлённость
б)доброта, любовь к людям, талантливость, способность сохранить самообладание в минуты испытаний
в)доброта, самоотверженность, весёлость, талантливость, трудолюбие
г)сдержанность, немногословность, безразличие к бытовой стороне жизни, умение радоваться красоте природы и одаренности людей
1) бабушка 2)Хорошее дело 3) дед Каширин 4) Цыганок
1.О ком таким образом отзывался Алёша?
«Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей её»
а)Цыганке б)дяде Якове в) Хорошем деле г) деде Каширине
самопроверка (слайд)
1.а3, б1, в4, г2 2.в
Данный тест что-то добавляет в ваше представление о героях?
Внесите добавления и дополнительные характеристика в ваши таблицы.
У.: Наш сегодняшний урок мы начали со стихотворения О.Мандельштама. Закончить нашу работу тоже хочется поэтическими строчками. В истории нашей литературы был такой поэт-сатирик, умный, язвительный талантливый. Звали его Александр Михайлович Глинберг, писал он свои стихотворения под псевдонимом Саша Чёрный. В 1922 году он написал стихотворение под названием «Утешение». Послушайте его.
Ученик читает стихотворение (Наумов)
Утешение
Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,
Быть упорным и искать:
Раза два в году ты можешь,
Как король, торжествовать…
Если где-нибудь случайно, -
В маскараде иль в гостях,
На площадке ли вагона,
Иль на палубных досках, -
Ты столкнёшься с человеком
Благородным и простым,
До конца во всём свободным,
Сильным, умным и живым,
Накупи бенгальских спичек,
Закажи оркестру туш,
Маслом розовым намажься
И прими ликёрный душ!Десять дней ходи во фраке,
Нищим сто рублей раздай,
Смейся в горьком умиленье
И от радости рыдай…
Раза два в году – не шутка,
А при счастье – три и пять.
Надо только, друг мой бедный,
Быть упорным и искать.
Саша Чёрный
У.: Что вы поняли из этого стихотворения?
(как и стихотворение Манделшьштама, оно философское, об отношении к жизни, к людям)
Что это стихотворение объединяет с повестью Горького «Детство» и темой нашего сегодняшнего урока?
(главное в этих произведениях – мысль о том, что в жизни, при всех её трудностях, есть и прекрасное, надо только уметь видеть это прекрасное)
А в чём же заключается это прекрасное?(опять же исходя из логики тех произведений, о которых у нас сегодня шла речь на уроке)
(прекрасное – это встречи, общение с умными, интересными, благородными людьми)
Найти, обрести такого человека и есть великое счастье!
(слайд презентации)
Найти, обрести умного, интересного, благородного человека - и есть великое счастье!
У.:А у вас в жизни есть такие люди, или о них мы читаем только в книжках?
(чтение подготовленных сочинений – миниатюр на тему «Самый близкий мне человек»)
Этап рефлексии
А сейчас давайте подведём итог нашей работы.
Что вы узнали сегодня на уроке?
Был ли актуален для вас наш сегодняшний разговор? Если да, то чем?
Письменно закончите предложение:
(слайд презентации)
На сегодняшнем уроке я понял(а),что…
На сегодняшнем уроке я задумался (ась) о том, что…
На сегодняшнем уроке я узнал(а), что…
(учащиеся зачитывают составленные предложения)
У.: Кроме того, в начале урока каждый из вас ставил свою цель, посмотрите и решите: вы достигли её на сегодняшнем уроке.
Кому удалось достичь цели, поднимите руки.
Наш урок окончен. Всем спасибо!
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Самый близкий мне человек»(кто ещё не написал)
Стр.65(зад.4)
Дано мне тело – что мне делать (с) ним,
Таким единым и таким моим?
(За) радость тихую дышать и жить
Кого, скажите мне благодарить?
Я и садовник, я( же) и цветок,
(В) темнице мира я (не) одинок.
(На) стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло
Запечатлеется (на) нём узор,
(Не)узнаваемый (с) (не)давних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого( не) зачеркнуть.
О. Мандельштам
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло
Запечатлеется на нём узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть.
Герой повести Ключевые эпизоды Ключевые слова, определяющие основные черты характера Ключевые слова, дающие представление о том, какую роль сыграл этот герой в жизни Алёши
Бабушка Акулина Ивановна Цыганок Хорошее Дело