Обобщение опыта по теме: Деятельность эколого-биологического отдела МБОУ Детская Экологическая станция

Деятельность эколого-биологического отдела
Детской Экологической станции

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская Экологическая станция» целью своей работы по эколого-биологической направленности определила следующее: экологическое образование и воспитание обучающихся, направленное на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству. Непрерывность и преемственность в обучении и воспитании создают условия для всестороннего развития личности ребенка в процессе интеграции работы с дошкольными образовательными учреждениями и средними общеобразовательными школами, где Детская Экологическая станция является связующим звеном.
В настоящее время в нашем учреждении созданы все предпосылки для формирования у обучающихся системы экологических знаний. Следует отметить, что мы реализуем интегрированный подход к обучению, а это предусматривает взаимопроникновение различных областей, формирование целостного мировоззрения у обучающихся, способствует разностороннему и целостному развитию детей за счет образовательных, воспитательных, развивающих возможностей детских объединений.
Реализуются 9 образовательных программ по экологическому, ботаническому и зоологическому направлению: «В мире животных», «Юный зоолог», «Юный ветеринар», «Зеленый мир», «Гринленд», «Таинственный микромир», «Юные исследователи», «Экологи-исследователи», «Юные экологи». Организуя деятельность объединений эколого-биологической направленности в ДЭС, образовательный процесс можно подразделить на 4 этапа. В оптимальном варианте обучающиеся проходят последовательно все 4 этапа. Однако это не исключает возможность выбрать свой образовательный путь с любого этапа, в зависимости от возраста или от образовательного уровня.
1этап - «Погружение». Начальное знакомство с миром природы, максимально использующее эмоционально-образное восприятие природной среды. Цель: выявление творческих способностей, их развитие в процессе общения с природой, создание благоприятных условий для самореализации.
2 этап - «Выбор». Начальное знакомство с различными направлениями образовательной деятельности. Выбор конкретного направления творческой деятельности. Цель: дать возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности, чтобы выбрать ту образовательную деятельность, которая максимально соответствует его склонностям и психологическим особенностям.
3 этап - «Проба сил». Обучение основным биологическим, экологическим дисциплин, проба собственных сил в конкретном виде деятельности. Предоставление возможности для развития мотивации к творческой работе, интеллектуальному труду и выработке навыков коллективной творческой деятельности и коммуникативной культуры.
4 этап - «Творческий». Обучение профессиональным навыкам научно-исследовательской, экспериментальной, проектной или другой деятельности и знакомство с возможными будущими профессиями. Овладение полноценной структурой эколого-биологических знаний, подразумевает широкое участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, проектах разного уровня.
Для того чтобы помочь правильно сориентироваться ученикам в выборе нужного этапа и направления деятельности в эколого-биологических объединениях, необходимо соблюсти некоторую последовательность в организации профильной деятельности в системе дополнительного образования:
- изучение интересов и потребности, обучающихся в объединениях эколого-биологической направленности;
- определение содержания, форм и методов работы с обучающими образовательных учреждений, в которых организуется объединения эколого-биологической направленности.
Программа каждого детского объединения ДЭС эколого-биологической направленности направлены на расширение и углубление знаний по ботанике, зоологии, общей биологии, химии, фенологии, географии и других дисциплин, развитие системы знаний по экологии, выработку практических умений и навыков в работе по профилю объединения, навыков опытно-исследовательской и экспериментальной работы. Таким образом, учитывается возможности для развития каждого обучающего в зависимости от способности и потребностей, обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворить свои познавательные интересы.
При обучении детей мы опираемся на следующие приоритетные принципы:
- свободный выбор видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы;
- возможность свободного самоопределения и самореализации обучающегося;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практико-деятельностная основа обучения.
Детская Экологическая станция ежегодно организует и проводит ряд городских мероприятий экологической и природоохранной направленности для детей и молодежи города: экологические праздники «День птиц», «Всемирный день животных», «В гостях у крокодила»; игры «Экологической тропой», «Экологический КВН»; муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии; окружной конкурс юных натуралистов-экологов, конкурс-выставка «Мисс-Кис» и т.д. Организуются и проводятся мероприятия по пропаганде экологического движения в городе, экологические акции.
Организационно-массовая работа в ДЭС обладает потенциалом для формирования у обучающихся экологической культуры и позволяет вовлечь большое количество школьников, дошкольников, широко пропагандировать среди них различные виды научных знаний по экологии и биологии. Позволяет активи
·зировать их творческую активность, воспитать необходимые нравственные качества, развить инициативу. Каждое мероприятие организуется с одной главной целью - формирование экологического сознания.
Организация массовых мероприятий в ДЭС направлено не только на охват всех участников (количественный показатель), а и на активизацию действий каждого из участников (качественный показатель). В ходе подготовки учитываются возрастные и психологические особенности аудитории.
Массовые мероприятия проводимые в ДЭС освещаются в средствах массовой информации. Совместно с телевидением «Импульс» снимается тематическая передача о животных и растениях ДЭС «Совенок», где в роли ведущих выступают обучающие детских объединений Экологической станции.
С целью экологического просвещения всего населения города в выходные дни работает клуб выходного дня «Добро пожаловать», клуб «Гармония» для родителей с детьми.
Самый северный мини-зоопарк России. Особенностью ДЭС является мини-зоопарк, единственный в округе уголок живой природы с разнообразием флоры и фауны. Мини-зоопарк ДЭС открыт для свободного посещения новоуренгойцев и гостей города каждый день и пользуется огромной популярностью - в среднем 26500 посетителей в год. Мини-зоопарк также является объектом экскурсионной программы гостей города Новый Уренгой.
Коллекция мини-зоопарка насчитывает 150 видов растений и более 80 видов животных; из них 15 видов пресмыкающихся, 14 видов млекопитающих, 28 видов птиц, 2 вида членистоногих, более 15 видов рыб, также насекомые 5 видов и 1 вид амфибии. Важнейшей задачей мини-зоопарка ДЭС является работа по восстановлению и приумножению разнообразия животного мира Ямала. Разработанный в проект «Открытый зоопарк» направлен на создание условий для диких животных, раненных и ослабленных, которых горожане подобрали в природе. Большинство представителей местной орнитофауны, например, малый тундровый лебедь Феня, сокол-сапсан, орлан белохвост Клека, поступили в мини-зоопарк ДЭС с различными травмами крыльев. После соответствующего лечения и ухода силами воспитанников кружка "Юные ветеринары" птицы остались в коллекции мини-зоопарка и стали любимцами детей и взрослых посетителей.
Многообразие видов животных разных систематических групп мини-зоопарка позволяет проводить самые разнообразные тематические экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов. Экскурсии проводят в различной форме, например, обычная экскурсия трудна для восприятия детей младшего возраста, поэтому для них мы проводим экскурсию в виде игры, вызывая живой интерес у детей и взрослых.
Эколого-биологическим отделом регулярно ведется анализ экскурсионной деятельности: разрабатываются новые темы лекций-экскурсий, внедряются интерактивные и интегрированные формы работы с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья и т.д. В настоящее время систематизировано 28 лекций-экскурсий для основных возрастных категорий лекторской аудитории: для дошкольников - «Путешествие в сказочную страну растений», «Животные – герои народных сказок»; для младших школьников - «В мире веселой ботаники», «Тайны крысиного короля»; для детей среднего школьного возраста - «Обитатели мини-зоопарка ДЭС в баснях И.А. Крылова», «Птицы Ямала», «Обитатели домашних аквариумов»; для учащихся старших классов и студентов - «Приспособленность организмов к условиям внешней среды», «Селекция и Дарвинизм». Вся информация о тематике проводимых экскурсий, время проведения ежегодно доводится до сведения учителей биологии и методистов по воспитательной работе общеобразовательных и дошкольных учреждений города. Организуются интегрированные лекции-экскурсии совместно с образовательными учреждениями города, где учителя предметники используют тематику лекций для закрепления уже изученного материала.
В мини-зоопарке существует контактная группа животных с которыми дети могут играть, трогать, кормить, практически без каких-либо запретов. Живое взаимодействие с обитателями зоопарка благотворно влияет на психику и морально-этическое воспитание ребёнка. Кормя животных и играя с ними, малыши успокаиваются, обучаются бережному отношению к окружающей природе, в них воспитывается сочувствие и гуманность. Эколого-биологическим отделом созданы условия для особой формы взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с животными. Контактируя с животными, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья обогащают свой сенсорный опыт, что имеет важнейшее значение для умственного развития в целом. В рамках сотрудничества с Региональной общественной организацией родителей детей-инвалидов «Милосердие» регулярно организуется посещение детьми инвалидами мини-зоопарка ДЭС с организацией для них занятий, экскурсий, работы с контактной группой животных.
Процесс эколого-биологического просвещения детей продолжается и в летний период во время оздоровительной компании на пришкольных площадках: кружковая работа педагогов ДЭС, лекционные занятия; трудовая деятельность детей по благоустройству территории ДЭС, заготовке кормов на зиму для животных, ведение исследовательских работ. Таким образом, Детская Экологическая станция создает условия для раскрытия, развития и удовлетворения интересов детей в экологической, эстетической и натуралистической работе, воспитывает в детях бережное отношение к природе и вовлекает в природоохранную деятельность.


15