Урок-литературная игра по повести Максима Горького Детство


Урок - литературная  игра по повести Максима Горького «Детство»
Тип урока: 
 Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе: 
 20
Цели урока:
Образовательная – отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая – учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, выполнять различные творческие задания исследовательского характера.
Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Урок проходит в форме литературной игры «По страницам прочитанной повести» в 3  тура. По итогам каждого тура  по количеству набранных жетонов выявляются победители.
 1 тур – Кроссворд
2тур – Литературный портрет
3тур – «Галерея художника Бориса Александровича Дехтерева» (иллюстрации к повести)
 
Ход урока
I.Организационный момент
Сегодня на уроке, завершая разговор о повести М.Горького «Детство», мы ещё раз перелистаем её страницы, встретимся с героями, постараемся дать оценку тем или иным событиям, описанным в повести. И самое главное, мы постараемся ответить на вопрос:
 Почему автор назвал повесть «Детство», хотя ранее предполагал назвать её «Бабушка»?
Урок пройдет в форме литературной игры в 3 тура. По количеству набранных жетонов будет выявляться победитель в каждом туре.
1.Прежде чем начать игру, ещё раз вспомним, каков жанр произведения?
(Автобиографическая повесть – художественное описание автором своей жизни.)
2.Максим Горький – это псевдоним автора. Каково его настоящее имя? (Алексей Максимович Пешков).
3. Назовите все повести трилогии. («Детство», «В людях», «Мои университеты»)
Начинаем игру (слайд №1)
II.Игра1 тур – разминка. Кроссворд (Слайд № 2)
На экран выводится кроссворд. Учитель следит за работой учащихся. За правильные ответы выдаются жетон. Ученик, набравший большее количество жетонов, является победителем 1 тура.
2 тур «Литературный портрет»
Задание: определить, о каком герое говорится в отрывке. (Слайды № 3-10)
 
«Её большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетённых в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят прямые серые глаза…» (Мать)
 
«Тихая, пугливая…женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть всё сзади её головы…» (Тетка Наталья, жена дяди Якова)
 
«Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шелковую рубаху… Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов…» (Цыганок Ваня)
 
«Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…» (Дед)
 
«Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь» (Бабушка)
Какой прием использует автор, описывая бабушку? (Сравнение).
 
«Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масляном тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги…» (Яков)
 
«Он поднялся на ноги, высокий, изможденный, похожий на образ святого, поклонился бабушке и стал просить ее необычно густым голосом…» (Григорий  Иванович)
 
«Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в черной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен…» (Хорошее Дело)
Вручение жетонов. Определение победителя.
 
3 тур «Галерея художника Бориса Александровича Дехтерева» (иллюстрации к повести) (слайды № 11-20)
Задание:  какой эпизод изображен на иллюстрации?
Какая черта характера подчеркнута автором?
На экран проецируются иллюстрации художника.
Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.
Эпизод «Пляска бабушки» (слайд №15). Задание: найти эпизод в тексте.
 Какие глаголы использует автор для передачи духовной, внутренней красоты бабушки? ( стр.116)
Эпизод « Учение» (слайд №17) читать по ролям (стр. 121). Ответить на вопрос: почему напряжены «учитель» и «ученик»?
Вручение жетонов. Определение победителя.
III. Итоги урока
Мы вновь перелистали страницы повести. Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. Необходимость оставаться человеком, во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации.
Первоначально автор хотел назвать её «Бабушка», но по мере написания  замысел изменился и Горький назвал первую часть трилогии -  «Детство». В чем причина?
Да, бабушка была светом для маленького Алеши. Она всячески пыталась скрасить жизнь его в семье, где царили жестокость, зависть, озлобленность. Но кроме бабушки рядом с Алешей оказывались и добрые, ласковые, любящие его люди. Это и Цыганок, и тихая тетка Наталья, и работник Григорий Иванович, и квартирант по прозвищу Хорошее Дело. Все они были с Алешей рядом в прекрасную пору, название которой Детство. В каком бы возрасте ни был человек, он всегда помнит детство. Лучше, чем сказал автор о героях своей повести, не скажешь. «Не только тем изумительна жизнь наша,  что в ней  так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».(Слайд № 21)
«Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно» .(Слайд № 22)
IV. Рефлексия
Что понравилось на уроке?
Что, на ваш взгляд, было неудачным?
Что было на уроке трудным, непонятным?
V. Домашнее задание (слайд № 23)
 Подготовить письменное сочинение на следующие темы по выбору: «История Цыганка»,
 «Почему почувствовал  Алеша в бабушке близкого человека?»
Заполни кроссворд
      1            2               
                             
  3      4                         
5                          6       
                7               
                             
      8                9           
                             
          10                     
                             
11    12                13               
              14                 
                             
        15                       
                             
                             
 
По горизонтали:
1. Кто был для Алексея «самым понятным и дорогим человеком»?
5. Что давали ветошники за пуд собранных костей?
7. Что призвала спасать бабушка, обращаясь к соседям во время пожара («- …, соседи, отстаиваете!»)?
8. Что иногда втыкали в сидение стула полуслепого мастера неистощимые на такие выдумки дядья?
9. «-…- не оправдание! Доносчику первый кнут».
10. Одежда, которую носили сыновья деда Каширина, тогда как сам он носил атласный глухой жилет.
11. Драгоценный металл, который была украшена табакерка бабушки.
14. Растёртые листья растения, употребляемые бабушкой для нюханья.
По вертикали:
2. "Ласковый зверь", с которым автор сравнивает бабушку.
3. «Всю неделю, до субботы, плела девка …, истомилася работой, - ах, просто чуть жива!» (песня няньки).
4. Книга, часть Библии, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость.
6. Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело («Деньги, брат,- …»)?
10. Транспортное средство, на котором приехал Алексей к дедушке.
12. «- Ах, ты, … ! Да как ты можешь сосчитать, сколько тебя сечь надобно?»
13. Продукт, которым Цыганок кормил «изо рта» мышат.
15. Река, "супротив" которой дедушка Алексея в молодости "баржи тянул".