Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема : «Моё сердце»


УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЯКШУР-БОДЬИНСКОГО РАЙОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯКШУР-БОДЬИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема : «Моё сердце»
Выполнил
Широбокова Татьяна Сергеевна
Воспитатель
Первая квалификационная категория

с. Якшур-Бодья, 2015г.
Тема : "Мое сердце".
Цель: Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма.
Программные задачи:
Образовательная :Обучать правилам сохранения здорового сердца.
Формировать первичные представления о своем теле, работе сердца.
Развивающая :Развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи.
Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.
Развивать чувство ритма: передачи хлопками ритма рисунка.
Воспитательная :Воспитывать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области Совместная деятельность Планируемый уровень достижений
Познавательное развитие -Развивать умение логически мыслить, устанавливать логические связи .-Расширять кругозор (по теме «Мое сердце»).
- ставят цель, планируют способы ее достижения, оце-нивает полученный результат.
- применят элементарные знания от увиденного и услы-шанного в свободной деятельности.
-участвует в решении проб-лемных ситуаций, эксперемен-тировании, рассуждает, делает умозаключения.

Социально-коммуникативное развитие -Развитие эмоциона-льной отзывчивости .-Формирование го-товности к совмес-тной деятельности со сверстниками и взрослыми.
-согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре. Договаривается со сверстни-ками, какую часть работы будет выполнять.
-контролирует свои действия и действия других играющих, самостоятельно исправляет ошибки.
- делится своими пережива-ниями. Испытывает гордость за собственные успехи и достижения.
-пытается делиться со взрос-лыми своими впечатлениями по поводу увиденного и услышанного.
Речевое развитие -развивать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, умение поддерживать беседу.
- высказывать свою точку зрения, согла-шаться или не согла-шаться с ответами товарищей. - высказывает свое отношение к увиденному и услышанному.
Физическое развитие -становление ценностей здорового образа жизни.
-формирование сознательного отношения к выпол-нениям физических упражнений. -обладает устойчивыми культурно-гигиеническими привычками.
-заботится о своем здоровье, здоровье окружающих.
Материалы к занятию. Презентация со схемами: схема–рисунок расположения сердца, схема рисунок сердца, схема человеческой фигуры с сердцем и кровеносными сосудами; видеоотрывки из мультфильма «Волшебник изумрудного города»,10 красных (слабых) резинок для волос, 3 полиэтиленовых фартучка, 3 объёмных самоклеящихся сердца, резиновая груша, прозрачные гибкие трубочки, окрашенная вода (имитация крови),10 карточек с изображением сказочных персонажей, 2 домика (светлый и тёмный), бумажные сердечки разрезанные в виде пазлов (2шт), музыкальное сопровождение (мелодия «В гостях у сказки»), фонендоскоп, шапочка доктора,10 одноразовых шапочек, Лабдиск, ТВ, компьютер,сок по количеству детей, 3 подноса(красного, желтого, зеленого цвета).
Предварительная работа.
Занятия: "Если хочешь быть здоровым!", "Кто мы? Какие мы?"; чтение и рассматривание энциклопедии «Человек», беседа на тему «Мое здоровье»,рассматривание иллюстраций, картин; рисование на тему: "Какие мы", игры "Полезные – вредные" "Доктор Айболит".
Обогащение словаря: сердце, пульс, мышечный мешочек, фонендоскоп, кислород, кровь, сократилось, красного цвета, стучит, сильное, лабдиск.Ход занятия.
Дети входят в группу. Останавливаются. Здороваются с гостями.
Ну-ка дружно встанем в круг,
Каждый, кто в кругу твой друг!
Подари улыбку другу
И пошли её по кругу.
Мы с друзьями поиграем,
Много нового узнаем!
-я посылаю улыбку, а вы ее принимайте и по кругу посылайте. А теперь, повернемся к гостям и подарим улыбку им. Теперь у нас с вами и у гостей хорошее настроение.
Звучит звонок скайпа.
-ребята нас кто-то вызывает, присаживайтесь на места, узнаем в чем дело. (на ТВ видео про Дровосека без звука).
- ребята, вы узнали кто нас вызывает? (ответы детей)
-но у нас неполадки со связью и мы ничего не услышали. Ребята, как вы считаете, о чем хотел нам рассказать Железный Дровосек? (ответы детей)
- какая беда могла случиться с ним? (ответы детей)
-Когда-то он был обычным веселым человеком – очень добрым и помогал всем на свете. За это одна злая волшебница решила его погубить, превратив в железного человека. Но больше всего огорчало Железного Дровосека то, что у него больше не было сердца. И он отправился к великому волшебнику Гудвину, чтобы он дал ему сердце.
-А у нас, ребята, у всех есть сердце? (Выслушать ответы).
-Почему вы так думаете? А где оно у вас находится?
-Почему мы его не видим, как уши, нос, глаза? (Выслушать ответы)
-Сердце- внутренний орган, т.е. он находится внутри нашего тела. А защищает его грудная клетка, мышцы, кожа.
-Узнать точное расположение сердца нам поможет помогатор (говорим и прохлопываем).
-сердце располагается посередине грудной клетки и немного смещено влево.
-ребята, а где же это лево? (Выслушать ответы)
-лево там, где левая рука, найдем правую руку, она наша помощница ей мы держим ложку. Возьмите правой рукой резинку и оденьте ее на левую руку- это и есть лево.
Игра "Расположи правильно сердце".
– Представим, что Денис и Владик стали прозрачными. (Надеваем фартуки из полиэтилена). Теперь мы с вами можем увидеть сердце. Где оно находится? Попробуйте сами определить и наклеить сердечко. Обратите внимание, где у стоящих ребят одета резиночка.
-А теперь проверим, правильно ли ребята расположили сердца. Молодцы.
-Как вы представляете себе ваше сердце, какое оно? (предложить 2 - 3 детям нарисовать его). Оно совсем не такое, какое обычно нарисовано на открытках, игрушках. Поможет увидеть помогатор. Оно похоже на ваш сжатый кулачок, только чуть-чуть побольше. Ребята покажите какого размера ваше сердце. А вот такого размера мое сердце.
-А для чего же сердце так необходимо человеку?
-сердце выталкивает кровь и гонит его по сосудам (рассмотреть схему на которой изображена система кровообращения человека).
Хотите посмотреть, как это работает? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Дети проходят в «лабораторию», одевают одноразовые шапочки.
-сожмите кулачки, потом расслабьте, а теперь сделайте так много раз. Устали? А сердце работает без перерыва день и даже ночь, когда мы спим. Сожмется сердце - вытолкнет кровь, сожмется – опять вытолкнет. Оказывается, сердцем выталкивается пол стакана крови. Посмотрите, как это происходит.
Опыт.
Наше сердце похоже на насос. (показ)
Окрашенная вода рывками стекает по трубочке, прикрепленной к груше, в тазик. Это «кровь» выталкивается из сердца
Вот так не переставая течет кровь по сосудам.
Оказывается они бывают толстые (видимые) и тонкие (невидимые). Толстые сосуды можно увидеть на руке перевернув ладошку вверх. Синие полосы –это толстые сосуды. Переверните руку ладошкой вниз и сильно надавите на ноготь. что вы заметили? Да, он побелел. Отпустите- ноготь стал розовым. Это происходит потому что, внутри находятся мелкие невидимые кровеносные сосуды, которые при нажатии сужаются, и кровь перестает двигаться и не поступает к ногтю. Поэтому, чтобы наше сердечко хорошо работало, не носите штанишки с тугой резинкой и узкие колечки, ничего не должно мешать движению крови.
- как же можно почувствовать, что ваше сердце бьется, работает? (Выслушать ответы)
-ребята, можно приложить руку к сердцу или на шею и почувствовать как бьется сердце. Попробуйте
- Соня, скажи, как стучит твое сердце? (тук-тук-тук)
В: Ребята, наше сердце –это тоже мышца, поэтому физические упражнения укрепляют, делают его сильнее, также как и мышцы рук, ног, туловища. Сейчас мы дадим нагрузку нашему организму – выполним полезные упражнения для укрепления мышц. Для того нам надо встать в круг.
-Сердцу нужен кислород (руки вперед вверх, в стороны, вниз). (6раз)
- А теперь рывки руками помогаем сердцу сами (с поворотом в стороны). (8раз)
-Чтобы быть здоровыми- спортом занимаемся вправо – влево наклоняемся. (8р)
-А теперь мы приседаем, наши мышцы укрепляем. (6раз)
-Раз прыжок, два прыжок мышцы трудятся дружок. (8 прыжков-ходьба. повторить 3 раза)
-А теперь шары надуем, также мышцы тренируем (5 раз) .- А теперь мы побежим весь организм кислородом обогатим (бежим на месте)
В: Ребята, мы с вами подвигались, предлагаю пройти на коврик, расслабиться и еще раз пощупать свой пульс
Опыт 2
Как бьется ваше сердце (быстрее, сильнее, громче) Да, когда мы занимаемся физкультурой, спортом, подвижными играми у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее. А значит, сердце надо тренировать, А сейчас давайте немного отдохнем, ведь когда мы отдыхаем наше сердце тоже отдыхает и бьется медленнее.
(звучит сказочная музыка)
- Игра «Доброе и злое сердце»
(Из коробочки достаем персонажей сказок. Распределяем их по кармашкам черного и белого цвета. Объясняя свой выбор.)Каждому из вас достался сказочный персонаж. Помогите ему найти дом.
-Как вы думаете, кто будет жить в темном домике? (Выслушать ответы)
- а кто в светлом ? (ответы детей)
Выполнение задания.
Ребята, а как узнает врач биение вашего сердца? (ответы детей)
-существует аппарат- фонендоскоп, через который можно услышать удары сердца(с4). еще раз проговорим фонендоскоп. (одеваю шапочку врача и достаю фонендоскоп) давайте послушаем сердцебиение Вани. Но так только я могу услышать сердце Вани. (вызываю др. детей о одного переодеваем в доктора, а другого в пациента)
Но так только один человек может услышать сердечко.
-А чтобы и вы все услышали его, я принесла вам удивительный аппарат- Лабдиск, который помогает узнать о нашем организме очень много. Когда я подключу специальную прищепку на пальчик или ухо, то мы сможем услышать, как бьется наше сердце и даже можно увидеть это на экране. (выполнение опыта)
(звук скайпа) ребята, нас опять вызывают
Ну, а пока мы с вами, ребята, вели нашу беседу, Железный Дровосек, преодолев множество препятствий и приключений, добрался до Великого Гудвина, и он исполнил его самое заветное желание. Железный Дровосек – получил сердце.
Я вам тоже предлагаю сделать свое сердце. Я раздам каждому из вас по 1 детальке сердечка. Переверните её и вы увидите на ней геометрические фигуры. Назовите их (круг, овал). Те ребята, у которых круг- подходят столу с наклеенным кругом, а у кого овал -к столу с овалом.(групповая работа). Молодцы.
-а теперь возьмите за руки и сделайте шаг к столу. А теперь шаг от стола. Еще раз. Вот так бьются сердца.
-а что бы вы рассказали о сердце своим родным? (Выслушать ответы)
(следующая игра проводится если остается время)
Давайте посмотрим на помогатор и сформулируем вместе
Сформулируем правила вместе
1)заниматься физкультурой ( утренней гимнастикой, пальчиковой гимнастикой, ритмикой)(с8)
2)выполняйте дыхательные упражнения
3) больше двигайтесь на свежем воздухе
4) хорошо питайтесь, ешь фрукты и вощи
5) заботься о зубах
6) носи удобную одежду
7)Имей доброе сердце и хорошее настроение
Если вы будете соблюдать эти правила, то сердце у вас будет хорошо работать и не будет болеть. А чтоб здоровья прибавилось, выпейте сока. Если вам все было понятно и интересно-возьмите сок с зеленого подноса, если вам было интересно, но что-то показалось трудным-ите сок с желтого подноса. А если, вам было неинтересно и ничего не понравилось, возьмите сок с красного подноса.
Спасибо!