Открытый урок по литературе Портрет как средство характеристики героя. Образ Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»
Открытый урок на тему:
«Портрет как средство характеристики героя. Образ Герасима
по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Подготовила учитель
русского языка и литературы
Убушаева Светлана Анатольевна


Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Цель:
1.Дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
2.Показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя
Ребята, послушайте историческую хронику, которую подготовили Бадмаева Наталья и Манджиева Татьяна:
Манджиева Татьяна:
Много лет назад в дальней господской деревне Сычево Орловской губернии жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня Варвара Петровна Лутовинова, восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках.
Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Бадмаева Наталья:
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки спасенную как-то зимою, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Но только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?
— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.
— Вы правы, действительно, это прототипы рассказа Тургенева «Муму»: (Слайд 1)Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.
- Давайте вспомним, что обозначает слово «прототип»? (Словарь)
(Реальное лицо, которое послужило автору основой для создания литературного героя.)
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
На этот вопрос мы с вами попытаемся ответить в ходе урока.
Кроме этого, нам необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.
Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и ,надеюсь, вы будете активно работать на уроке.
II. Проверка знаний.
Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?
Басхаев Эльвег:
В 19 веке в России люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы богател хозяин. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
- Тем и страшно было крепостное право, что у помещиков была возможность делать все, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми.
- Что означают слова «челядь», «дворовые», «холопы»? (Словарь)
(Это синонимы, они обозначают крепостных крестьян).
III. Работа по теме урока.
А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима. (Слайд 2)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ниже:
Образ Герасима.
1. Составление плана.
Мы составим подробный план, который нам поможет дать полную характеристику Герасима.
Откройте учебники на стр. 209, найдите в тексте описание портрета Герасима. Прочитайте.
- Что необычного было в Герасиме?
1. Необычайная сила Герасима. Запишите.
- Как Герасим относился к крестьянскому труду? Прочитайте.
Как назовем этот пункт плана?
2. Любовь к крестьянскому труду. Запишите.
- Какие новые обязанности появляются у Герасима в городе? Найдите в тексте.
- Как назовем этот пункт плана?
3. Новые обязанности Герасима. Запишите.
- Как складываются у Герасима отношения с дворовыми? Прочитайте.
- Как назовем этот пункт плана?
4. Отношения с дворовыми. Запишите.
- После какого случая Герасима стали бояться и чужие? Прочитайте.
- Как назовем этот пункт плана?
5. Как Герасим проучил воров. Запишите.
- Кто из вас сможет рассказать о Герасиме по составленному плану?
2. Работа со сравнениями в характеристике Герасима.
– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.
Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.
«Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Стр. 210.Объясните это сравнение.
«Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». Стр. 210.
Как вы понимаете это сравнение?
«Пойманный зверь».– А что должен чувствовать пойманный зверь? (Клетка, желание вырваться на свободу).– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
«Степенный гусак» Стр. 211– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная, Герасим чувствовал к ним уважение). (Слайд 3) Запишите в тетрадь эти сравнения.
- Какие черты характера мы можем добавить нашему описанию?
(Слайд 4)
Сильный, злой, ловкий, умелый, ленивый, находчивый, трудолюбивый, бессердечный, глупый.
- Выберете те черты характера, которые соответствуют Герасиму.
(Слайд 5)
3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.
- Как звали девушку, которая понравилась Герасиму? ( Татьяна.) (Слайд 6)
- Какие знаки внимания он ей оказывал?
-Чем закончилась история любви Герасима к Татьяне?
- А знала ли барыня, что Татьяна нравится Герасиму?
-Почему дворецкий Гаврила не сказал ей об этом? (Гаврила боялся ей сказать)
-Как Гавриле удалось осуществить приказ барыни – женить Капитона на Татьяне? Найдите и прочитайте. (Татьяне было приказано притвориться хмельной, а Герасим терпеть не мог пьяниц). (стр. 221)
– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?
-Расскажите об отношении Герасима к Татьяне.
- Какой можно сделать вывод? (Слайд 7)
Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.
4. Герасим и Муму.
-Какой случай помог Герасиму скрасить одиночество?
Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…
Так в его жизнь вошла Муму. (Слайд 8)
Посмотрите отрывок из мультфильма «Муму».
– Какие новые заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой»?
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
5. Герасим и барыня.
Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…
А сейчас мы с вами прочитаем диалог барыни с Гаврилой по ролям. Стр. 229
– Какой была барыня? (Слайд 9)
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Она считала, что ей должны подчиняться не только люди, но и животные).
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? (Потому что он не хочет, чтобы глумились, над дорогим ему существом, этим облегчив ее участь.) (Слайд 10)
Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Герасим сам решает выполнить приказ барыни.
6. Гибель Муму.
– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.
– Что сделал Герасим после того, как выполнил приказ барыни? (видео, ухода в деревню)
7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241).
– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?
- Какой можно сделать вывод? (Слайд 11)
Вывод: . Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.
IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.
- Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?
(Автор концовкой рассказа выражает свою надежду на то, что крепостные крестьяне, подобно Герасиму, не станут больше терпеть гнет и унижение, и повиноваться своим господам.)
- Так давай те ответим на главный вопрос: Почему Герасим сразу не забрал Муму и не ушел вместе с ней?
(Потому что он дал слово барыне, она была для него превыше всего, и чувство долга, не позволило ему совершить обман.) (Слайд 12)
Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право.
V. Домашнее задание.
Составьте устное сочинение-описание на тему «Герасим в рассказе «Муму».
VI. Оценки за урок
VII.Рефлексия.