Урок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 класс


11669821743 Шерункова Любовь Робертовна
учитель начальных классов
КГУ«Школа-гимназия №1 имени
Григория Орджоникидзе»
Жуалынский район

Урок познания мира в 3 классе
 Тема урока: Гостеприимство
Цель: расширять представление о традиции гостеприимства.
Задачи:
– раскрывать значимость гостеприимства;
– развивать способность понимать и уважать традиции народов;
– воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.
Ход урока
1 Организационный момент.
– Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь поприветствуем друг друга.
2. Проверка домашнего задания
1) Чтение сочинений «Моя семья»
2) Защита рисунков «Моя семья»
3. Литературная страничка
Чтение стихотворений о гостеприимстве ( 3 ученика)
4.Работа над новым материалом
Рассказ учителя
Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы».
Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?
   Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).
Продолжение притчи.
Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
 – Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «қонақ асы»
   Что означает слово «қонақ асы»?
   Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).
Беседа
   Кто и когда приходит к вам в гости?
   Как встречают гостей в вашем доме?
  Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
  Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся).
Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём».
Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова
Гостеприимство- радушно встретить
Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями.
Цитата урока
– Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так – «Сыйласаң, сыйлы боларсың». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением.
Сегодня мы с вами поговорим о том как принято принимать гостей в разных национальностях
1)Какого народа одежда?

Казахское гостеприимство
Работа по учебнику стр.127-128
Чтение текста
Словарная работа
Дастархан, конакасы, бата, традиции
Физминутка под музыку
2) )Какого народа одежда?

Русское гостеприимство
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта
Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте.
На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил.
3) Какого народа одежда?

Кавказкое гостеприимство
Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».
Гостеприимство особенно ярко проявляется в сельской местности. Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол. Кроме того, в каждом доме имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему.
Гостя не полагалось расспрашивать, откуда он и зачем приехал. В гостевом помещении с ним находился самый уважаемый мужчина семьи, при этом все присутствующие должны были стоять. Как бы хозяин ни был занят, он должен был находиться рядом с гостем.
Хозяин и его домочадцы старались удовлетворить любое желание гостя, что требовало от него ответной сдержанности. Гостю подавалась самая лучшая пища, и если он оставался на ночь, ему резали барана, даже несмотря на то, что в доме было свежее мясо. Перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей. От гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу
4.- Ребята, а вы знаете пословицы о гостеприимстве?
Работа в группах «Собери пословицы»
В гостях хорошо, а дома лучше.
Доброму гостю - хозяин рад.
Любишь гостить, люби и к себе звать.
Много гостей, много новостей.
-Ребята вы любите ходить в гости? А принимать гостей?
Сейчас мы посмотрим как вы поступите различных ситуациях.
Каждая группа получает конверт, в котором описана ситуация, которую необходимо разыграть.
Ситуация первая.
У Кати день рождения. Она пригласила друзей к 6 часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Катя открыла дверь, увидев Сашу, небрежно сказала: «Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре». И убежала на кухню.
Обсудить в группе и высказать: Как правильно поступить в этой ситуации гостю и хозяину?
( Раньше времени приходить неприлично. Но, если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы, телевизор, послушать музык ).
Ситуация вторая.
К Вадику пришли одноклассники Сережа и Кирилл. Мальчики хотели поиграть в новую игру. Прошел час, другой, а гости не уходят. Уроки не выучены, картошка по просьбе мамы не начищена. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой, Домой их отправить? А как же долг хозяина? А уроки? А мамина просьба
Что можно посоветовать Вадику? Высказывание учащихся
Бывает, что ребята злоупотребляют правом хозяина. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает прийти друзей в другой раз.
Ситуация третья.
После школы Саша сказал Кириллу: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять, у меня новая компьютерная игра, поиграем».
Кирилл пришел в семь часов. Он зашел в комнату, бросил куртку в кресло и огляделся.
-А у вас классно! А это что?- и он схватил модель парусника с письменного стола.
-Это отцу подарили. На память.
-Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли?- Кирилл нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Саша взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках новый фонарик.
-Сколько стоит? А это где покупали? –Нет мне не нравится это барахло!
-Ну показывай свою игру!
Поиграв немного, он сказал хозяину, что в такие игры он в первом классе играл.
-Ну я пошел. Пока. А фонарик я твой взял, завтра отдам, только покажу отцу, мне тоже такой нужен.
А как вы, ребята ,отнеслись бы к такому гостю?
Работа в группе и высказывание своего мнения.
Ситуация четвертая.
У Наташи день рождения. Ей исполнилось 12 лет. Они с мамой готовились ко дню рождения тщательно. Пришли ребята из класса засыпали именинницу подарками. Но хозяйка всех встречала по- разному. Жене очень обрадовалась проходи Женечка проходи.
Вика принесла книжку: « с днем с днем рождения Наташа! – Фи книжка. У меня уже такая есть .Ну ладно проходи раз пришла. Наташа, - эту сумочку мы в фирменном магазине покупали,- даря подарок, сказала Оля.
-Классная сумочка, Мне нравится!
Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Наташе в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла заколку и конфеты,-
-А я не ем с такой начинкой конфеты,- сказала Наташа.- А заколка красивая!
Давайте обсудим, правильно ли принимала гостей Наташа? Высказывания учащихся
5. Гостеприимство в сказках
Правильно ли встречали гостей и вели себя в гостях наши любимые сказочные герои?

Минутка тишины
Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.
– Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…
   Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?
   С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан».
   Какие блюда готовят к приему гостей?
– Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан.
6.Творческая деятельность «Дастархан» (коллаж, материал готовит учитель)
Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа получает листы ватмана, а также иллюстрации с изображением различных блюд и составляет коллаж на тему: «Дастархан».
Учащиеся показывают свои работы и рассказывают, дастархан какого народа накрыла каждая группа.
7.Итог урока
Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что в сознании разных народов воспринимаются как нечто должное, как неотъемлемая часть культуры. Времена сейчас сложные, и все равно – ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.
8. Домашнее задание
– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.