Конспект ООД по познавательному развитию Московский кремль для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка»









Конспект ООД по познавательному развитию
на тему: «Московский кремль»






Выполнила:
воспитатель старшей группы
1 квалификационной категории

Демина Г.Е.








Бутурлино,2016г.


«Московский кремль»
Цель: Расширить представления детей о Москве, продолжить знакомство с историческим центром Москвы - Кремлем, дать знания о плане Кремля, названии его башен. Воспитывать любовь к столице. Активизировать словарь детей: название башен(Угловая Арсенальная, Тайницкая, Боровицкая, Водозводная, Аружейная, Спасская), куранты.
Предварительная работа: Чтение: Т. Коти «Моя первая книга о России», Е.Промыслов «Москва», В. Осетров «Мой кремль»
Материалы: Мультимедийное оборудование.

ООД. « Ребята, мы с вами неоднократно говорили, что живем в огромной и богатой стране. Как она называется? (Россия). Она богата лесами, реками, морями, городами. Но есть главный город нашей страны, ее столица. Как она называется? (Москва).
Я хочу предложить вам отправиться в Москву. Куда бы вы хотели попасть в Москве? (Кремль).
Тогда отправляемся. Закрываем глаза, открываем глаза. 1 СЛАЙД
Узнали? (Да, это кремль).
Дети, я вам уже рассказывала о том, как возник Кремль. Теперь вы мне расскажите, что же такое Кремль и для чего люди в старину строили его (это крепость, люди защищали себя от врагов и диких животных).
- Каким он был сначала? (деревянным) 2 СЛАЙД
- Что с ним случилось? (сожгли враги).
- Да, не раз горел деревянный Кремль, люди его заново отстраивали и когда в очередной раз враги сожгли Кремль, князь Дмитрий Донской заменил деревянный Кремль на белокаменный 3 СЛАЙД
Что потом случилось?
- Да и эти белокаменные стены не выдержали испытания временем, и тогда Кремль выложили из красного кирпича 4 СЛАЙД и до наших дней сохранился краснокаменный Кремль.
Мы с вами вспомнили, что Кремль – это крепость. 5 СЛАЙД. Внимательно посмотрите и скажите, как можно догадаться, что Кремль действительно крепость? ( Высокие стены, бойницы)
- Да, стены Кремля действительно высокие – с трёхэтажный дом, в некоторых местах с шестиэтажный. Согласитесь со мной, что через такие стены и сейчас трудно перебраться, а в давние времена было еще труднее.
- Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах? Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. На внутренней стороне стены находится боевая площадка, чтобы люди могли не только стоять на одном месте, но и передвигаться от одной бойницы к другой.
6 СЛАЙД. Посмотрите на схему Кремля. Здесь хорошо видны все башни Кремля, попробуйте их сосчитать( воспитатель помогает детям).
Итак, мы с вами насчитали 20 башен. А как вы думаете, для чего нужны башни? (предположения детей).
- Да, в башнях укрывались воины и жители города. Там находилось продовольствие, вода, оружие.
- Посмотрите и скажите, все ли башни одинаковые? Какие вы видите? (большие, маленькие и средние).
- А форма одинаковая? (есть прямоугольные, есть круглые). Посчитайте, сколько круглых башен(3). Где они находятся? (по углам). А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни? (предположения детей).
- Круглые башни были наиболее прочными, из них можно было вести обстрел вкруговую, потому что враг был виден не только впереди, но и вдоль стен.
ФИЗМИНУТКА.
Встаем и повторяем за мной!
Я люблю мою Столицу - (дети показывают руками сердечко.)
Много в ней красивых мест! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны.)
Сядем с мамой мы в машину (садятся на корточки)
И поедем все смотреть! (встают и рулят руками)
Вот большой дворец, огромный, (выставляют обе руки вперед и показывают)
Называется Кремлем!
Здесь походим, погуляем, (шагают на месте)
Все рассмотрим с мамой в нем! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны)
В этих башнях были устроены колодцы с водой, чтобы снабжать защитников водой во время осады Кремля и одна из башен так и называется – Водовзводная. 7 СЛАЙД. В ней был механизм, который поднимал воду из реки – Москвы. Повторите название Водовзводная.
- По названиям башен можно узнать, для чего они предназначались. Вот, например, эта башня 8 СЛАЙД называется Угровая Арсенальная, как вы думаете, для чего она предназначена? Кто знает, что означает слово «арсенал»? Арсенал – это склад для оружия. Повторите это слово.
- А вот эта башня называется Оружейная 9 СЛАЙД. Вы уже догадались, для чего она предназначалась?
- А как вы думаете, почему одна из башен называется Боровицкая? 10 СЛАЙД. Эта башня получила свое название от слова «Бор». Когда-то неподалеку шумел красивый сосновый бор.
-А вот это Тайницкая башня 11 СЛАЙД. Попробуйте догадаться, откуда такое название ( предположения детей). Эта башня хранит важную для защитников крепости тайну – в ней находился тайный колодец и тайный выход к реке.
- И наконец, башня, которую вы все хорошо знаете 12 СЛАЙД. Как она называется? Спасская. А как можно узнать Спасскую башню?( по курантам, бой курантов). Спасская башня самая красивая башня Кремля.
ФИЗМИНУТКА
Много звезд на небе (руки вверх, посмотреть наверх)
Есть они в Кремле (показать руками)
Светятся, сияют звезды на Кремле (руки перед собой, сжать – разжать кулаки, имитация блеска звезд).
13 СЛАЙД. Кремль занимает много места. Посмотрите на схему. Видите, везде проходит стена и нигде нет даже маленького просвета. Как же можно войти в Кремль? ( предположения детей). Да, через ворота. Сколько ворот?(5). Они находятся в самых больших прямоугольных башнях. А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Подумайте (предположения).
- Ворота расположены так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стенами крепости, когда враг подступил к их домам. Ворота были сделаны из крепкого дуба или металла.
- Но еще очень большое значение имело расположение Кремля. Посмотрите на схему. Какую геометрическую фигуру напоминает расположение Кремля? Да, треугольник, только не очень ровный.
Давайте рассмотрим, что же находится за стенами Кремля с трех его сторон.
- Вот с этой стороны что видите? (протекает река). Да, это река Москва.
- А с этой стороны тоже река. Это река Неглинная, только сейчас она течет под землей в трубах.
- А с третьей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем постоянно стояла вода от дождей.
Вот мы с вами убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью.
Много – много лет назад построили этот красавец Кремль итальянские и русские мастера, а до сих пор он вызывает восхищение не только москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.
А сейчас закрываем глаза и возвращаемся в детский сад.
Ребята, где мы сегодня побывали? Какие башни Кремля вы запомнили? Что вам понравилось?
Заголовок 2 Заголовок 315