Классный час Моё имя

КЛАССНЫЙ ЧАС
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ ИМЕН»

Цель: показать значимость для человека его имени; научить с любовью
относиться к своему имени; воспитывать уважение к другим именам.
Оформление: - эпиграф «Из людей не бывает никто безымянным»,
памятка «Что обозначает мое имя»

Ведущий Отгадайте загадки:
- Тебе дано, а люди пользуются.
- Без чего не может жить человек?
- Что у всех есть?
- Сегодня мы будем говорить об именах и наш классный час
открывает стихотворение Ларисы Васильевой «Русские имена».
В чем тайна? Собственное имя,
Пусть не впечатано в гранит,
Но в сочетании с другими
Твое отличие хранит;
Оно сливается с тобою,
Хотя подходит не всегда,
Оно становится судьбою
На все грядущие года.

Языковед Согласно словарю В.И.Даля
имя – это «названье, наименованье, слово, которым зовут,
обозначают особь, личность».
Ключевые слова этого определения указывают на то, что имя
выделяет конкретного человека из общей массы, отмечает
его особенность, уникальность.

Ученик 1 С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит
человек так часто, как собственное имя. Сначала оно
употребляется в уменьшительной форме, потом в обыденной
или полной, затем к нему начинают добавлять отчество.

Ученик 2 У каждого человека есть имя, у иного не одно, а несколько.
Имена могут быть древними и совсем новыми. По имени
можно определить, откуда человек родом, в каких традициях
воспитан и даже – о чем мечтали его родители.

Ведущий Древнерусские имена делились на 2 группы: внутрисемейные
и уличные. Внутрисемейные давались сразу после рождения,
а уличные человек получал уже во взрослой жизни. Уличные
имена ученые назвали еще прозвищами.
1
Ученик 3 Часто ребенка называли по порядку и времени рождения:
Первуша, Вторыша, Третьяк, Пятунька, Девятко, Субботка,
Мороз и т.д.
Ученик 4 Есть имена, определяющие внешний вид, физический облик
или черты характера, поведения ребенка: Беляк, Ушак, Худяк,
Мякиш, Сухой, Угрюм, Мямля, Молчанка, Злобка и т.д.
Ученик 5 К группе более древних относятся имена, связанные с
названиями животных, рыб, птиц, растений: Медведь, Волк,
Конь, Орел
Ученик 6 Некрасиво поступают дети, которые придумывают прозвища.
Придумывать прозвища – это вредная привычка, такая, как
плеваться, ругаться, и от нее надо избавляться, чтобы ваше
имя осталось в памяти людей добрым.

Ведущий В наше время очень часто именинником называют человека,
отмечающим свой день рождения. На самом деле именины и
день рождения не одно и то же.

Языковед - Слово «именины» - однокоренное с «именем». Многие годы
имя в нашей стране человеку выбирали родители, на свой
вкус, а чаще руководствуясь модой. Всесильная мода то
заставляла всех девочек называть Настеньками, а мальчиков
Денисами, то вдруг появлялись целые классы Наташ и
Сергеев Прошел по телевидению сериал – и в русских
городах появились Марианны, Изауры. Появилась на сцене
новая певица и стали девочек называть Алсу.
Историк - А раньше выбором имени ведала церковь. Имя ребенку
давалось при крещении.
Крещение – это как бы духовное рождение человека. При
крещении человеку давали имя в честь святого. А этот святой
становился небесным другом и покровителем человека. День
памяти святого называли именинами, или днем ангела.
Сейчас многие люди обращаются к православной вере и дают
своим детям имена не по моде, а в соответствии с
христианской традицией.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним.
М.Владимов.
2
Ведущий - А вы любите свое имя?
Кто вам его дал?
В честь кого вас назвали таким именем?
У каких известных людей есть такое же имя как у тебя?
Что обозначает ваше имя?
Ребята, Давыдов Миша так заинтересовался тайной своего имени, что месте с мамой решили эту тайну разгадать. Давайте его послушаем (презентация)
Исследование - А еще, ребята, мы вместе с Мишей в каждом классе и
школе провели исследование: каких имена встречаются
чаще всего и любят ли ребята свое имя. И вот что у нас
получилось.
(Выступление с презентацией Давыдова М.)
Языковед Имя конкретного человека – не просто набор звуков. Оно
отражает самого человека. Очень важно, чтобы человек
чувствовал имя «своим», носил его без душевного
дискомфорта. Ведь с помощью имени к человеку обращаются
все окружающие люди. Прикоснуться к имени, значит
прикоснуться к человеку.
Ведущий Широко распространено мнение, что имя оказывает влияние
на судьбу человека. Разумеется, если бы это влияние было
полным, бесспорным и решающим, то все Иваны и все
Натальи жили бы совершенно одинаково Но говорить о
том, что имя в какой-то мере влияет на человека, все-таки
можно. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых
людей, двух одинаковых судеб.
Игра Слово состоит из звуков и букв и включает в себя значение этих
букв и звуков. Давайте поиграем.
Расшифруйте свое имя по буквам, но с одним условием:
придуманные слова должны характеризовать вас, ваши черты
характера, поступки, особенности внешности, увлечения. Вот,
например:
ИРИНА
И – искренняя
Р - решительная
И - исполнительная
Н – надежная
А – аккуратная
Постарайтесь и вы расшифровать свое имя.
(Учащиеся выполняют задание, затем заслушиваются несколько человек)

Ведущий Считается еще, что формирование характера человека
зависит от того, в какое время года он родился.

3
Ученик 7 Считается, например, что зимой рождаются люди талантливые,
волевые, целеустремленные. «Зимние» люди тяготеют к точным
наукам, к цифрам и расчетам. Это мыслящие личности, но часто
упрямые и самолюбивые.
Ученик 8 «Весенние» люди – уязвимы, ранимы. Они нерешительны и
обидчивы, при этом часто эгоистичны. Но в тоже время они
талантливы, сообразительны, имеют хорошую память, обладают
чувством юмора. Они более расположены к гуманитарным
наукам.
Ученик 9 «Летние» натуры добродушны, при этом несколько
бесхарактерны, легко поддаются чужому влиянию. Они
эмоциональны и впечатлительны, импульсивны и вспыльчивы.
Их отмечает трудолюбие, настойчивость и отвага. Они
незлопамятны, миролюбивы, любят людей и животных. Хорошо
разбираются в искусстве.
Ученик 10 «Осенние» - рассудительные, уравновешенные, серьезные люди.
Они хранят накопленный опыт и не повторяют ошибок, делают
все не спеша и обдуманно, усердно и старательно. «Осенние»
личности мудры и добры.

Библиотекарь А хотите ли вы знать, что обозначает ваше имя?
Я расскажу сейчас о каждом из вас.

Историк Пройдут годы, и вы сами станете папами и мамами. Перед вами
встанет вопрос: как назвать сына или дочку? Никаких
инструкций на этот счет, конечно, не существует. Но
побеспокойтесь о том, чтобы имя не вызывало неприятных
ассоциаций, не было похоже на «смешные» или «глупые» слова.
Выбор имени – дело весьма ответственное. От него во многом
зависит, как сложится жизнь человека! Пусть день именин
станет для человека настоящим праздником!

Ведущий Имя дается человеку с рождения и он несет его через всю
свою жизнь. Если мы будем в течение всей своей жизни
совершать плохие поступки, то и имя свое «прославим» в
плохую сторону. А если мы будем всю жизнь делать добро, то
и имя наше станет «добрым». Слышали ли вы когда-нибудь
такое выражение «доброе имя»? Что оно означает?
Приведите примеры «доброго имени». (Юрий Гагарин и т.д.)
«Доброе имя» остается бессмертным.
Ведущий Надеюсь, что на этом классном часе вы узнали много
интересного. Если кто-то не любил, то полюбил свое имя. Если
кто-то не знал как его имя расшифровывается, то сегодня узнал.
И все вы будете прославлять свое имя только добрыми
поступками.










Заголовок 115