Сценарий общешкольного родительского собрания Общение в семье

Сценарий общешкольного родительского собрания «Общение в семье»

Сценарий разработан для проведения общешкольного родительского собрания, тема которого является «Общение в семье». Собрание начинает педагог-психолог школы и продолжают родители, в представленных сценах участвуют родители детей. В сценах должны участвовать не только мамы, но и папы. Выбранная форма проведения родительского собрания очень эффективна, так как сами родители на своих примерах учатся сами и учат других родителей. Будет над чем подумать.

Цель:
Расширить знания родительского коллектива об общении.
Познакомить со стилями общения.
Стимулировать полноценное общение родителей и детей.

Ход родительского собрания
1. Вступительное слово (психолог школы)
       Здравствуйте уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети это наше будущее, правильное их воспитание это наше счастливое будущее, плохое воспитание это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
 
2. Работа над понятием общение.
Что же такое общение? Как вы думаете?
       Общение это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений. Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Это  когда девочка росла в волчье стае и не смогла в дальнейшем иметь нормальное развитие.
       Итак, общение это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?
       Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.
       Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.
 
3. Знакомство со стилями общения
      Психологи подразделяют несколько стилей общения.
Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
 
Либеральный стиль общения. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
 
Индифферентный стиль общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей  стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
 
Авторитетный стиль общения. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
 
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего используются  вами фразы.


Выходит родитель (читает со сцены)
Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. Мы хотим видеть наших детей успешными, патриотами своей страны. Но существуют некоторые проблемы с которыми сталкиваемся мы и наши дети в процессе социализации. Основной проблемой ребенка в современном обществе является неумение общаться. Он изо всех сил старается завоевать свое место под солнцем иногда при помощи крика, драки и грубости. Для него на первом месте стоит позиция «Я». Как же ему помочь увидеть, понять, что делать что-то вместе лучше, чем одному, дружить лучше, чем воевать. Как помочь самоутвердиться ему в современном мире? В основе духовного развития ребенка лежит семейное воспитание. Папа и мама в глазах ребенка должны иметь авторитет. Только тогда они смогут повлиять на него. Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания автоматически приведет к авторитету помощи. Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, что бы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать сложные вопросы. Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что мама и папа отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми. Быть родителем – не значит приносить в жертву свою жизнь. Это значит продлить свое детство, расти вместе с ребенком. Дети со своей непосредственностью, мышлением могут открыть взрослым новые миры. Гармония в семейном общении достигается через уважение и любовь. Но порой родители забывают о том, что именно они являются примером общения. Именно их общение с ребенком, между собой и со старшим поколением остается в детской памяти надолго. Нужно, что бы только лучшее они запомнили и взяли в свою взрослую жизнь.
Сценка 1. (роли исполняют родители учащихся)
Действующие лица: мама, папа, сын.
В комнате сидят мама, папа, сын. Мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю.
Сын: Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету).
Папа: Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой
Мама (вмешивается): Англия не может поссориться с Америкой.
Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоре-тический пример. (Отец рассердился)
Мама (повысив голос): Смешно! Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бре-довые идеи!
Папа (повысив голос): Ничего бредового я ему не внушал!
Мама: Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок).
Сын (встает): Спасибо. Теперь мне все ясно.


Выступление родителя
Родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца.
Для детишек любого возраста семья должна быть примером поведения, они должны чувствовать себя уютно. Знать, что при любых обстоятельствах смогут получить нужный совет, любую помощь и поддержку. В семье должно быть дружелюбное общение взрослых между собой, атмосфера любви, понимания и заботы. Пусть дети запомнят работу на огороде, обнявшихся родителей у телевизора, совместное приготовление праздничного обеда. Они по такому принципу построят свою семью.

Сценка 2. (роли исполняют родители учащихся)
Действующие лица: мама, папа, сын.
Мама не успела приготовить ужин, так как задержалась на работе. Сын сидит за уроками. Папа приходит с работы. Его встречает мама.
Мама: Дорогой, сегодня на работе завал, я ничего не успевала и пришлось задержаться на работе. Поэтому не успела приготовить ужин к твоему приходу.
Папа: Ничего страшного давай я тебе помогу. Приготовим что-нибудь по быстренькому, вместе.
Мама: ой спасибо дорогой за понимание. Ну помоги.
(Папа помогает маме на кухне. Приходит сын.)
Сын: может вам помочь?
Мама: Если ты все сделал, то помоги.
Мама: Как хорошо, что мы друг друга понимаем. Если завтра понадобится помощь папе. Мы же тоже поможем? Да сынок? (обращается к сыну)
Сын: ну конечно поможем.

Выступление родителя
Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где родители по каждому поводу выражают неудовольствие, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми.

Сценка 3. (роли исполняют родители)
Действующие лица: мама, дочь
Мама посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.
Мама (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо-громко): Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!

Выступление родителя
Главная проблема, с которой в настоящее время наиболее часто сталкиваются семьи, - это недостаток внимания, которое уделяют родители своему ребенку. Родители, слишком увлеченные своей карьерой и личными делами, не могут уделять своим малышам достаточного времени. Ребенок, не получающий от родителей должной заботы, чувствует себя одиноким, часто замыкается в себе, а это вряд ли будет способствовать доверительным отношениям с ребенком. И, напротив, чем больше времени проводит родитель со своим ребенком, тем крепче становится эмоциональная связь между ними.
В общении с ребенком нужно уметь проявлять уважение к его чувствам, переживаниям и интересам. Очень важно показать ребенку, что мы готовы принимать его и любить таким, какой он есть, вместе со всеми его интересами, страхами, успехами и неудачами.

Сценка 4. (роли исполняют родители)
Действующие лица: Мама, папа, сын.
Сын приходит со школы домой. Расстроенный. Мама на кухне. Папа отдыхает на диване. Мама подходит к сыну, обнимает его.
Мама: Сейчас подогрею обед, ты пока переодевайся. Мой руки и проходи за стол.
Папа: (сын подходит к папе) Привет сынок! Как твои дела? Что нового в школе?
Сын: Знаешь папа, я сегодня по математике получил «2-ку».
Папа: А за что? Почему так получилось?
Сын: Я не понял материала и не смог решить задачу.
Папа: Ну, если не понял, тогда нужно разобрать еще раз и понять. Давай ты сейчас отдохнешь, а потом мы попробуем разобраться в предмете.
Мама: Не расстраивайся сильно, сынок. Сейчас разберетесь, а завтра исправишь свою двойку и все хорошо будет.
Папа: Только давай договоримся, что ты ее исправишь. И впредь будешь внимательнее слушать учителя, чтобы не получилась опять такая же ситуация!!!
Сын: Спасибо мама. Спасибо папа. (обнимает родителей)

Выступление родителя
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Сценка 5.(роли исполняют родители)
Действующие лица: мама, папа, бабушка, дедушка, дочь.
Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, дочери - телефон.
Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, дочь - с телефоном в руке, куда-то собирается.
Мама: Дочь, почему ты еще не сходила за продуктами в магазин?
Дочь: Мама, я не могу, мне на кружок танцевальный нужно.
Мама: (повышает голос) И что ты предлагаешь?
Бабушка: Милые не ругайтесь, я сама схожу. Вот сейчас допеку блинчики и пойду.
Мама: Вот так всегда! Вы почему лезете в наш разговор с дочерью? Все это из-за вашего сю-сю-кания она такая ленивая и не воспитанная. Это ваше влияние!
Бабушка: Ну я ведь хотела как лучше.
Мама: Кому лучше? Вы видите что творится? Из-за вашего лучше наша дочь превращается в эгоистку.
Мама: (обращается к папе) Скажи хоть ты что-нибудь.
Папа: (обращается к бабушке) Мама не лезьте. Это наша дочь, мы сами с ней разберемся.
Дедушка: Но ведь она наша внучка! Мы ее любим!
(Мама машет руками. Закатывает глаза)
Папа: А вы куда лезете дед? Вот видите до чего довела ваша чрезмерная любовь! Она уже нам хамит!
(Все начинают ругаться, кричать друг на друга)
Дочь: (кричит) Замолчите! Как вы мне все надоели! (убегает)

Выступление родителя
В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений.
Отношения между членами семьи, забота о старшем поколении остаётся в детской памяти надолго. Делая уборку в доме, совершая покупки, навещая бабушку и дедушку, дети получают навыки, которые используют во взрослой жизни.
Семейные ценности влияют на воспитание ребёнка, поэтому чаще навещайте с ним своих родителей. Пусть дети запомнят чаепитие у бабушки и дедушки. Положительный личный пример, внимание, доверие, тёплое общение в семье помогут в воспитании.

Сценка 6. (роли исполняют родители)
Действующие лица: Мама, папа, бабушка, дедушка, сын.
Мама, папа и сын приходят в гости к своим пожилым родителям.
(Заходят здороваются, целуют, обнимают родителей. Проходят за стол.)
Папа: как ваши дела?
Дедушка: все хорошо, вот вчера с бабушкой ходили в театр. Отдохнули хорошо.
Мама: Как ваше здоровье?
Бабушка: Спасибо дорогая за беспокойство. Все хорошо у нас.
Сын: когда вы к нам в гости приедете?
Дедушка: На ближайшие выходные собираемся.
Бабушка: А как у тебя учеба, внучек?
Сын: Да пойдет, надоели мне эти уроки.
Дедушка: Сын, почему моему внуку надоели уроки? Какие-то проблемы в школе?
Папа: Да нет у него никаких особых проблем. Просто много задают. Приходится долго сидеть за уроками.
Бабушка: Ну вы помогайте ему с уроками.
Мама: Конечно помогаем. Особенно когда что-нибудь не поймет.
Папа: Ну расскажите что тут у вас нового?
Дедушка: Да что тебе рассказать? Вот недавно ходили на праздник День пожилых. Концерт понравился очень. Пообщались там, молодость вспомнили, песни попели. (смеется)
Бабушка: пойду чай приготовлю.
Мама: я вам помогу (уходят)

Выступление родителя
Семья – это главная опора ребенка. От тех нравственных принципов, на которых держится семья, зависит будущее благополучие ребенка. Родительское отношение формирует в значительной мере его отношение к жизни и самому себе. Именно поэтому так важно, чтобы отношения ребенка и родителей строились на взаимном доверии.
Если мы правильно построим наше внутрисемейное общение мы сможем в будущем гордиться нашими детьми и это будут успешные и достойные уважения люди.
Помните!

·        Ребенка постоянно критикуют он учится ненавидеть.

·        Ребёнок живёт во вражде он учится быть агрессивным.

·        Ребёнок живёт в упрёках он учится жить с чувством вины.

·        Ребенок растет в терпимости он учится понимать других.

·        Ребенка хвалят он учится быть благородным.

·        Ребенок растет в безопасности он учится верить в людей.

·        Ребенка поддерживают он учится ценить себя.

·        Ребёнка высмеивают он учится быть замкнутым.

·        Ребенок живет в понимании и дружелюбии он учится находить любовь в этом мире.
 
4. Доверительность общения
       Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?
       Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?